АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 02-03 (130) 2017 (04.04.2017)

Финансовый ресурс в развитии образования

Текст: Мария Назарова Фото: архив Канского педагогического колледжа
Формирование фирменного стиля Канского педагогического колледжа, основанное на предоставлении уникальных образовательных услуг, заняло не один год и получило новое развитие с преобразованием учреждения из бюджетного в автономное.
В этом статусе колледж работает седьмой год, осуществляя экономическую деятельность в соответствии с собственным бизнес-планом и программой развития. Именно в степени свободы в расходовании финансовых средств заключается основное отличие между автономными и бюджетными образовательными учреждениями. Сегодня колледж имеет право размещать свои деньги на банковских счетах, а не на счетах федерального казначейства, привлекать кредиты, создавать другие, в том числе коммерческие, организации, а также переносить расходование средств, полученных из бюджета на выполнение государственного задания, на следующий год.

— Широкие права в области образовательно-научной и экономической деятельности — вещи взаимосвязанные, одно без другого не может быть реализовано в полной мере, — убежден Александр Андреев, директор Канского педагогического колледжа, доктор философских наук, профессор. — Несмотря на то что государство стремится удовлетворить все нужды и требования образовательных учреждений, оно в силу объективных причин не может сделать этого в полной мере. И в наших собственных интересах заняться решением данного вопроса, чтобы обеспечить дальнейшее развитие колледжа, расширение спектра образовательных услуг, которые мы предоставляем, и повышение их качества. Именно поэтому мы еще 20 лет назад начали осваивать различные направления внебюджетной деятельности, причем сделали ставку на профессиональную педагогическую деятельность. А статус автономного образовательного учреждения, который мы получили первыми в Красноярском крае, обеспечил нам свободу действий во всех сферах — образовательной, финансовой, хозяйственной.

Одним из первых шагов в этом направлении стало включение в 2007 году в структуру педколледжа базы отдыха «Салют», расположенной в одном из красивейших мест пригородной зоны Канска. Построенная в 1976 году, база нуждалась в серьезном обновлении. Сегодня инфраструктура «Салюта» включает корпуса, прошедшие полную реконструкцию, со светлыми и уютными комнатами, обставленными современной мебелью, просторными холлами с мягкой зоной и спутниковым телевидением, учебными кабинетами, оснащенными компьютерной техникой с доступом в интернет. В отремонтированном административном здании находятся помещения столовой и актового зала. Имеется также современный медицинский пункт, оборудованный в соответствии с последними тенденциями в области детского здравоохранения. Большое внимание уделяется обеспечению безопасности детей, отдыхающих в «Салюте»: заключен договор с охранной фирмой, на территории базы установлено видеонаблюдение (как по периметру участка, так и внутри помещений), в каждом корпусе размещены кнопки тревожной сигнализации.

Современным требованиям в области организации детского отдыха соответствует не только материально-техническая, но и спортивная база лагеря. Так, в 2014 году был реконструирован бассейн длиной 25 м, рядом с ним появились удобные раздевалки и душевые комнаты. В том же году была оборудована новая универсальная площадка с резиновым покрытием для игры в волейбол, баскетбол и мини-футбол. Наряду с этим имеются площадка для игры в бадминтон, спортивный городок с уличными тренажерами, а также игровой городок для самых маленьких гостей.

Каждое лето в «Салюте» проводятся четыре оздоровительные смены, силами педагогов и учащихся колледжа формируется особая образовательная среда, погружаясь в которую, дети обретают возможность раскрыть свои таланты и реализовать скрытый потенциал. Также ежегодно в мае, в преддверии летнего сезона, на базе отдыха проходят инструктивно-методические сборы «Школа вожатых», где студенты Канского педагогического колледжа изучают азы вожатского дела, чтобы в летние месяцы применить полученные знания на практике.

Помимо собственных мероприятий педколледжа, на площадке «Салюта» проводятся статусные спортивные и культурные мероприятия различного уровня. В их числе краевая студенческая спартакиада по зимним видам спорта «Канская зима», региональные соревнования по биатлону на призы олимпийского чемпиона Евгения Устюгова, летняя школа СФУ для одаренных детей «Бельчонок», краевая очно-заочная «Школа безопасности» и многие другие. Вырученные средства руководство колледжа направляет на поддержание и дальнейшее развитие базы отдыха.

Следующим этапом в развитии коммерческих услуг стало создание в 2008 году в структуре колледжа «Академии детства» — первого в Канске центра дошкольного развития. Цель проекта — организация образовательной работы со старшими дошкольниками, направленной на мягкую школьную адаптацию. В первый год существования «Академию детства» посетили около 80 дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет. Позже были открыты группы для детей 2–3 и 3–4 лет. Ежегодно «Академию» посещает около 100 ребят в возрасте от 1,5 до 7 лет. Занятия проводятся в трех помещениях: два расположены непосредственно в колледже, еще одно — в здании общежития в центре города. Это просторные комнаты, оснащенные всем необходимым оборудованием, методическими пособиями и материалами.

— Особенно популярна «Академия» у тех семей, которые не имеют возможности отдать своего ребенка в детский сад с малого возраста. Ведь, несмотря на то что проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях для детей с трех лет в Канске, как и в целом по краю, решена, ясельных групп по-прежнему не хватает. А мы принимаем ребятишек в группы раннего развития с 1,5 лет. Помимо занятий в группах, по запросам родителей проводятся индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, — рассказывает руководитель «Академии детства» Татьяна Жукова. — Реализация этого проекта дает уникальную возможность родителям выбирать траекторию движения своего ребенка по любому образовательному маршруту. А для студентов Канского педколледжа, обучающихся на отделении «Дошкольное образование», это отличная практика, позволяющая на самых ранних этапах обучения погрузиться в профессию.

Почти одновременно с «Академией детства» на базе колледжа был реализован другой перспективный проект — языковой центр Тerra lingvaе. Первоначально здесь проводились занятия для дошкольников, было сформировано несколько групп в соответствии с возрастом и уровнем начальной подготовки учащихся. Постепенно проект развивался, набирая популярность, и сегодня в языковом центре проходят дополнительные занятия для школьников среднего звена, старшеклассников готовят к сдаче экзаменов, а также действует взрослая группа, где слушатели получают знания иностранного языка в усеченной форме для кратковременного пребывания за границей. Примечательно, что, несмотря высокую конкуренцию в этой сфере, центр пользуется большой популярностью — ежегодно занятия посещают около 100 человек.

В 2013 году в инфраструктуру образовательного учреждения был включен новый образовательный объект — учебное ателье, а на его базе организована сувенирная мастерская. По словам директора ателье Екатерины Вишневской, для студентов факультета «Технология» оно стало эффективной площадкой для прохождения практики, а для жителей Канска — местом, где можно заказать качественную и доступную обновку, приобрести оригинальные сувениры и подарки.

— Одним из важных направлений деятельности колледжа является заочное обучение студентов, которое осуществляется на платной основе и пользуется большим спросом: в настоящее время на заочном отделении у нас обучается около 550 человек, — рассказывает Александр Андреев. — В определенной степени интерес обусловлен внедрением новых стандартов в сфере образования. Специалистам, которые уже работают в образовательных учреждениях, необходимо знакомиться с этими нововведениями и понимать, как внедрять их в свою практическую деятельность. Особенно актуально это для учителей сельских школ, которые зачастую оторваны от профессионального сообщества. По той же причине большой популярностью пользуются курсы повышения квалификации, которые уже давно стали весомой частью работы преподавателей нашего педколледжа. Наиболее востребованы программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов. Нередко к нам обращаются преподаватели спортивных школ, которые стремятся усилить свою психолого-педагогическую подготовку, понимая, что это важная составляющая спортивных успехов учащихся. Неоднократно деятельность коллектива Канского педколледжа в этом направлении отмечалась благодарственными письмами муниципальных ресурсных центров и территориальных управлений образования.

— Мы смотрим на эту работу не только как на возможность привлечь дополнительные средства, которые могут быть направлены на создание новых лабораторий для студентов, приобретение оборудования, но главным образом как на ресурс профессионального развития наших преподавателей. Основную часть слушателей курсов составляют педагоги-практики, и чтобы работать с этой аудиторией, нашим преподавателям необходимо постоянно повышать свой уровень профессионализма, — подчеркивает Светлана Науменко, заместитель директора колледжа по научно-методической работе. — Поэтому они активно участвуют в сетевых муниципальных проектах, накапливают опыт на окружных и краевых методических семинарах, а затем транслируют его среди своих коллег. Ежегодно мы реализуем более 15 программ повышения квалификации, организованных по модульному принципу. На своем опыте мы убедились, что это самый оптимальный метод формирования программ, когда вся информация, исходя из наиболее актуальных вопросов, укомплектована в отдельные модули. Это дает возможность заказчикам самим выстраивать траекторию обучения в соответствии с собственными приоритетами, а мы на основе их пожеланий корректируем программы курсов, добавляя и убирая те или иные модули. Кроме того, для удобства наших партнеров мы нередко организуем курсы не только на базе колледжа, но и в других районах. Когда формируется достаточная по численности группа, наши методисты выезжают в эти территории и проводят занятия в районных управлениях образования или ресурсных методических центрах. Проявляем гибкость и в плане продолжительности курсов: программы рассчитаны на различное количество часов — от 16 до 108. И наши партнеры ценят нас именно за эту гибкость, мобильность и умение слышать их пожелания.

Наряду с программами повышения квалификации не менее востребована программа профессиональной переподготовки педагогов в области дошкольного воспитания, которую Канский педколледж реализует четвертый год. Занятия проводятся дважды в год — осенью и весной. Активное строительство детских садов в крае, в том числе в сельских территориях, вызвало дефицит квалифицированных кадров. И если еще несколько лет назад можно было устроиться на работу в дошкольное учреждение, не имея профильного педагогического образования, то сегодня требования к кадрам в сфере образования существенно ужесточились.

Популярность курсов профессиональной переподготовки обусловлена не только их актуальностью, но и содержательностью. В программе большое внимание уделяется повышению квалификации младших воспитателей, к которым сегодня предъявляются высокие требования в соответствии с новыми стандартами. Они выполняют функцию помощника воспитателя не только в части организации приема пищи или сончаса, но и в подготовке и проведении обучающих занятий с дошкольниками, игровой деятельности.

— Итоговую аттестацию для слушателей этой программы мы проводим с привлечением потенциальных работодателей — заведующих детских садов, специалистов управления образования Канска, и неизменно слышим от них положительные отзывы о качестве подготовки специалистов, — отмечает Светлана Науменко. — Интерес к программе наряду с отдельными образовательными учреждениями проявляют районные центры занятости. В этом направлении мы сотрудничаем с Канским, Дзержинским, Иланским районами, в этом году поступила заявка из Ирбейского района. Центры занятости проводят анкетирование, чтобы понять, насколько обучение эффективно с точки зрения самих слушателей, и в дальнейшем отслеживают их карьерный путь и ступени профессионального роста. Например, в этом году одна из выпускниц нашей программы профессиональной переподготовки достойно выступила на конкурсе «Учитель, которого ждут» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений, дойдя на городском этапе до финала.

Популяризации образовательных услуг, которые предоставляет Канский педагогический колледж, способствует тот факт, что преподавателей этого учреждения хорошо знают во всех восточных районах края. Ведь все программы, реализуемые колледжем, являются результатом долгой и кропотливой работы коллектива с территориями по методической поддержке, которая осуществляется на безвозмездной основе. Педагоги принимают участие в различных образовательных проектах в качестве экспертов, организуют на базе колледжа смотры и фестивали для обмена культурными образовательными практиками, осуществляют консультативную поддержку. Например, в марте этого года они выполнили заявку Абанского территориального управления образования, специалисты которого готовят семинар для преподавателей местных образовательных учреждений по формированию проектной компетенции.

Эта работа требует времени и усилий, но и результаты ее значительны: в первую очередь она способствует укреплению имиджа педагогического колледжа как обладателя серьезного методического ресурса. А это в свою очередь дает возможность извлекать материальную выгоду. Стоит отметить, что далеко не всегда обучение педагога по программе повышения квалификации оплачивается за счет юридического лица. Нередко учителя вкладывают свои средства, расценивая это как инвестицию в свой профессиональный рост. И в таком случае они особенно тщательно выбирают, кому довериться. В связи с этим руководство колледжа стремится проявлять лояльность в сфере ценовой политики: стоимость обучения на курсах устанавливается с учетом финансовых возможностей целевой аудитории, а по программам профессиональной переподготовки предусмотрена возможность оплаты в рассрочку.

— Все в работе колледжа вращается вокруг главной цели — образование и воспитание педагогов, как будущих, так и действующих. И я неизменно подчеркиваю, что зарабатывание денег для нас — не самоцель. Финансовых ресурсов нужно ровно столько, сколько необходимо для обеспечения эффективного образовательного и воспитательного процесса, создания достойных условий для преподавателей и студентов, — акцентирует Александр Андреев. — Развитие коммерческой деятельности позволило нам превратить одно из старейших в крае образовательных учреждений в многофункциональный образовательный центр, форма организации которого напоминает кампусную модель, получившую широкое распространение за рубежом.

И условия здесь созданы соответствующие. Для студентов построены два современных общежития в центре города с пластиковыми окнами, просторными комнатами, укомплектованными новой мебелью и бытовой техникой. На базе колледжа создана сеть творческих объединений, секций и клубов, занятия в которых способствуют развитию творческого потенциала студентов. Спортивно-оздоровительный комплекс включает секции по девяти видам спорта. Учащимся открыт доступ в тренажерный зал, бильярдную, на каток, футбольное поле, беговые дорожки, баскетбольную и волейбольную площадки. Два года назад на территории образовательного учреждения открылась обновленная столовая с модернизированным кухонным оборудованием и нарядным интерьером, после реконструкции больше напоминающая студенческое кафе, где можно не только с комфортом пообедать, но и посидеть за столиком с книгой или ноутбуком, подключившись к бесплатному Wi-Fi, и просто пообщаться с друзьями. Обновлению также подверглась дворовая территория колледжа: появились цветочные клумбы, выложенные брусчаткой дорожки, зеленые лужайки и газоны, на которых в теплую солнечную погоду студентам разрешается не только ходить, но и располагаться с пледами, книгами и ноутбуками. В прошлом году рядом с учебным корпусом по инициативе педагогического коллектива был установлен памятник студенту-гуманитарию — собирательный образ, символизирующий уважение к кропотливому труду учащихся. А в начале следующего учебного года свои двери откроет построенная на территории колледжа часовня имени святой мученицы Татьяны — покровительницы студенчества.

— Все это требует немалых вложений, но результат того стоит: создание достойных условий обучения и проживания студентов — важная составляющая их мотивации для дальнейшего профессионального роста, — считает Александр Андреев. — Концепция воспитательной работы, принятая в нашем образовательном учреждении, определяет основную задачу подготовки учителя как сильной и творческой личности с активной жизненной позицией. Колледж становится для будущих педагогов своеобразной точкой роста, из его стен они выходят подготовленными и уверенными в себе. Именно в таких специалистах нуждаются современные школы. 

просмотры: 1328
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске