— Александр Геннадьевич, за годы работы техникум претерпел немало изменений, расскажите о наиболее важных?
— В первую очередь стоит отметить, что несколько раз менялся статус образовательного учреждения. Изначально созданный в 1965 году Красноярский автодорожный техникум находился в подчинении Управления шоссейных дорог Министерства транспорта РФ, затем перешел под крыло Федерального дорожного агентства, а 17 ноября 2005 года был передан в подчинение Федеральному агентству по образованию. С января 2012 года учредителем Красноярского автотранспортного техникума (новое название появилось в 1971 году) является министерство образования и науки Красноярского края.
Изменение статуса подчинения с федерального на краевой повлекло за собой ряд других событий, ключевым из которых можно считать закрытие филиала техникума в Иркутске, где проходили обучение около 1200 студентов. Заочники продолжили образование в стенах Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, очники практически в полном составе перешли в Иркутский техникум транспорта и строительства. С этими учреждениями были предварительно достигнуты соответствующие договоренности. Но главное, встал вопрос: где готовить кадры для автотранспортной отрасли? Предвидя данную ситуацию, в 2008 году мы открыли при содействии главы г. Заозерный Миклина Ю. С. представительство в г. Заозерном Рыбинского района. Также действует представительство техникума в Норильске.
А последним этапом реорганизации техникума стало присоединение профессионального училища № 50. Таким образом, сегодня мы готовим как специалистов среднего звена, так и высококвалифицированных рабочих и служащих. Обучение ведется по двум специальностям: «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а также по трем профессиям: «Автомеханик», «Машинист дорожных и строительных машин», «Машинист крана (крановщик)».
— Насколько востребованы выпускники на предприятиях отрасли, есть ли необходимость вводить новые специальности?
— Проблем с трудоустройством наши ребята не испытывают. Лучше всего это иллюстрируют цифры: за семь лет, в течение которых я руковожу техникумом, только один человек после окончания обучения обратился в службу занятости. Мы сотрудничаем с работодателями в рамках долгосрочных соглашений, в числе наших партнеров ОАО «Автоколонна 1967», пассажирские автотранспортные предприятия № 2, 5, 7, Грузовое предприятие № 1, ЗАО «Автоэкспресс» и другие. Представителей этих организаций мы ежегодно приглашаем на защиту дипломных проектов, они принимают участие в корректировке вариативной части образовательных стандартов, что позволяет нам готовить кадры в соответствии с требованиями работодателей. Также содействие нам оказывают МКУ «Красноярскгортранс», департамент транспорта городской администрации, для которых мы готовим управленческие кадры, логистов среднего звена. Около пяти лет продолжается сотрудничество с ЗАО «Полюс», где наши студенты охотно проходят оплачиваемую практику, а затем нередко получают работу.
Что касается новых направлений подготовки кадров для автотранспортной отрасли, то сегодня рассматривается вопрос о возобновлении обучения по специальности «Строительство дорог», которая очень востребована в нашем крае. Данная возможность обсуждалась на встрече с участием замминистра по образованию и науке края Ольги Никитиной, председателем комитета Заксобрания по образованию, культуре и спорту Людмилы Магомедовой и министром транспорта края Сергеем Ереминым. Поддержку в этом деле нам оказывает выпускник техникума Александр Многогрешнов, много лет проработавший в автодорожной отрасли, — когда-то он сам обучался по специальности «Строительство дорог». Мы вообще стараемся поддерживать связь со своими выпускниками, бывшими преподавателями. Для участия в торжественных мероприятиях, посвященных юбилею техникума, были приглашены 86 ветеранов, которые получили возможность встретиться друг с другом, пообщаться с молодыми студентами, которые придут им на смену.
— Как организовано сетевое взаимодействие с вузами в целях обеспечения непрерывного образовательного процесса?
— С 1998 года мы сотрудничаем с Сибирским государственным технологическим университетом в целях обучения работников лесоперерабатывающей отрасли по специальности «Машины и оборудование лесного комплекса (автотранспорт)». В настоящее время прорабатывается вопрос об организации прикладного бакалавриата на базе техникума, поскольку наши образовательные стандарты по соотношению теории и практики соответствуют стандартам данной ступени высшего образования: в рамках прикладного бакалавриата в отличие от академического больше внимания уделяется именно практической составляющей.
Многие наши выпускники (до 15%) стремятся продолжить обучение и поступают в вузы на коммерческой основе. Кроме того, на протяжении последних трех лет для наших студентов выделяется восемь бюджетных мест на механическом факультете СибГТУ (четыре по очной форме обучения и четыре по заочной). Стоит отметить, что со следующего года наши выпускники, чтобы продолжить свое обучение в вузе, должны будут сдавать не экзамены, как это было раньше, а ЕГЭ, что несколько усложнит процедуру поступления. Ведь по стандарту общеобразовательные предметы преподаются в техникуме на протяжении первого года обучения, а затем их сменяют общетехнические и специальные дисциплины. В 2015 году выпуск составит 74 человека по профессиям и 252 — по специальностям (очная и заочная форма).
— Каким образом выстраиваются отношения со школами, ведется ли профориентационная работа?
— У нас заключены договоры о долгосрочном сотрудничестве с красноярскими образовательными школами № 39 и 86, где с текущего учебного года в программы внедрена дисциплина «Технология». Обучение будет проводиться как в школах, так и на базе техникума, в наших аудиториях и лабораториях. Ежегодно мы приглашаем школьников на экскурсии, проводим дни открытых дверей, участвуем в районных мероприятиях по профориентации, проводимых службой занятости. Это приносит свои плоды: в прошлом году конкурс на специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» составил 2,3 человека на место, по направлению «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» — 1,6 человека на место. По закону, если число поданных заявлений превышает количество мест, мы проводим набор на конкурсной основе, причем главным критерием выступает документ о предыдущем образовании, то есть аттестат, а не свидетельство о результатах сдачи ЕГЭ. Предпочтение отдается абитуриентам, имеющим высокие баллы по профильным предметам — физике и математике. К сожалению, зачастую балл в аттестате не соответствует реальному уровню знаний, в особенности это касается выпускников сельских школ. Из-за этого уже не первом курсе происходит достаточно большой отсев.
Зато те, кто действительно обладают необходимыми базовыми знаниями и готовы совершенствовать их, получают такую возможность. Наши студенты ежегодно становятся участниками и лауреатами исследовательских конференций, конкурсов научно-технического творчества. В 2014 году представитель техникума выступил на первом региональном чемпионате края WorldSkills Russia в компетенции «Окраска автомобиля» и занял третье место. Кроме того, у ребят есть возможности и для личностного роста, культурного и спортивного развития. Для них организованы секции по волейболу, баскетболу, мини-футболу, армспорту, тяжелой атлетике, рукопашному бою, действуют военно-спортивный клуб «Патриот» и спортивный клуб «Багги», есть своя команда КВН. За годы существования техникума здесь сложились свои традиции, сформирован дружный педагогический коллектив, в котором опыт ветеранов удачно дополняется инициативами молодежи. Все это позволяет нам сохранять позиции и в наше непростое время оставаться одним из ведущих учебных учреждений края, готовить квалифицированные кадры для автотранспортной отрасли с учетом специфики и перспектив ее развития.