просмотры: 1259

Генерация по новой схеме

Текст: Мария Кузнецова Фото: архив ИД «Реноме»
В Красноярске, где приоритет генерации тепла давно отдан ТЭЦ и твердотопливным котельным, новая схема теплоснабжения не могла не вызвать шквала вопросов. Наиболее острые из них связаны с перспективой дальнейшего роста тарифов и возможными последствиями для экологии города. В соответствии с представленным на рассмотрение проектом увеличение тарифной нагрузки только в 2016 году может составить 21% и будет расти в дальнейшем. Что же касается воздействия на окружающую среду, то разработчики утверждают: перевод значительной части объемов действующих в настоящее время котельных на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 приведет к снижению вредных выбросов и улучшению экологических показателей. У многих экспертов это вызывает обоснованные сомнения.
Теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы города в настоящее время обеспечивают 34 предприятия-источника. Пять из них входят в группу компаний Красноярского филиала ООО «СГК», 21 источник является собственностью муниципалитета и эксплуатируется специализированными организациями, еще 14 находятся в частной собственности. Такую картину распределения объемов производства теплоэнергии в краевом центре мы наблюдаем сегодня. Каким образом изменится ситуация, если схема будет принята в предложенной разработчиками редакции?

Как отметил главный инженер проекта, представитель Всероссийского теплотехнического института (ВТИ) Александр Григорьев, из 34 действующих сейчас котельных планируется поэтапно, в течение 2016–2025 годов, переключить на мощности СГК потребителей 24 предприятий, одних полностью, других частично. При реализации всех мероприятий по схеме к 2033 году в Красноярске не останется участков магистральных тепловых сетей старше 25 лет, что позволит снизить теплопотери и повысить надежность инфраструктуры. Говоря об экологической составляющей, проектировщики обещают обеспечить благоприятный эффект за счет закрытия мелких котельных, где отсутствует необходимое очистное и фильтрующее оборудование. Однако многие специалисты подчеркивают, что по факту удельный вес выбросов всех небольших действующих теплоснабжающих предприятий существенно меньше, чем суммарный от ТЭЦ. Такие данные указаны и в пакете документов, представленных разработчиками. Что же будет, когда мощность предприятий СГК в городе возрастет? А увеличится она существенно.


Директор красноярского филиала Сибирской генерирующей компании Александр Шлегель подчеркнул, что более 75% потребителей тепла в Красноярске уже сегодня обеспечиваются за счет ТЭЦ. Установленная мощность станций составляет 3752 Гкал, располагаемая мощность — 2887 Гкал. Разница между этими показателями будет закрыта после завершения реализации программы реконструкций и ремонта оборудования. При этом о строительстве и вводе новых блоков речь не идет. Александр Шлегель добавил, что в настоящее время на ТЭЦ города ведется установка батарейных циклонных уловителей и новых электрофильтров.


Сосредоточить основную генерацию в единой теплоснабжающей организации (ЕТО) — требование федерального законодательства. Предполагается, что таким образом потребитель сможет выбрать более дешевого и качественного поставщика тепла. Если же избранный поставщик окажется не на высоте и к нему возникнут претензии, то по закону статус ЕТО можно передать другой организации. Но это в теории. Каким образом подобную процедуру можно будет реализовать на практике, если свыше 90% всего объема производства тепла в миллионном городе будет безраздельно отдано в ведение одной компании, не совсем понятно. Не удивительно, что многие представители отраслевого сообщества говорят о необратимых последствиях такого решения.


— У нас в сфере тепловой энергетики существует непреодолимое противоречие между интересами потребителей, которые хотят получить как можно более дешевую услугу, и коммерческими запросами производителей тепловой энергии, стремящихся к повышению тарифов, — считает доктор технических наук Сергей Исламов. — Предложенный разработчиками проект новой схемы теплоснабжения Красноярска отражает сложившийся в нашей стране стереотипный подход к угольному топливу, который сформировался еще в прошлом веке. Между тем еще в 1994 году запатентована технология, предлагающая рациональное использование уникальных бурых углей, значительными запасами которых располагает Красноярский край, на основе частичной газификации. Это экологически чистый метод, позволяющий получать горючий газ, а вместо золы из котла выводится второй ценный продукт — термококс. Таким образом, по экологическим показателям угольная котельная становится идентичной котельной, работающей на газовом топливе. Вредные выбросы в атмосферу практически отсутствуют, при этом еще более радикально меняется экономика производства тепловой энергии. Продажа второго продукта (термококса) практически полностью компенсирует затраты на покупку угля, так что тепловая энергия производится за счет сжигания топлива с условно нулевой стоимостью. Кстати, именно последнее условие вызывает достаточно агрессивную реакцию сторонников традиционной энергетики: каким же тогда будет отпускной тариф? Сегодня в Красноярске есть две котельные, работающие на основе этого принципа. Одна из них действует с 1996 года и в настоящее время принадлежит ЗАО «Карбоника-Ф». Вторая строится для того, чтобы обеспечивать теплом Свято-Успенский монастырь и жилой массив пос. Удачный. Первую очередь этой котельной в прошлом году ввела в эксплуатацию компания «Сибуголь». Однако технология может и должна использоваться шире. В частности, давно обсуждается возможность строительства подобного объекта в Дивногорске, где проблема обеспечения теплом решается на основе электроэнергии, что дорого и не рационально. А мы, как и сто лет назад, продолжаем безальтернативно сжигать уголь в топках котлов, выбрасывая в атмосферу клубы дыма и пыли, заваливая землю миллионами тонн золошлаковых отходов.


В 13-м (экологическом) томе проекта схемы теплоснабжения указано, что при закрытии котельных и реализации природоохранных мероприятий, объем выбросов к 2033 году снизится с 74 тыс. тонн в год до 71 тыс. В тоже время, если неэффективные котельные продолжат свою работу, количество выбросов вырастет до 93 тыс. тонн. Однако противники проекта эти цифры активно оспаривают. Природоохранная прокуратура и Роспотребнадзор в момент сбора предложений направили в департамент городского хозяйства свои замечания к новой схеме теплоснабжения, касающиеся вопросов экологии. Они в установленном порядке переданы разработчикам. Очевидно, что необходима экологическая экспертиза, но здесь возникает ряд затруднений.


— Схема теплоснабжения — это прежде всего комплексный подход к решению проблемы. Подобный документ впервые разработан для Красноярска, и сейчас он проходит все стадии обсуждения, — объясняет Наталья Жавнова, заместитель руководителя департамента городского хозяйства по инженерной инфраструктуре. — 18 мая пройдут публичные слушания, после которых в течение трех дней предстоит обобщить все замечания и предложения. Затем глава города примет решение, будет ли документ отправлен на рассмотрение в Министерство энергетики РФ или же его предстоит доработать. Поскольку представленная схема сегодня презентуется на многих площадках городского и краевого уровней, возникает достаточно большое количество вопросов, на которые необходимо ответить. Наибольшее число обращений (более 30) поступило от представителей энергетического сообщества. В числе прочих тем обсуждается и влияние предложенной схемы на городскую среду. Следует отметить, что в принципе постановлением Правительства Российской Федерации № 154 «О порядке разработки и формирования схем теплоснабжения» раздел, связанный с экологией, не предусмотрен. Однако на этапе сбора информации проектным институтом при содействии администрации Красноярска было принято решение рассмотреть данный аспект. В связи с этим разработчики подготовили отдельный том № 13, где просчитаны нагрузки на окружающую среду с учетом существующих и действующих теплоисточников, а также в перспективе до 2033 года. Данные материалы прорабатываются на постоянных заседаниях комиссии Горсовета по вопросам экологии и жилищно-коммунального хозяйства, на общественных площадках, в профессиональных сообществах.


Так как законного права инициировать экологическую экспертизу проекта город не имеет, в министерство природных ресурсов края, в Росприроднадзор и Сибирский федеральный университет муниципалитетом направлены письма-опросники, цель которых — выяснить возможность и предполагаемые сроки проведения подобной оценки проекта экспертами-экологами, а также стоимость этой работы. На сегодняшний день данные структуры подтвердили невозможность проведения подобной экспертизы.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®