АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 03 (107) 2015 (15.04.2015)

Формула Толоконского

Александр Чернявский
Система муниципальной власти Красноярья радикально изменится
Губернатор Виктор Толоконский продолжает реформировать политическую систему края. На мартовской сессии Законодательного Собрания 35 депутатов поддержали его поправку, которая фактически лишила население городов и других крупных населенных пунктов региона права напрямую выбирать глав исполнительной власти. Отныне эта прерогатива принадлежит конкурсной комиссии, которая будет отбирать претендентов на пост мэров и представлять их на утверждение муниципальным парламентам. Исключением из этого правила стали только закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и сельсоветы, где проживает менее 500 человек, — в них возможны другие модели формирования органов местного самоуправления.

Новые условия радикально меняют правила игры в ключевых муниципалитетах края. Работать конкурсные комиссии начнут уже осенью, когда состоятся крупномасштабные выборы в большинстве территорий Красноярья. До середины июня муниципальные образования должны переписать свои «маленькие конституции» — Уставы, внеся в них поправку Толоконского. Чем была вызвана очередная муниципальная революция, как она изменит политический ландшафт Красноярья, кто выиграет и проиграет от переформатирования органов местного самоуправления?

 

Зона турбулентности

Скандалы в муниципалитетах края стали за последние годы притчей во языцех. Роспуск Канского и Абанского районных советов, «битвы кланов» в Туруханском и Манском районах, постоянные конфликты между главами, депутатами и сити-менеджерами, криминальные сюжеты с участием муниципальных начальников и депутатов — об этом журнал Renome много раз говорил в своих политических обзорах. Последние месяцы только прибавили свежих фактов в этот безрадостный ряд.

В феврале представители минусинского отделения «Единой России» обратились с открытым письмом к Виктору Толоконскому. Минусинцы попросили главу региона навести порядок в одном из ключевых муниципалитетов Красноярья, а также защитить лидера местного отделения от прессинга правоохранительных органов. В случае, если их не услышат, минусинские единороссы угрожают приостановить членство в партии. В письме, подписанном 52 минусинцами, приводятся факты, свидетельствующие о просчетах в работе местной власти:

— Последние два года в городе с большими нарушениями реализуются федеральные и краевые программы, виноваты в этом бывшие и настоящие чиновники. Например, более 100 млн рублей по незаконным прямым договорам на капитальный ремонт, строительство школы и детского сада возвращены в краевой бюджет. В другом случае уже 200 млн рублей администрация Минусинска не получила по федеральной программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья из-за махинаций с муниципальной землей.

Напомним, что в южной столице края с августа пустует кресло главы города. Не исключено, что именно Минусинск станет первым городом в Красноярском крае, где будущий мэр пройдет через горнило конкурсной комиссии.

В конце января по подозрению в получении крупной взятки сотрудниками МВД был задержан Игорь Сухоруков — исполняющий обязанности главы администрации г. Назарово. Операция по задержанию высокопоставленного чиновника была проведена на территории строящегося детского сада. Оперативники обнаружили 1,5 млн рублей в автомобиле Сухорукова. По версии следствия, и. о. сити-менеджера получил часть взятки от подрядчиков за согласие подписать акт приемки этого социального объекта. Депутат местного Горсовета Евгений Толстихин заявил, что после того, как мэром Назарово стала представитель «Патриотов России» Юлия Стрельникова, в городе началась массированная дискредитация местной власти.

— Сегодня в Назарово складывается весьма нездоровая ситуация. Горсовет раскололся, так как глава города многим не угодна. Не исключаю, что после Сухорукова я стану следующим, кого постараются дискредитировать, — опасается городской парламентарий.

Главу Сухобузимского района и руководителя комитета по муниципальному имуществу этой территории обвиняют в служебном подлоге. В январе сотрудники Следственного комитета по Красноярскому краю возбудили уголовное дело против чиновницы из администрации Туруханского района, которая приказала бухгалтерам занижать ей зарплату в ведомостях, чтобы получать как малоимущей субсидию на оплату услуг ЖКХ. В Балахтинском районе прокуратура отправила в суд обвинительное заключение против главы одного из сельсоветов. Его обвиняют в изготовлении подложных документов, позволивших ему увеличить персональное денежное вознаграждение…

Сборка вертикали

Разрубить гордиев узел муниципальных проблем в Красноярском крае решили самым радикальным способом — вернув исполнительной власти право самим назначать глав муниципальных образований, пусть и с соблюдением внешне демократических процедур. Губернатор на сессии довольно откровенно объяснил, зачем ему нужно восстановить влияние на кадровые процессы в муниципальных элитах. Как выяснилось, главе региона очень не нравились странности двуглавой системы управления (одновременное наличие мэра и сити-менеджера), которая была внедрена его предшественниками на губернаторском посту в большинстве органов местного самоуправления (МСУ).

— В Новосибирской области эта модель не была так распространена, как в нашем крае. И с этой проблемой я столкнулся сразу же во время поездок по районам. Я не политик, я — хозяйственник. Приезжаем в район: дороги, вода, канализация, ремонты… Я говорю о хозяйстве, а на меня глава смотрит непонимающими глазами, мол, вы о чем, это не ко мне, это к предыдущему или последующему главе. Налицо потеря управляемости на местах, — поясняет Виктор Толоконский. — Поэтому я обратился к руководству страны с просьбой исправить эту ситуацию. Надо уходить от неполноценно ответственной системы. При этом я не говорю о недоверии к людям и не подвергаю сомнению прямые выборы там, где это требуется. Нам всем хочется избрать порядочного, справедливого, яркого управленца. Но наступают будни, и этих качеств оказывается мало — необходимы знания, опыт, умение быстро принимать решения в больших и малых повседневных вопросах. И там, где надо управлять, — там надо управлять, а не заниматься политикой.

Губернатора ожидаемо поддержали в основном представители «Единой России», приведя как рациональные аргументы, так и довольно двусмысленные. Например, некоторые парламентарии сетовали на низкую явку избирателей на выборах. Но этот аргумент бумерангом может прилететь и стукнуть по лбу самих депутатов, за которых ведь тоже голосует меньше половины избирателей. Что же теперь, и представительную власть выбирать через конкурсную комиссию?! Более серьезным аргументом выглядит забота о подготовке профессиональных управленцев, которых в регионе катастрофически не хватает.

— Предлагаемый проект сохраняет прямые выборы в трети всех муниципальных образований края, — заявил председатель комитета краевого парламента по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко. — Там, где предлагается ввести избрание глав советами муниципальных образований на основании предложений конкурсной комиссии, появляются квалификационные требования к кандидатам, чего нет при системе прямых выборов. Это шаг к укреплению, а во многом и к созданию утраченного кадрового резерва. Собственно, предлагаемая система в чем-то напоминает проверенную десятилетиями советскую модель избрания председателей исполкомов, адаптированную к современным условиям.

Самым неожиданным союзником губернатора при обсуждении этого спорного вопроса оказался лидер краевого отделения «Патриотов России» Анатолий Быков.

— Я объездил практически весь край и качество местной власти знаю. Далеко не всегда оно соответствует сегодняшним требованиям. И я поддержу этот закон, — открыто заявил региональный оппозиционер № 1. Правда, впоследствии в одном из комментариев Быков подчеркнул, что в Красноярске все же должны быть сохранены прямые выборы мэра.

Большинство в меньшинстве

Аргументы противников «формулы Толоконского», среди которых тон задавали представители КПРФ и «Справедливой России», выглядели не менее весомо. Законодательное Собрание оказалось в двусмысленном положении. Напомним, что в первом чтении краевой закон о принципах формирования органов МСУ оставлял за муниципалитетами право самим выбирать подходящую модель. В декабре появилась первая поправка Толоконского, которая приводила все органы местного самоуправления к единому знаменателю — выборам глав из состава представительных органов власти. И всего через три месяца появляется правка, которая фактически вводит новые правила. Эта странная политическая акробатика даже вызвала чувство стыда у некоторых парламентариев.

— Избирательная система в крае пришла к формуле выборов прямых, выборов «кривых» и выборов конкурсных, — отметил депутат от «Справедливой России» Олег Пащенко. — В первом случае главу избирают люди, во втором —депутатский междусобойчик, в третьем кандидатов отбирает комиссия. Что за комиссия, кто выбирает саму эту комиссию? Наши соседи — Хакасия во главе с Зиминым — отстояли прямые выборы. А у нас нет доверия к людям, отсюда такие законы. Нам всем спустя некоторое время будет стыдно.

Важный нюанс: в декабрьской версии закона «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления» муниципалитетам оставили право выходить с законодательной инициативой об изменении модели формирования органов местного самоуправления. В мартовской редакции статьи 2 губернаторского законопроекта такого права у муниципалитетов уже нет. Между тем с конца января в Заксобрание поступили десятки обращений от муниципальных образований края. Во многих из них депутаты местных органов власти просят вернуть прямые выборы глав. В частности, об этом попросили депутаты минусинского Горсовета, аналогичные обращения готовились в Ачинске и Красноярске.

— В конце прошлого года прямые выборы мэров уже были отменены, но муниципалитетам было дано право выходить с инициативой о сохранении прямых выборов в индивидуальном порядке, — говорит депутат Заксобрания по Ачинскому округу Владимир Седов. — Такое решение находится в стадии рассмотрения и принятия, например, в моем родном Ачинске. В феврале прошли публичные слушания, на которых ачинцы высказались за прямые выборы.

Даже некоторым депутатам из «Единой России» не по вкусу пришлись новации исполнительной власти.

— В Ужурском районе с воодушевлением приняли закон от 1 декабря, в котором муниципальным образованиям давалось право выступить с законодательной инициативой о прямых выборах, — рассказал депутат Борис Мельниченко, возглавляющий одно из крупнейших хозяйств края. — В поддержку собрали 3600 подписей. Я буду отстаивать позицию своих избирателей, по-другому не могу. Нельзя у людей отбирать право выбора.

По мнению искушенных экспертов, новая модель возлагает дополнительную ответственность на губернатора за ситуацию в муниципалитетах.

— Трудно понять, почему Виктор Толоконский выбрал самый жесткий вариант, который фактически не оставляет шансов для сохранения в регионе модели прямых выборов для крупных муниципальных образований, — отмечает политолог Сергей Комарицын. — Говорят, что якобы на такой безальтернативности настаивал Кремль, но это выглядит неправдоподобно, поскольку во многих субъектах РФ сохранили право выбора моделей выборов глав муниципалитетов.

Некоторые политики и наблюдатели, комментируя эту тему, поспешили заявить, что прямых выборов мэра в Красноярске и в других городах края больше не будет. Но это не совсем так. Виктор Толоконский на сессии ЗС подтвердил, что за муниципалитетами сохраняется право законодательной инициативы по изменению способа выбора главы. Более того, такую же инициативу могут проявить и сами краевые парламентарии. Судя по заявлениям многих представителей Горсовета Красноярска, муниципальные депутаты этим правом намерены воспользоваться уже нынешней весной. Вот тогда и наступит миг истины. Когда вопрос о сохранении в столице края прямых выборов мэра дойдет до поименного голосования на сессии Заксобрания, никому из народных избранников не удастся спрятаться за широкую спину губернатора.

просмотры: 1185
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске