— Горячее обсуждение проекта генерального плана развития Красноярска свидетельствует о том, что это важнейший вопрос, по которому необходимо было принять решение, — отметил глава города Красноярска Эдхам Акбулатов. — В главном градостроительном документе перекликаются перспективы развития города: экономики, градостроительной отрасли, социальной и инженерной инфраструктуры. И самое главное, что генеральный план учитывает требования к формированию комфортной и дружелюбной городской среды. Я благодарю депутатов за то, что в результате конструктивного диалога и совместной работы нам удалось принять главный градостроительный документ, учитывающий мнения большинства горожан.
Утвержденный проект генплана называют компромиссным — по мнению его разработчиков, документ учитывает соображения всех заинтересованных сторон: власти, бизнеса, общественности. В него вносились поправки по итогам работы с письменными замечаниями и предложениями — их после проведения открытых слушаний поступило более 500. Далее материалы были переданы в городской Совет депутатов. В ходе работы комиссии по градостроительной политике народные избранники озвучили около 40 поправок к документу, из них 15 во-шли в окончательную редакцию генплана. Еще шесть поправок были внесены на очередной сессии Горсовета.
В частности, по инициативе депутатов в проект вошли следующие изменения: на территории, занимаемой объектами капитального строительства военного городка, Мариинской женской гимназии, Красноярского кадетского корпуса имени А. И. Лебедя, уменьшена зона рекреационного назначения; в районе нефтебазы спортивная зона заменена на зону делового, общественного, коммерческого назначения и объектов культуры; в районе ул. Мирошниченко скорректирована конфигурация рекреационной зоны. Изменения запланированы на ул. Елены Стасовой и ул. Геологической в районе транспортно-пересадочного узла — на этих участках вместо многоэтажной и среднеэтажной застройки решено развивать индивидуальное жилищное строительство.
Также было принято решение сохранить на прежних местах Злобинский речной порт, объекты ГУФСИН в районе ул. Парашютная, зону жилой застройки в границах улиц Аэровокзальная, Березина, Шахтеров, Дудинская и зону рекреации в районе пр. Котельникова. Кроме того, депутаты предложили предусмотреть дорогу по ул. Кутузова в жилом районе «Мичуринский» через парковую зону по ул. Мичурина и вынести за расчетный срок генерального плана развитие территории Кузнецовского плато, сохранив ее в функциональной зоне, не предполагающей застройку.
Без изменений в итоговый документ вошли проекты тоннеля под Караульной горой для соединения пр. Свободный с ул. Мужества, восстановление трамвайных путей на Октябрьском мосту и два новых моста через Енисей: в районе ул. Затонской и возле мкр. Зеленая роща. Несмотря на заявление губернатора края Виктора Толоконского о невозможности строительства в Красноярске метро из-за нехватки средств, разработчики оптимистично запланировали строительство 12 станций метрополитена к 2033 году. По словам первого заместителя директора ОАО «Гипрогор» Сергея Бычкова, это резервный проект, ведь «сегодняшняя кризисная ситуация может поменяться, и надо будет действовать дальше». В целом же, как отметил главный архитектор Красноярска Андрей Макаров, все принципиальные векторы застройки территории столицы края в документе сохранены, и происходить ее развитие будет в существующих границах. При этом количество промышленных зон в черте города сократится примерно на 25%, а вот площадь рекреаций увеличится почти вдвое.
Участники процесса подготовки проекта генерального плана развития Красноярска не исключают, что, несмотря на проведенную масштабную работу, в готовом документе будут выявлены отдельные недочеты, которые предстоит исправить. Так, депутат Горсовета Константин Сенченко считает, что, хотя принципиальные замечания разработчиками были устранены, в проекте еще «осталось огромное количество мелких недоразумений, которые теперь будут давать о себе знать постоянно». Например, трудности могут возникнуть у тех, кто ранее получил разрешение на строительство определенного объекта в той или иной части города, а в соответствии с новым генпланом его появление в данной зоне не предусмотрено. Чтобы все же построить объект там, где было запланировано, его инициатору предстоит собрать пакет документов, пройти общественные слушания и еще ряд процедур, а это может затянуться на год и более. При этом нет никаких гарантий, что изменения в итоге будут приняты. По оценке депутата Сенченко, в настоящее время на руках у людей имеются тысячи документов, которые позволяют им выходить на стройплощадки, и не исключено, что нестыковки с генпланом могут помешать реализации некоторых инвестиционных проектов.
В том, что принятый проект генерального плана далек от совершенства, убежден и вице-спикер Горсовета Александр Глисков, лично указавший разработчикам на ряд ошибок в документе. А потому не удивительно, что городские власти осторожно называют утверждение генплана лишь первым шагом на пути оптимизации градостроительной сферы Красноярска. Следующим этапом должно стать рассмотрение на публичных слушаниях новых правил землепользования и застройки города. После их принятия специалисты приступят к разработке детальных проектов планировки городской территории, которые, по словам Эдхама Акбулатова, позволят упорядочить застройку, сделать ее понятной всем горожанам, а также представителям строительного бизнеса.