просмотры: 1057

Дошкольное образование: повышение мотивации

Текст: Мария Назарова Фото: архив Канского педагогического колледжа
Дошкольное образование — самое молодое из направлений Канского педагогического колледжа. С 2010 года здесь готовят специалистов, способных осуществлять на современном уровне воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
На протяжении последних лет в Красноярском крае активно решается задача по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Так, в период с 2007 по 2014 год в регионе создано около 42 тыс. дополнительных мест за счет строительства новых дошкольных учреждений и реконструкции уже имеющихся. Однако не менее остро стоит вопрос обеспечения краевой системы дошкольного образования квалифицированными педагогами, способными осуществлять сопровождение детей в тот период их жизни, когда закладываются основы здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности. С целью решения этой задачи в Канском педагогическом колледже с 2010 года ведется подготовка молодых специалистов — педагогов дошкольного образования. Процент трудоустройства выпускников, прошедших обучение по этой специальности, стабильно высокий — более 80%, они востребованы не только в образовательных учреждениях Канска и Канского района, но и в других территориях региона.

Прежде чем открыть набор абитуриентов по данному направлению, преподаватели Канского педагогического колледжа в 2008 году запустили образовательный проект «Академия детства». Открывшийся под таким названием первый в Канске центр дошкольного развития был ориентирован на работу с детьми старшего дошкольного возраста и позволил педагогам колледжа, а также его студентам проверить свои силы в новом для них начинании. Эксперимент оказался удачным и получил развитие: сегодня по запросам родителей здесь проводятся консультации психолога и логопеда, занятия в сотрудничестве с экологическим клубом колледжа, ведется работа с детьми с особыми образовательными потребностями, действует группа песочной терапии.


— Программы, по которым работают педагоги «Академии детства», не дублируют программу детского сада, а дополняют ее, способствуя развитию речи, мышления, логики ребенка, — рассказывает директор Канского педагогического колледжа Александр Андреев. — В штате «Академии» есть специалисты с высшим дефектологическим образованием, опытные логопеды. Родители имеют возможность самостоятельно выбирать образовательный маршрут для своего ребенка, удобный график посещения центра. По их просьбе могут быть организованы занятия с психологом, который не только проведет ряд диагностических процедур, но и выработает индивидуальную траекторию развития малыша, программу его подготовки к школе. Студенты колледжа проходят здесь практику, для них это уникальная возможность получить практический опыт, попытаться применить полученные знания в реальной жизни под руководством квалифицированных педагогов, пообщаться с ребятишками и их родителями. Кроме того, мы сотрудничаем с государственным специализированным центром помощи детям с особыми потребностями в развитии, специалисты которого читают лекции студентам, проводят мастер-классы. Также педагогами колледжа налажены связи с детскими садами Канска, которые становятся базовыми площадками по развитию тех или иных компетенций специалистов дошкольного образования.


Помимо подготовки молодых кадров для системы дошкольного образования, Канский педагогический колледж реализует программу переподготовки, которая крайне востребована: чтобы воспользоваться ею, в Канск приезжают специалисты из Кодинска, Богучан, Нижнеудинского и многих других районов. Также в целях решения кадровой проблемы в территориях региона по их запросам в колледже разработана модульная система повышения квалификации. С ее помощью педагоги дошкольного образования могут получить новые знания по интересующему их направлению, выбрав соответствующий модуль: разработка основной образовательной программы детского сада, инклюзивное образование, формирование предметно-развивающей среды и т. д. Все представленные направления являются актуальными, поскольку включены в программу, исходя из приоритетов нового стандарта дошкольного образования.


— Мы понимаем, что педагоги из удаленных районов не смогут приехать к нам в Канск, — организовать такой выезд под силу не каждому районному управлению образования. Поэтому по запросам территорий наши преподаватели сами выезжают на несколько дней в районные центры. Это гарантирует, что программа будет пройдена большим количеством слушателей, а значит, в детские сады придут педагоги с обновленным представлением о том, как должна строиться их работа с учетом современных требований. Таким образом мы вносим свой вклад в развитие системы дошкольного образования, формируя критическую массу тех, кто принимает новый стандарт и то, как с ним работать, — резюмирует заместитель директора по научно-методической работе Канского педагогического колледжа Светлана Науменко.


В сотрудничестве с краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования специалисты колледжа с прошлого года осуществляют методическую поддержку детских садов, которые стали пилотными площадками по апробации нового стандарта дошкольного образования.


Не будет преувеличением сказать, что в Канском педагогическом колледже сконцентрированы все существующие на сегодняшний день в крае инициативы и инновации в сфере дошкольного образования. В том числе это касается материальной и методической базы. В рамках краевой программы колледж получил солидную финансовую поддержку, которая позволила организовать полноценную лабораторию для студентов в соответствии с требованиями к предметно-развивающей среде. Здесь есть уголок для формирования у детей инициативности и самостоятельности, представлений о толерантности, столы для рисования песком, пособия для речевого развития, театрализованной деятельности и многого другого. Большие объемы внебюджетных средств ежегодно направляются на приобретение специализированной методической литературы, которая позволяет педагогам быть в курсе любых изменений и новых веяний.


Следующим шагом в развитии данного направления в педколледже и краевой системы образования в целом стало включение в региональный чемпионат WorldSkills Russia отдельной компетенции «Дошкольное воспитание». В состязании приняли участие лучшие студенты восьми высших и средних профессиональных образовательных учреждений края: Красноярского педуниверситета им. В. П. Астафьева, Лесосибирского педагогического института, а также Ачинского, Енисейского, Канского, Минусинского, Норильского педагогических колледжей и Красноярского педколледжа № 2. В течение трех дней конкурсантам необходимо было выполнить восемь заданий, чтобы в сложных условиях интерактивного пространства продемонстрировать экспертам свои профессиональные компетенции, педагогическое мастерство и культуру. Представительница Канского педколледжа — студентка третьего курса Екатерина Фротер — по итогам соревнования заняла второе место, показав самый высокий результат среди студентов педагогических колледжей края.


— Формат чемпионата диктовал достаточно жесткие условия для конкурсантов, которые необходимо было выполнить, чтобы не быть дисквалифицированными. Все три дня они находились в постоянном напряжении, поскольку не видели выступлений друг друга и не знали своих позиций в рейтинге вплоть до церемонии закрытия, когда были объявлены победители, — комментирует Татьяна Жукова, руководитель центра дошкольного развития «Академия детства» Канского педагогического колледжа, детский психолог. — При этом именно такой формат позволил достаточно объективно выявить все плюсы и минусы системы подготовки воспитателей для дошкольных образовательных учреждений и понять, насколько участницы владеют методами и приемами работы с детьми, насколько они готовы к работе в детском саду и к дальнейшей реализации в своей профессии. Стоит отметить, что в состав экспертной группы вошли не только представители образовательных учреждений, выдвинувших своих конкурсантов, но и независимые эксперты — педагоги дошкольных образовательных учреждений. На заключительном круглом столе они говорили о том, что некоторых студентов уже сегодня могли бы принять на работу. А это один из показателей того, что чемпионат действительно позволяет увидеть готовность будущих воспитателей к реальной профессиональной деятельности.


Преподаватели Канского педколледжа уверены, что компетенция «Дошкольное воспитание» станет традиционной для регионального чемпионата WorldSkills Russia, и в следующем году их студентка вновь примет участие в состязании, чтобы подтвердить успех этого года или добиться высшего результата, заняв первое место. Очевидно одно: уже в первом чемпионате представительница колледжа продемонстрировала высокий уровень подготовки и оригинальные способы презентации своих умений, которые позволили ей выделиться среди других участниц. А значит, планку придется повышать. Впрочем, в этом и состоит цель состязания — усилить профессиональную мотивацию будущих специалистов дошкольного образования.

Журнал Renome №01 (117)2016 год http://idrenome.ru/pressa/pbl/detail/1299#gopressa

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®