АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 (185) 2022 (11.05.2022)

Главная дорога Сибири

Текст: Ирина Богатова
Обустройство портовой инфраструктуры, строительство нового пассажирского терминала, а также обеспечение флота новыми судами — основные направления развития внутреннего водного сообщения, обозначенные в Транспортной стратегии Красноярского края.
Река Енисей — единственная транспортная артерия Сибири, соединяющая в меридианном направлении великие широтные пути России: Транссибирскую железнодорожную магистраль и Северный морской путь. В Красноярском крае водное сообщение является неотъемлемой частью общей транспортной сети и обеспечивает выполнение важнейшей государственной задачи по снабжению населения и промышленных предприятий северных территорий. Потому так важно развитие внутреннего водного транспорта и превращение его в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль.

 

Особенности судоходства

Енисей судоходен на всем протяжении от истока до устья на общей длине 3390 км, благоприятный для плавания арктический участок делает его доступным для морских судов. Протяженность внутренних водных путей, которыми управляет ФБУ «Енисейречтранс», составляет 8375 км. Верхний и Средний Енисей характеризуются высокими скоростями течения: в межень — 5,6 км в час, в паводок — 6,9. Особенность судоходства по бассейну Енисея — поэтапный запуск навигации по мере освобождения реки ото льда. На участке от Красноярска до Ангары и Большого Пита перевозки стартуют в середине мая, порт Дудинка открывается в начале июня, навигация на Диксон становится возможной со второй половины июля. Окончание судоходства происходит в обратном порядке и в начале ноября закрывается полностью.

Крупнейший приток Енисея, в том числе и с точки зрения хозяйственного использования, — Ангара. Развитие регулярных речных перевозок на этой водной артерии осуществляется медленно из-за тяжелых путевых условий: низкий уровень воды, пороги и многочисленные шиверы затрудняют прохождение судов. Поэтому основной флот составляют специализированные мелкосидящие буксиры-толкачи типа «Ангара», а также сухогрузные и нефтеналивные баржи грузоподъемностью 200 и 600 тонн.

Ледостав на другом большом и многоводном притоке Енисея Нижней Тунгуске продолжается с ноября по май, но судоходство становится возможным только в паводковый период с мая по июнь, когда вода доходит до отметки в 28 м. В большую воду до Туры, столицы Эвенкии, поднимаются суда грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Главным препятствием для судоходства является Большой порог, который находится в 130 км от устья, при самой большой воде суда не могут подняться в пороге из-за большой скорости течения.

Подкаменная Тунгуска имеет длину 1865 км, половодье здесь продолжается с начала мая до конца июня, а реальная продолжительность навигации составляет от 12 до 15 дней. Скорость течения на перекатах достигает 16-18 км в час, на реке наблюдается 14 опасных участков, 6 из которых суда могут преодолеть только с помощью буксиров типа ОТ–2000.

Левобережный приток Большая Хета впадает в Енисей севернее Дудинки примерно в 190 км от устья, замерзает в середине сентября, вскрывается в конце мая — начале июня. Река судоходна до поселка Тухарт, а до Сузунского и Ванкорского нефтегазовых месторождений — только с середины июня по начало июля в виде экспедиционного завоза караванами судов. В прочее время глубины позволяют работать только малым баржам грузоподъемностью до 200 тонн.

Большой Пит, Кас, Сым, Дубчес, Елогуй и другие малые притоки Енисея — тоже реки с экспедиционным завозом. Навигация на них возможна только в период весеннего половодья (май — июнь) в течение 1-3 недель.

 

Грузовая база

Благодаря значительным запасам руд, наличию энергетических ресурсов и развитой промышленности Красноярский край является одним из ведущих регионов России по выработке промышленного продукта на одного жителя (3,2 % всего объема промышленной продукции, произведенной на территории России). По данным Росморречфлота, потенциальная грузовая база речных перевозок по Енисейскому бассейну оценивается в 7,2 млн тонн, 4,6 % от общей грузовой базы по стране. Основная номенклатура грузов — строительные материалы, каменный уголь и кокс; лес в плотах; продукты нефтепереработки.

Базовыми грузообразующими портами бассейна являются Красноярский и Лесосибирский, расположенные на пересечении с Транссибирской железнодорожной магистралью и ее ответвлением на Ачинск, а также с основными автомобильными трассами Р255 «Сибирь» и 04К–044 «Енисейский тракт». Важное значение имеет морской и речной порт Дудинка, от которого идет железнодорожная ветка и автомагистраль до Норильска, Кайеркана, Талнаха и Оганера.

В сфере развития водного транспорта, учитывая освоение ресурсов севера края, а в перспективе и разработку континентального арктического шельфа, Транспортная стратегия ставит задачу развития сопряженной транспортной системы «Енисей — Северный морской путь». Сегодня СМП переживает второе рождение, его восстановление стало приоритетной частью российской государственной политики в Арктике. Уже три межотраслевых комплекса Красноярского края — лесопромышленный, горно-металлургический и нефтегазовый — смогут представить на транспортную систему «Енисей-СМП» в перспективе до 10 млн тонн сухогрузов. Кроме того, после модернизации Транссиба в течение 5 лет дорога может взять на себя до 1,5 млн контейнеров в год. В этом случае возникнет необходимость постепенной разгрузки магистрали от массовых грузов межрегионального внутрироссийского сообщения. Часть из них может пойти через систему «Енисей-СМП». Ожидается, что через 10 лет грузооборот по северному морскому пути с учетом транзита вырастет до 50 млн тонн.Но чтобы обеспечить заявленные объемы перевозок, государству потребуется сделать серьезные инфраструктурные доработки. На территории края ключевыми проектами, обеспечивающими функционирование трассы, являются проекты развития арктических портов Диксона, Хатанги, а также строительство удаленного филиала порта Дудинка на мысе Таланау.

Развитию портов Диксон и Дудинка как грузоформирующих объектов инфраструктуры будет способствовать выход нефтедобычи Северо-Западного центра на правый берег Енисея, а также добыча коксующих углей Западно-Таймырского бассейна. Для порта Хатанга мощным толчком станет добыча на месторождениях Восточно-Таймырского нефтегазоносного блока.

Строительство филиала порта на мысе Таналау обусловлено разработкой Пайяхского и Северо-Пайяхского нефтяных месторождений. Нефтяной терминал «Таналау» предназначен для отгрузки нефти, также он сможет принимать грузы для обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений. Грузооборот планируется на уровне 3,8 млн тонн в год с перспективой развития до 5 млн тонн.

 

Обновление флота

По данным Российского речного регистра действующие документы в Енисейском бассейне имеют 1200 транспортных судов средним возрастом 40,3 года. В составе флота Енисейского речного пароходства 561 судно, в том числе 13 сухогрузных судов, 13 танкеров, 220 сухогрузных барж, 45 наливных барж, 95 буксиров, 58 служебно-вспомогательных, 19 рейдовых и 13 судов технического флота. ФБУ «Енисейречтранс» владеет 115 судами, у компании «Транзит-СВ» флот из 66 судов и 68 — у компании «РечТрансЛогистик».

В силу крайне незначительного объема поставок новых судов (23 значимых судна, или всего 2 % от общей численности), решение задач по обеспечению грузоперевозок в должном объеме решались путем модернизации. Примером могут служить работы по переоборудованию судов-площадок в нефтеналивные и метанольные, которые выполнялись в Енисейском речном пароходстве. По проекту Морского инженерного бюро КБ ЕРП модернизировало три танкера типа «Ленанефть» для приведения их в соответствие с экологическими требованиями современных правил Российского речного регистра. Аналогичные работы проводила компания «Транзит-СВ»: модернизировала две баржи и переоборудовала сухогруз типа «Фин-1000» в рефрижератор-контейнеровоз. Компания «Енисей-Экспресс», используя собственные наработки и ноу-хау, существенно модернизировала баржу МП-3232 грузоподъемностью 3000 тонн, переквалифицировав судно из класса «Р» (река) в класс «О» (озеро).

— Это было необходимо, так как маршрут до Дудинки имеет сложный переход от Игарки до Усть-порта, что сделать на более приспособленных к высокой волне судах класса «О» более комфортно и безопасно, — говорит генеральный директор ООО «Енисей-Экспресс» Кирилл Иконников.

Экспертные оценки показывают, что существующий речной флот Енисейского бассейна вполне достаточен для обработки той грузовой базы, которая сложилась в регионе до начала развития проектов «Восток Ойл» и «Северная звезда», вызвавших резкий рост потребностей в перевозках. А если учесть, что через пять лет большинство единиц флота выработает положенный по регламенту ресурс, становится очевидной необходимость как минимум запуска программы обновления, что достаточно непросто в связи с отсутствием в регионе судостроительных мощностей.

— Средний возраст судов речного флота — больше 40 лет. Но, к сожалению, на сегодня все судостроение сфокусировано на судах типа «река-море», которые строятся под требования морского регистра и эксплуатируются на высокодоходных экспортных перевозках. А вот непосредственно для реки, для речной грузовой базы, к сожалению, судостроения нет, так как доходность внутренних перевозок не позволяет окупить и оправдать вложения в новый флот. Строительство речного флота и морского судна «река-море» по стоимости практически одинаково, так как конвенционные требования к морскому флоту и речному мало друг от друга отличаются, — отметил в своем выступлении на Всероссийском водном форуме заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов.

Транспортная стратегия Красноярского края предусматривает обеспечение до 2030 года потребности региона в речных пассажирских судах. Новыми грузовыми судами придется озаботиться речным перевозчикам и, вероятно, их самым крупным заказчикам. Енисейское речное пароходство уже предпринимает определенные шаги в этом направлении: готов проект судостроительного цеха, который будет располагаться в Красноярске в районе Октябрьского моста.

просмотры: 587
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске