До 2014 года доля импорта в российском станкостроении и сельхозмашстроении составляла 90 %, более 80 % приходилось на гражданское авиастроение и фармакологию. Около 70 % импорта насчитывалось в легкой промышленности и тяжелом машиностроении, 60 % в нефтегазовом и 50 % — в энергетическом оборудовании. С целью оградить продовольственную безопасность страны импортозамещение потребовалось и в аграрно-промышленном секторе экономики. В периоде нескольких лет было разработано и запущено множество отраслевых государственных программ и мер поддержки, что уже позволило заменить более 25 % ввозимой продукции, а в отдельных отраслях и полностью перейти на отечественную.
КОНКУРЕНТНЫЕ НИШИ
С введением в 2022 году очередных рестрикций, предстоит заменить гигантский объем товаров во всех сферах деятельности, а лучше разработать свои аналоги, целиком устранив иностранную зависимость.
— Проблема сейчас не в деньгах, ресурсы у нас есть, ключевые трудности связаны с поставкой комплектующих, техники, стройматериалов, с организацией работы подрядчиков. Поэтому могут меняться сроки и способы реализации конкретных программ, их этапы, и это потребует слаженной работы органов власти и представителей бизнеса, форсированной реализации проектов импортозамещения, — заявил президент РФ Владимир Путин на совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов.
По оценкам Минпромторга РФ, стране понадобится порядка трех лет, чтобы перестроиться, наладить выпуск импортозамещающей продукции или организовать поставки необходимого с азиатских рынков. За короткий срок предстоит не только сделать акцент на усиление работы имеющихся предприятий во всех отраслях российской экономики, но и обеспечить устойчивый рост создаваемых производств.
— Правительство России продолжит финансировать региональных программы развития промышленности. В 2022 году на эти цели будет направлено свыше 3,7 млрд рублей. Субсидии пойдут на инвестпроекты по модернизации предприятий, в частности на возмещение части затрат на приобретение нового оборудования, компенсации по лизинговым платежам, оплату услуг ресурсоснабжающих организаций и прочее, — отметил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Большим плюсом для развития отечественной экономики является наличие собственных природных ископаемых, гидроресурсов, лесных богатств, что способствует развитию базовых отраслей российской экономики: энергетики, черной и цветной металлургии, лесоперерабатывающей отрасли, строительной индустрии и пр. К примеру, по итогам 2021 года импортные стройматериалы составили лишь около 4 %, преимущественно в премиум-сегменте, а по базовым позициям страна себя обеспечила полностью. Сейчас уже тестируются многие опытные российские образцы от двигателей до IT-продукции.
— Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы будет базироваться на создании надежной минерально-сырьевой базы, необходимой для удовлетворения текущих и перспективных потребностей предприятий с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов их развития, — сказал глава Минпромторга РФ.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В Красноярском крае работа по реализации проектов импортозамещения ведется планомерно согласно Концепции промышленной политики региона, рассчитанной до 2030 года. Перечень продукции, предлагаемой к импортозамещению, достаточно велик. Край уже добился отдельных успехов в металлургии, нефтеперерабатывающей отрасли, производстве лифтового, индукционного, энергетического и горнорудного оборудования. Есть определенные достижения выпуска холодильников и трансформаторов, автомобильных дисков и светодиодного оборудования, фармпрепаратов, кабельной и текстильной продукции. Готовы к реализации проекты по производству компонентов для волоконно-оптических линий, мебельного пенополиуретана, фронтальных погрузчиков. Сейчас регион может заместить порядка 80 товаров, которые перестали поступать из зарубежных стран. Речь идет о стройматериалах, мебели, бытовой химии, продукции из полимеров, высокотехнологичном оборудовании и даже IT-продуктах.
— Импортозамещение — один из ключевых приоритетов, для развития которого был принят ряд решений стимулирования экономических процессов, притока денег в экономику, — отметила министр экономики и регионального развития края Анна Гарнец. — То, что есть предприятия, готовые оперативно приступить к выпуску замены импортной продукции, вселяет оптимизм. В период санкций важно оказать гос-поддержку бизнесу для развития импортозамещения, реализации новых
проектов.
В первую очередь это касается налоговых послаблений, приостановки всесторонних проверок контролирующих органов, участие МСП в госзакупках. Это позволит бизнесу запустить в оборот высвободившиеся деньги. Кроме того, создан региональный Фонд развития промышленности с объемом в 1 млрд рублей. Средства заложены на льготные кредиты по ставкам в 1–3 % первостепенным проектам. Порядка 30 предприятий края готовы выпускать аналоги импорту, однако для создания новых производств следует стимулировать их инвестиционную деятельность. В регионе создали онлайн-сервис «Биржа импортозамещения», в рамках которой можно рассказать о производимой продукции, напрямую предложив ее потребителям, найти для себя нужных поставщиков ресурсов.
— В настоящее время в крае формируется очередной пакет мер поддержки экономики, львиную долю в котором занимает помощь МСП. Часть средств регионального фонда промышленности будет направлена на точечное финансирование предприятий, настроенных на создание импортозамещающей продукции, — пояснил зампредседателя правительства Красноярского края Сергей Верещагин.
НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Завязать партнерские отношения бизнесу поможет строительство компанией «Мега-Строй М» инфраструктурно-логистического парка под Красноярском на территории 138 га. На первом этапе в 2023–2024 годах предполагается ввод в эксплуатацию производственно-складского комплекса класса «А» (высокий уровень хранения любых типов грузов) площадью 85 тыс. кв. м. До 2026 года здесь для онлайн-торговли, оптово-розничных структур, логистических организаций и других компаний построят помещения в 600 тыс. кв. м. Это значительно сократит дефицит производственной и складской недвижимости в регионе.
— У нас большие планы по развитию грузопассажирского хаба, по созданию оптово-распределительных центров в сфере торговли и агропромышленного комплекса, — сказал председатель правительства края Юрий Лапшин. — Проект станет существенным вкладом в решении вопроса развития логистической инфраструктуры. Появление современного логистического парка повысит эффективность управления товарными потоками, качество и скорость обработки грузов.
По мнению большинства российских экспертов, очередной виток экономического кризиса открывает уникальные шансы для развития отечественных технологий в общегосударственном масштабе, и эта работа должна быть в особом приоритете у представителей власти и бизнеса в регионах.
— В Красноярском крае имеются действенные механизмы поддержки предпринимательских инициатив, среди которых краевые госгарантии с оценкой перспективности и востребованности проектов, возможности федеральных и краевых фондов развития промышленности, что способствует достижению практически значимых результатов в области импортозамещения, — отметил губернатор Красноярского края Александр Усс.