АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 06 (154) 2019 (05.07.2019)

Енисейский тракт — самый старинный в крае

Источник: https://rudnik.mobi/dorogi-i-traktyi-rayona-istoriya/
Дороги в Сибири — это нечто гораздо большее, чем просто дороги или направления: не так-то легко справиться с парализующей силой сибирского пространства.

 

В число таких значимых артерий входит Енисейский тракт — самый старинный в Красноярском крае. Поначалу это была вьючная тропа, соединявшая важнейшие восточносибирские города XVII века — Енисейск и Красноярск. В 1667 году этим городам угрожали разгромом кыргызские и монгольские князья. Для защиты от нападения были улучшены тропы, проезжие дороги. Построены небольшие крепости и остроги — Казачинский, Кемский, Вельский. Несколько позже, в 1689 году, была учреждена государева почта в Сибири и, как следствие, на тракте появились первые зимовья, ставшие затем почтовыми станциями. А официальное открытие Енисейского тракта с пятнадцатью почтовыми станциями и помещениями для пересылки заключенных состоялось в 1768 году.

В дальнейшем главная дорога округа дотянулась до Туруханска, Дудинки и Хатанги. После открытия месторождений золота, в конце 30-х годов XIX века, Енисейский тракт стал основной магистралью для золотодобытчиков и ссыльных. По этой дороге в течение многих лет на прииски шли артели рабочих — крестьян, уходивших в наем целыми деревнями, а также ссыльных, заключенных. Зимой непрерывным потоком по дороге продвигались обозы с продовольствием, горным оборудованием: на прииски доставлялось около миллиона пудов различных грузов и продовольствия. В крупных селах — Назимово, Анциферово, Маклаково, Каргино, Казачинском, Большой Мурте — появились постоялые дворы с кабаками, чтобы путешественники не испытывали особых сложностей в путешествии до Енисейска.

Гораздо сложнее обстояли дела с дорогами в Северной системе Енисейского округа. И хотя в середине XIX века в глубь енисейской тайги шло пять дорог (их проложили после открытия и начала работы приисков) — Старонифантьевская, Новонифантьевская, Ермаковская, Рязановская и Лопатинская, — пользы от этого было немного. Артели неделями добирались на прииски Севагликона, Актолика, Калами и Енашимо. Весной и осенью десятки и даже сотни лошадей гибли в непролазной грязи — смерть на таежной тропе была привычным делом.

Новонифантьевский тракт начали строить в 1854 году со сметой в 12 000 рублей. Участвовали в прокладке Новонифантьевской дороги золотопромышленники Волков, Барков, Дьяков, компания Горохова. Дорога была открыта 1 декабря 1855 года. В начале XX столетия наиболее используемым приискателями был Новонифантьевский тракт, передвигаться по которому можно было в летнее время. Путешественникам, желающим добраться к Викторовскому прииску, нужно было проехать 220 верст по гористой, сильно пересеченной местности через зимовья — Питское, Каменское, Нижнелендахское, Кувшинское и Чиримбинское. Расстояние между зимовьями составляло около тридцати верст.

До Октябрьской революции служащие зимовий содержались на средства золотопромышленников, позже расходы несли приисковые управления. В обязанности дорожников входили: ремонт пути на своем участке, содержание помещений зимовья в порядке, а также заготовка сена для лошадей и доставка почты.

В начале 20-х годов прошлого века все мосты через реки были разрушены, за исключением моста через Каменку, и требовали восстановления. Пришла в упадок и Старонифантьевская дорога (она шла параллельно Новонифантьевской). Объемные, тяжелые грузы стали доставляться в северную тайгу по Назимовской дороге протяженностью 355 верст. Она начиналась от деревни Назимово, расположенной в 180 верстах от Енисейска. В основном дорога шла по льду рек Тис, Волоковой, Ноготы и выходила к Успенскому прииску на Енашимо. По этой трассе было доставлено оборудование для первой фабрики Советского рудника, построенной в 1928 году. Наряду с дрогами в качестве транспортных артерий активно использовались северные реки Вельмо и Большой Пит. Груженые лодки тянули вручную, а позднее — с использованием лошадей, что было быстрей и выгодней. 

просмотры: 1918
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске