Одним из примеров предприятия полного цикла является группа компаний «Агросибком». На долю холдинга, в состав которого входит дюжина предприятий по производству зерновых, молока и мяса, приходится до 80 процентов объема сельскохозяйственного производства юга Красноярского края. ГК «Агросибком» обрабатывает 150 тысяч га земли, содержит стадо крупнорогатого скота в 40 тысяч голов, треть которого — фуражные коровы. Сельхозпредприятия холдинга расположены в Краснотуранском, Курагинском, Минусинском, Шушенском и Ермаковском районах Красноярского края, а также в Хакасии.
На прошедшем в марте 2023 года Красноярском экономическом форуме между ГК «Агросибком» и ПАО «Сбербанк» было подписано соглашение на открытие кредитной линии в размере 3,2 млрд рублей сроком на 15 лет. О сути этого соглашения и дальнейшем развитии холдинга беседуем с Валерием Левицким, директором группы компаний «Агросибком».
— Валерий Анатольевич, на какие цели планируете инвестировать миллиардный кредит?
— Подписанное на КЭФ–23 соглаше-ние — далеко не первое. Агросибком давно и плодотворно сотрудничает со Сбером. Банк нам доверяет, так как видит, что рассчитываемся мы в срок и в полном объеме. За последние четыре года благодаря поддержке правительства Красноярского края, в сотрудничестве со Сбербанком мы построили три животноводческих комплекса на территории Красноярского края: в поселке Синеборск Шушенского района, в селе Тубинск Краснотуранского района и в поселке Березовский Курагинского района. Все они оборудованы автоматической системой доения «Карусель», современной системой удаления навоза, который, кстати, планируем перерабатывать на удобрения. В каждом из комплексов может содержаться по 7000 голов КРС, 2300 из которых — фуражные коровы. Комплекс в поселке Тесь Минусинского района станет четвертым.
— Речь идет о комплексах, построенных «с нуля», или это реконструкция действующих ферм?
— Я сравнил бы это с проектом по переселению жителей страны из ветхого и аварийного жилья в новые квартиры. Вот и мы переселяем животных из зданий, выстроенных еще нашими дедами и отцами в 60–70-х годах прошлого века. Эти здания давно устарели морально и физически и лет через пять-десять могут просто рассыпаться. В новых фермах улучшается не только содержание животных — комфортнее работать нашим дояркам и животноводам. Кроме того, растут поголовье КРС и надои. Например, в Шушенском районе пять лет назад у нас было 1900 фуражных коров, которые давали 30 тонн молока в сутки. После реструктуризации стадо выросло до 2300 голов, а суточные надои удвоились. В Теси надеемся получать 70 тонн молока в сутки при поголовье 2700 фуражных коров.
— А что у нас в крае с потреблением молока и молочных продуктов? Всем хватает?
— На текущий момент в крае наблюдается профицит молока, но соотношение производства и потребления идет волнами. Например, в 2017 году в расчете на одного жителя края производилось 135 килограммов молока, а потреблялось 126,5, то есть наблюдался профицит. Через два года ситуация изменилась: производство — 145 кг, потребление — 164 кг, то есть возник дефицит, который сохранился и в 2021 году: 162 кг — потребление и 155 кг — производство. Но наше производство надежно защищено от волн спроса и предложения. Мы внимательно наблюдаем за рыночной конъюнктурой и имеем возможность варьировать объемы и виды выпускаемой продукции. У нас около полусотни различных наименований молочной продукции, которые продаются в торговых сетях под брендом «Семенишна», — молоко, кисломолочная продукция, масло, сухое молоко, сыры, йогурты и прочее. Самый большой объем реализации — это питьевое молоко. Потребитель оценил высокое качество несладкого «живого» йогурта. Высоким устойчивым спросом пользуются наши твердые классические сыры — «Витязь», «Российский», «Голландский». Сыры мы производим давно, и сегодня по отечественным и баварским технологиям выпускаем около 30 сортов. Современное автоматизированное оборудование исключает контакт с человеком и позволяет увеличить срок годности: сыров — до 90 суток, творога — до 30 суток.
— Недавно холдинг открыл мукомольное производство. Как развитие нового направления скажется на повышении устойчивости компании в целом?
— Наш мукомольный комплекс в Курагино способен производить из урожая, полученного с полей компании, не только муку, крупы, но и макароны. А главное, теперь мы можем выпускать корма и премиксы, от которых напрямую зависят надои. Стратегия постоянно масштабировать производство нацелена на то, чтобы снижать накладные расходы и оставаться конкурентоспособными по себестоимости.
Сегодня, перерабатывая порядка 400 тонн сырого молока в сутки и находясь в регионе, отдаленном от других территорий страны, мы развозим продукцию на большие расстояния, а логистика продуктов с высокой добавленной стоимостью гораздо выгоднее по сравнению с перевозкой сырья. География внутренних поставок обширная, вплоть до Сахалина. Начинаем осваивать рынок Китая — сертифицируем сухое и ультрапастеризованное молоко для отправки в эту страну. Требования к продуктам питания там жесткие, поэтому получается не быстро.
— Ваша продукция не раз получала награды, вы в «зеленом» списке Россельхознадзора. Что это за список?
— Такой список действительно существует на сайте Россельхознадзора. Названия производителей молочной продукции окрашены в нем в три цвета. Зеленым отмечены те, чья продукция при многократных исследованиях ни разу не была уличена в фальсификации и нарушениях требований безопасности. То, что мы оказались в этом списке, неудивительно, ведь продукты нашего ассортимента производятся только из натурального молока. Наша продукция не раз фигурировала и в престижном конкурсе «100 лучших товаров России». В прошлом году высокую оценку в этом конкурсе получил сыр «Российский» нашего производства. Кроме того, в рамках конкурса среди всех претендентов ежегодно выбирается один Лидер качества, и в 2022 году таким единственным в России лидером стало предприятие «Саянмолоко».
Но главные эксперты качества продукции — это покупатели, которые с удовольствием покупают и употребляют наши здоровые и полезные продукты. Кстати, в этом году цены на них мы не поднимали, хотя себестоимость производства выросла. Тем обиднее встречать на полках рядом с нашим так называемое аналоговое молоко по 57 рублей за упаковку. Арифметика качества проста: из стоимости вычитаем наценку магазина, перевозку, упаковку, переработку — и получается, что внутри упаковки содержится некая белая жидкость по 25 рублей за литр, в то время как оптовая стоимость молока сегодня вдвое дороже. А на упаковке, увы, тоже написано «молоко».
— Расскажите о планах на ближайшую перспективу. Каким проблемам готовитесь найти решение?
— В приближении нескольких лет главной проблемой для нас, как и для большинства производителей, и не только пищевой продукции, станет сервисное обслуживание оборудования. Оно у нас, по большей части, европейское. Задача сложная, но решаемая, хоть и потребует больше ресурсов и времени. И тем не менее мы не планируем занимать выжидательную позицию. В ближайшее время намерены запустить дополнительные мощности по производству сыров, будем строить элеватор на 70 тысяч тонн зерна в Курагинском районе. Объем инвестиций, запланированный в развитие предприятия, составит порядка пяти миллиардов рублей. И это еще не предел, у компании множество амбициозных планов, которые ждут своего практического воплощения.