АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 (185) 2022 (11.05.2022)

«Енисейречтранс» — проверено севером

Текст: Марьяна Долгополова Фото: Иван Юхименко
Словно природная граница разделяет Западную и Восточную Сибирь река Енисей. Она протекает с юга на север, являясь главной водной магистралью трех регионов «Енисейской Сибири». В навигацию по ней доставляются тонны грузов для населения и промышленных компаний. Летом фрахтовые и пассажирские перевозки идут по всему речному бассейну.
Обслуживают транспортную артерию уже почти 85 лет профессионалы ФБУ «Администрация «Енисейречтранс». Для безопасного судоходства на реках Енисейского бассейна протяженностью 8375 км в Туве, Хакасии и Красноярском крае они выставляют навигационные буи, бакены, вехи. Этому помогает мощная производственная база с обстановочными судами, буксировщиками, земснарядами, плавучими кранами и другим техническим и вспомогательным флотом, которого насчитывается 124 единицы. Воднотранспортное предприятие также эксплуатирует судопропускное гидротехническое сооружение на Красноярской ГЭС.

 

ВОДНЫЙ ТРАНССИБ

Площадь Енисейского бассейна включает в себя около 100 тыс. озер и 1938 притоков, но судоходство осуществляется далеко не на всех из них. Навигация проходит поэтапно и напрямую зависит от географической широты освобождающихся ото льда рек: если на Ангаре она начинается в мае, то порт Дудинка для речных судов открывается лишь в июне. За безаварийное движение по водным артериям отвечает «Енисейречтранс», обеспечивая навигационное ограждение судовых ходов на Енисее от Тувы до столицы Таймыра. А также на реках Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски и некоторых их притоков, куда речники завозят потребительские грузы и энергоресурсы. Специалисты учреждения сейчас проводят преднавигационные работы на водных магистралях, обновляют береговые знаки после ледоходов.

— Наше учреждение предъявляет самые высокие требования к качеству предоставляемых услуг по обеспечению безопасного судоходства. Мы значительно обновим суда технического назначения в рамках программы модернизации флота с 2022 по 2024 годы, чтобы увеличить на реках габариты судовых ходов. Предстоит провести дноуглубительные работы, чтобы на перекатах гарантировать не менее трех метров глубины, как это было в советское время. С этой целью приобретаем два новых изыскательских теплохода с уникальным оборудованием — промерным комплексом. Новейшая аппаратура достаточно точно определяет габариты пути в наиболее быстром режиме. Это увеличит скорость траления перед навигацией, создавая условия для безаварийного движения. Еще два технических судна класса «О» будут работать на севере, — пояснил руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Владимир Байкалов.

Несмотря на закрытие судоверфи, закладка киля первого промерного теплохода состоялась в Красноярске в феврале 2022 года. Сейчас ведется сборка частей корпуса, затем судно перевезут на Ладейские ремонтно-механические мастерские, где его полностью укомплектуют для проведения изыскательских работ. Между тем флот «Енисейречтранса» уже готовит пути для судоходства. Закуплено топливо, батареи для поддержания судов, светосигнальное оборудование, другие материалы и комплектующие. По прогнозным оценкам предстоящая навигация ожидается непростой из-за низких параметров воды в водохранилищах.

— Если в 2021 году зима была снежной, реки полноводными, то сейчас гидрологическая обстановка на Енисее от Красноярска до устья Ангары совершенно другая. Мониторинг Гидрометцентра Красноярского края показал, что снегозапасы составляют 80-85 % от средних многолетних значений. И мы на данном участке ожидаем дефицит воды. В то же время на Ангарском каскаде проблем нет, озеро Байкал и Братское водохранилище заполнены на 100 %. Надеемся, лето будет дождливым и навигация пройдет штатно, — пояснил первый заместитель руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Леонид Федоров. — Вскрытие рек бассейна идет в плановые сроки. Судоходные компании загружают свой флот для отправки в труднодоступные районы Крайнего Севера.

Традиционным концертом и парадом судов в Красноярске состоялось официальное открытие навигации-2022 по Енисею. По окончанию торжественной церемонии в свой первый рейс отправилось быстроходное пассажирское судно на участке «Красноярск – Усть-Мана».

 

АРКТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Особенность судоходства в Енисейском бассейне — поэтапное начало навигации. С 10 мая участок от Красноярска до ангарской Стрелки был полностью открыт для речного флота. Ожидается, что с 15 мая он продлится до Подтёсово, а уже с 20 числа навигация начнется на участке от Подтёсово до Подкаменной Тунгуски, затем грузовой флот пойдет на Нижнюю Тунгуску. По прогнозам, 10 июня 2022 года откроется движение по маршруту Туруханск — Игарка — Дудинка. Со второй половины июля судоходство продлится до Диксона. Традиционно в арктические территории доставляют продукты, уголь, нефтепродукты, ГСМ, различные материалы и оборудование. В течение навигации по Ангаре сплавляют лес, вывозят магнезит и другие полезные ископаемые, а параллельно в поселки доставляют необходимые товары и стройматериалы. При этом динамика объемов перевозимых ресурсов на север в последние годы неуклонно возрастает, что связано с развитием крупных инвестиционных проектов «Енисейская Сибирь». Предполагается, что грузооборот в текущем году составит порядка 6,2 млн тонн. Речники убеждены, что с учетом темпов экономического роста края филиалы воднотранспортного предприятия поставленные производственные задачи выполнят. Имеющаяся в арсенале компании спутниковая система координации навигационного ограждения судовых ходов значительно повысила безопасность прохождения навигации всем коммерческим организациям. Этому также способствует оснащение плавучих и береговых знаков светосигнальными приборами с излучателями повышенной дальности действия, диспетчерское радионавигационное регулирование движения судов.

— Судоходство, возможно, будет напряженным, но путейский флот сделает все для обеспечения безопасной навигации, — уточнил Владимир Байкалов. — По всем параметрам флот енисейских речников готов к навигации, выходим на линию для проведения тральных работ. Я уверен, что и в нынешнем году все законтрактованные грузы будут доставлены.

Водный транспорт стал особенно востребован 12 лет назад с началом освоения нефтегазовых месторождений Ванкорского кластера ПАО «НК «Роснефть». Уже успешно разрабатываются Ванкорское, Сузунское и Тагульское месторождения, в скором времени будет запущено Лодочное месторождение. По Енисею суда доставляют нефтяникам материалы и оборудование, поднимаясь флотом с малой осадкой по притокам до места назначения. Теперь в Арктике приступили к работам на инфраструктурных и промышленных объектах и речной флот получил новый импульс развития.

— Для проектов «Енисейской Сибири» в портах накоплено около 300 тыс. тонн грузов, которые продолжают поступать. Более 100 тыс. тонн уже загружено на флот. Сегодня есть большие перспективы по грузоперевозкам. В 2022 году они увеличатся на 20 %, так как в активную фазу вступают несколько масштабных строек. Это «Южный кластер» ГМК «Норникель», Западно-Таймырский промышленный угольный кластер ООО «Северная Звезда» и проект премиальной малосернистой нефти «Восток Ойл» НК «Роснефть». А в Туве по заявке Голевской горнорудной компании приступили к работе паромы, которые специально построили в 2021 году для переправы через реки Большой Енисей и Хамсара. Они перевозят автотранспорт и техгрузы для разработки Ак-Сугского месторождения. У речников работы добавилось, а если она есть — будет развитие и обновление флота, — считает глава ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».

 

КАДРОВАЯ АКВАТОРИЯ

В связи с ограничениями из-за пандемии COVID-19, навигационный период последних двух лет был нелегким. Особенно из-за пандемии пострадали пассажирские перевозки, но в этом году ситуация меняется, пассажиропоток вырастет. В конце мая компания «ВодоходЪ» доставит первых пассажиров в Бахту, готовится к туристическому круизу теплоход «Максим Горький». Строятся современные суда «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев» взамен устаревших. В июле в город прибудет один электроход-катамаран вместимостью 130 человек. Специально для него в Красноярске и Дивногорске монтируют заряжающие станции. Электросудно с низким уровнем шума и плавностью движения отправятся в путь в начале августа.

У «Енисейречтранса» есть все основания с оптимизмом смотреть в предстоящую навигацию. Нет сомнений в том, что план будет выполнен. Даже коронавирус не повлиял на слаженную работу служб учреджения: проводился государственный портовый контроль, судов, оформлялось дипломирование членов экипажей, выдавались удостоверения личности моряка. Была и другая работа, связанная с безопасным движением водного транспорта Енисейского бассейна. Сохранить квалифицированный штат было непросто, но и это удалось. Коллектив подтвердил высокий уровень компетенций во время аттестаций и программ профессиональной подготовки.

— Ежегодно у нас приходят стажировку около 40 курсантов профильных и средне-специальных учебных заведений края. Большинство из них в составе экипажей под руководством грамотных речников проходят производственную практику. По окончании обучения некоторые выпускники выстраивают свою карьеру у нас, что очень важно для формирования кадрового потенциала компании и для судоходной отрасли в целом, — делает акцент на работе с отраслевыми вузами и ссузами Леонид Федоров. — Повышение профессионального уровня сотрудников и подготовка новых специалистов создают значительный запас прочности, позволяя нам уверенно удерживать лидирующие позиции в отрасли.

Модернизация флота, реконструкция Ладейских РММ, другая системная работа речников-путейцев создает необходимый результат обеспечения безаварийного судоходства всей транспортно-логистической цепочки по доставке грузов и пассажиров в северные районы.

— Ожидаем насыщенную интенсивную навигацию. Опыт и профессионализм енисейских речников в очередной раз позволит доставить все грузы по назначению, что приведет к развитию экономики нашего большого края. Желаю всем судоходным компаниям безаварийной и полноводной навигации. Чтобы всем хватило работы и была устойчивая перспектива речных перевозок. Успехов в труде, добра, мира, здоровья и благополучия, — резюмировал руководитель «Енисейречтранса» Владимир Байкалов.

просмотры: 508
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске