Директор дорожно-строительного управления треста «Красавтодорстрой» Владимир Никифоров начинал свою работу в отрасли ровно 20 лет назад. В 1986 году, после окончания Томского инженерно-строительного института, он приехал по распределению в Красноярский край. Начинал геодезистом, затем работал мастером, прорабом, главным инженером. В 2004 году возглавил ДСУ № 2. Так что для него строительство качественных дорог – не просто история, а часть биографии.
– Владимир Захарович, дороги часто сравнивают с артериями, которые питают экономику. То есть для того, чтобы мы в крае жили лучше, чтобы реализовывались все крупные инвестиционные проекты, нужно прокладывать новые и поддерживать в хорошем состоянии уже построенные дороги. Уделяется ли дорожному хозяйству внимание со стороны государственных органов, достаточно ли на сегодняшний день финансирование?
– Современное состояние дорог – тема болезненная для каждого работника дорожного хозяйства. Кстати, хочу отметить, что состояние дорожного полотна в нашем крае гораздо лучше, чем в других областях. Я бывал за Уралом, в Кемеровской, Томской областях, в Бурятии. По сравнению с трассами в тех местах наши дороги выглядят вполне прилично. Конечно, в сибирском регионе на состояние автомагистралей негативно влияют очень суровые климатические условия. Но это не главное. Дело в том, что плохое качество дорог обусловлено не столько работой автодорожных хозяйств, сколько недостаточным финансированием отрасли в целом. Раньше у нас был собственный бюджет, куда каждый трест отчислял 2,5% от всего валового дохода. Часть этих денег уходила в федеральный бюджет, а остальную сумму управление распределяло по объектам. Но с 2003 года дорожный бюджет ликвидировали и отрасль стали финансировать по остаточному принципу. Денег на строительство и содержание дорог выделяется катастрофически мало. В прошлом году, например, на содержание всех российских дорог было выделено всего 22% от необходимых потребностей.
Но у нас есть надежда, что правительство повернется к отрасли лицом, и наши трассы станут не хуже заграничных. Известно, что после Второй мировой войны Япония и Германия начинали восстановление своей экономики с того, что привели в порядок дороги. Радует то, что наконец-то президент и представители местной власти начали уделять больше внимания отрасли. В скором времени в крае планируется строительство мультимодального транспортного узла, и сейчас краевая и городская администрации вплотную занялись дорогами. Я считаю, что в Красноярске давно пора строить дороги в нескольких уровнях. Ведь нагрузка на российские дороги растет стремительно: количество автомобилей увеличивается примерно на 10% в год, в то время как их пропускная способность возрастает только на 1,5%. И если не строить новые шоссе, пробки станут привычным явлением и будут возникать не только в городе, но и за городом.
– Значит, если финансирование будет достаточным, никаких проблем у вас не останется?
– Есть у нас проблема, общая для всех отраслей экономики, – остро не хватает рабочей молодежи. Дорожное хозяйство нуждается в притоке молодых кадров, обученных и квалифицированных. Когда началась перестройка, заводы останавливались, промышленность пришла в упадок. И это привело к тому, что резко упал интерес к рабочим профессиям вообще и к нашей профессии в частности. Чтобы выжить, люди шли в торговлю. Сейчас ситуация изменилась к лучшему, промышленность поднимается, но как восполнить дефицит кадров – пока непонятно. Я уверен, что нужно восстанавливать систему среднего профессионального образования, вкладывать средства в ПТУ и техникумы.
Сложно, но интересно
– В советские времена проблем с кадрами не было. Вам было легче работать в условиях плановой экономики?
– Если обрисовать ситуацию в двух словах, то сейчас работать сложнее, хотя интереснее. Рынок у нас пока непредсказуемый, все меняется ежесекундно, но надо суметь правильно сориентироваться, принять верное решение, которое принесет предприятию прибыль.
При социализме была стабильность, мы полностью надеялись на государство и партию, а теперь приходится думать головой, причем не только руководству предприятия, но и всему коллективу. Когда я только начинал работать, все было иначе. В условиях социалистического планирования мы уже к концу текущего года знали, что нас ждет в будущем, проблемы снабжения старались решать заранее, за квартал вперед.
Кроме того, уже четыре года проводятся конкурсы по федеральным, городским и муниципальным объектам. И чтобы получить какой-то объем работ, нужно не только выиграть такие конкурсы в нелегкой конкурентной борьбе, но и выполнить эту работу качественно, экономно и в очень сжатые сроки.
– Что помогает вашему предприятию выживать в таких непростых условиях?
– Помогает то, что наша служба трудится по хорошо отлаженной схеме. Такой безупречный механизм работы сформирован благодаря многолетней грамотной политике руководства организацией. Громаднейший вклад в развитие Красавтодорстроя внес его прежний руководитель – Александр Александрович Многогрешный, ныне депутат Законодательного собрания края. А благодаря нынешнему директору компании – Виктору Николаевичу Стебенькову – наша организация и все ее филиалы продолжают функционировать четко и безупречно. Конечно, очень важно то, что весь слаженный коллектив, большинство которого трудится здесь со дня его основания, работать умеет и любит. Другими словами, правильное руководство плюс многолетний опыт, профессионализм и добросовестное отношение к труду всего коллектива и помогают выжить в современных непростых условиях.