О том, какие планы и проекты реализуются в краевом центре, какие актуальные вопросы стоят перед городской властью, говорим с мэром Красноярска Владиславом Логиновым.
— Владислав Анатольевич, город встретил юбилей, перешагнул очередной исторический рубеж. Расскажите о работе, направленной на усиление имиджа столицы края.
— Имидж, конечно же, имеет свое значение, и сегодня наш главный ориентир — это развитие в русле современных запросов красноярцев. Важно строить имидж Красноярска как города, где решения принимаются и реализуются при активном участии жителей. И такой формат муниципального диалога необходимо расширять, консолидировать людей вокруг идей, общих интересов. Поэтому неслучайно в этом году в дополнение к благоустроительным конкурсам запустили два новых общегородских проекта. Первый — это «Фабрика народных инициатив», предложенный не администрацией, а жителями на городском форуме. 100 событийных культурных, творческих, спортивных и иных инициатив, выбранных голосованием людей, получат ресурсную поддержку и будут реализованы в этом году в микрорайонах, во дворах. Уверен, что это послужит формированию добрососедских отношений, чувства взаимоуважения среди красноярцев.
Второй проект — «ЯРкие БЕРЕГА», превращающий городские набережные вдоль Енисея в пространства для событий и встреч. Это городские локации, где горожане смогут вместе проводить время, отдыхать, отмечать значимые события, организовывать мероприятия, проявлять свои творческие возможности и таланты. «ЯРкие БЕРЕГА» — это объединяющее направление, жители и гости Красноярска смогут внести свой вклад в формирование дружелюбной и позитивной среды в городе, найти единомышленников своим творческим идеям и пожеланиям.
Празднование 395-летия Красноярска прошло под девизом: «Юбилей с моей историей», и это не случайно. Красноярцы гордятся своим городом, хотят участвовать в его обновлении, чувствуют свою сопричастность к происходящим переменам. Это и есть один из важнейших акцентов формирования нового имиджа Красноярска: качество жизни в городе должно оцениваться не по красивым локациям или фотографиям, а по тому, что о нем говорят люди.
— Какие задачи, поставленные перед городскими властями, являются наиболее актуальными в рамках подготовки к празднованию 400-летнего юбилея города?
— Горожан ждет событие федерального масштаба. И в оставшиеся до него пять лет важно максимально сфокусироваться на задачах преображения инфраструктуры, социальной и культурной жизни Красноярска. Здесь требуется объединение всех неравнодушных жителей.
Первый приоритет — система образования. Это инвестиции в молодое поколение, статус или, возвращаясь к первому вопросу, имидж города. В Красноярске активно строятся школы, детсады, развиваются вузы и передовые педагогические практики. Богатство образовательного потенциала нужно транслировать в массы — образовательный туризм может стать новым направлением развития Красноярска.
Комплексное развитие территорий — еще одно новое направление, развивающееся в рамках городской градостроительной политики. Реновация старого жилого фонда, неэффективно используемых промзон, создание качественной городской среды с доступностью социальных и культурных объектов — все эти задачи приоритетны для города и горожан. Ряд таких проектов уже реализуется в Красноярске, и эту практику будем настойчиво и системно продолжать.
В части развития транспортной инфраструктуры Красноярск претендует на то, чтобы быть логистическим мостом, соединяющим запад и восток России. У нас есть даже символ этой идеи — Коммунальный мост, по праву считающийся не только российской, но и мировой достопримечательностью. Внутригородская дорожная сеть также требует обновления — этой задачей мы занимаемся системно и планово. В этом сезоне на улицах города также пройдут масштабные ремонты; процесс, кстати давно запущен, многие улицы уже обновлены.
Третьим приоритетом городского обновления является модернизация общественного транспорта с акцентом на экологичность. На городских маршрутах должно становиться больше электробусов, троллейбусов с автономным ходом, трамваев. Стремимся к тому, чтобы к 2028 году весь городской общественный транспорт стал экологичным. Будем поддерживать проекты по развитию сети заправок для электромобилей — пример положительного практического опыта есть, будем продолжать.
Еще один серьезный вызов — цифровизация Красноярска, внедрение принципов «умного» города с учетом формирования новых интересных точек притяжения горожан и гостей города. Туристы, приезжающие в Красноярск, должны наполняться самыми разными впечатлениями: природными, событийными, культурными, спортивными, гастрономическими…
— В вашей компетенции множество вопросов по жизнеобеспечению города: транспортная инфраструктура, ЖКХ, образование и другие. Расскажите о планах на текущий сезон дорожного ремонта, благоустройства и озеленения.
— В этом году при поддержке края объемы ремонта улично-дорожной сети значительно увеличились. Отремонтировать предстоит около 50 километров дорог. Для Красноярска — это рекордный показатель. В целом же в городе около 1300 километров дорог.
Восемь пространств будут благо-устроены по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды». Это государственная задача, которая обязательно должна быть выполнена.
Значительные ресурсы направлены на обновление сети городского освещения. Здесь ориентируемся на обращения горожан. Очень много объектов создается в частном секторе, на правобережье, где-то добавляются уличные фонари, протягиваются новые воздушные линии. Есть улицы, где освещение меняется комплексно, к примеру, жители улицы Новой Зари получит новое современное освещение.
В текущих планах большой объем работ по модернизации теплосетей. Единой теплоснабжающей организации предстоит отремонтировать, реконструировать и построить около 50 километров городских тепломагистралей. Это ключевое направление и при подготовке города к отопительному сезону, и на перспективу для обеспечения надежности теплоснабжения, подключения
новых соцобъектов.
Озеленение тоже в числе главных приоритетов, прежде всего потому, что создание зеленых зон в городе — один из ключевых запросов жителей. Конкретную задачу городу ставит и руководитель региона: высадить в текущем году порядка 50 тысяч деревьев. Думаю, что этот результат вполне достижим, если задействовать не только ресурсы города, но и привлечь к этой работе предприятия, бизнес-сообщество, управляющие компании, активных жителей. Знаю, что многие к процессу озеленения города уже присоединились, устраивают экологические акции. Спасибо за этот отклик!
В процесс озеленения входит и оформление городских улиц цветочными клумбами и композициями. В весенне-летний период городские озеленители высаживают множество видов однолетних и многолетних цветущих растений, устанавливают эстетичные цветочные корзины, кашпо. Недавно презентовали новинку для Красноярска — цветник-букет. Это еще одно интересное яркое решение, чтобы добавить позитивного летнего настроения в городе.
— Уже много лет муссируется вопрос создания Красноярской агломерации, вписывается ли идея в градостроительную стратегию Красноярска, что появится нового в рамках утвержденного генплана?
— Документы краевого и городского уровней определяют роль Красноярска как центра агломерационных связей. В первую очередь, это Схема территориального планирования и Стратегия социально-экономического развития Красноярского края. Программы комплексного развития транспортной и коммунальной инфраструктуры также нацелены на взаимоувязку краевого центра с прилегающими районами. Все градостроительные документы, принятые на уровне города, последовательно отражают это же стратегическое направление.
В прошлом году был принят откорректированный генплан. При его разработке проведен анализ всех промышленных площадок города, в том числе территорий котельных, планируемых к закрытию, на предмет возможности вовлечения их в жилищное и социальное строительство. В этом году утвержден второй по значимости документ территориального планирования — правила землепользования и застройки. Он более детально устанавливает границы и регламенты использования городских пространств, определяет площадки под комплексное развитие территорий. Именно это направление считаем новым и магистральным, перспективным для города. Необходимо, чтобы на месте объектов, время которых уже давно и безвозвратно ушло, реализовывались современные решения, улучшающие инфраструктуру и качество среды. В настоящее время в Красноярске уже принято решение о комплексном развитии 7 территорий, и эта работа будет продолжаться.
Безусловно, мы ориентируемся и намастер-план по развитию Красноярской агломерации до 2035 года. Этот документ, разработанный под кураторством ведущего конструкторского бюро «Стрелка», содержит все ключевые направления развития Красноярска и смежных территорий, — это строительство, транспорт, логистика, туризм, городская среда, экология и многое другое.
— Какие новые микрорайоны построят в городе, насколько расширится транспортная система, какие дорожные объекты проектируются на правобережье Красноярска?
— В городе есть несколько мест, которые являются перспективными с точки зрения строительства нового жилья. Это, прежде всего, площадки комплексного развития территорий — например в Николаевке. Среди быстро развивающихся Солнечный, Пашенный, Тихие Зори, бывшая площадка завода «Сибсталь» и другие. Активно жилищное строительство ведется традиционно в Советском и Октябрьском районах. Учитывая, что запрос на новые транспортные объекты в этих точках уже сейчас достаточно высок, то ряд дорожных проектов уже реализуется. Например выезд с Пашенного на Николаевский мост, и эта дорога будет также связывать микрорайон с Тихими Зорями. Разработан проект автомобильных съездов с путепровода на улице Авиаторов до улицы Петра Подзолкова и до переулка Светлогорского. Ведется проектирование реконструкции улицы Елены Стасовой, а также строительства участка от этой улицы до ул. Становой. В перспективе планируется новый выезд из Солнечного для связи микрорайона с городом. Кроме того, в Солнечном в этом году планируется завершить две дороги: в районе ул. Гриболевской и пр. Молодежного.
Что же касается правобережья, то прошли госэкспертизу проекты строительства дороги от ул. Судостроительной до Гладкова и реконструкции участка пр. им. газеты «Красноярский рабочий» в районе Предмостной площади.
Развитие транспортной инфраструктуры — это такой же предмет диалога с жителями. И наша общая задача сделать так, чтобы каждый проект в этой сфере стал своего рода ответом на актуальные запросы красноярцев, сигналом к тому, что желания людей слышат и учитывают при принятии решений. Продолжать работу именно в таком тесном взаимодействии по разным общегородским вопросам — это наша совместная задача. Уверен, что вместе, всем сообществом горожан, мы способны добиться высоких результатов, сделать наш город одним из самых комфортных и современных в стране, лучшим за Уралом!