Cтол от красноярского производителя
В чем корень проблемы, в общем-то, понятно. На красноярском рынке сейчас работают около 350 мебельных предприятий. Только местных. А ведь есть у них еще конкуренты из России, из-за рубежа:
В таких условиях людям не то что договориться - познакомиться друг с другом нереально. В принципе, проблему могло бы решить создание профессионального объединения - корпоративные союзы, защищающие интересы производителей и одновременно "разруливающие" возникшие сложности, для российского бизнеса не новость. Вот только будут ли желающие вступить в такую организацию? Красноярская гильдия мебельщиков существует с 2002 года. За это время участниками ее стали 5 предприятий. Из трех с лишним сотен.
- Справиться с проблемами мы можем, только объединившись, - уверен Юрий Макаренков, директор ООО "МебельКомплект", председатель Красноярской гильдии мебельщиков. - Помощи от власти не ждем. Недавний пример: в администрации города встречались главы районов Красноярска и бизнесмены. Речь шла о подготовке к традиционному форуму "Предприниматель-2005". Когда чиновников попросили посодействовать, предложить номинантов на звание "Предприниматель года", выяснилось, что краевые власти не знают, кому помогать. Существование малого и среднего бизнеса в Красноярске оказалось для них едва ли не новостью, а уж о том, чтобы "вспомнить всех поименно", и речи не было.
Неудивительно, что и бизнесменам инициативы властей неинтересны: на прошлом форуме "Предпринимателями года" стали все, кто подал заявки об участии. О конкуренции между малочисленными конкурсантами и говорить было смешно: заявок этих самых был явный недобор. Но никуда не денешься - предпринимателям отношения с властями надо выстраивать! Может, как раз и помогла бы организация, объединяющая два, а то и три десятка предприятий? Все-таки сообща легче договориться о получении госзаказа, решить правовые проблемы, выйти на российский рынок:
Утром - деньги, вечером - стулья
Мебельщики признаются: сделать мебель - не проблема, проблема ее продать. Рынок сегодня перенасыщен. При этом спрос на импортную продукцию стабилен, а вот на российскую, хоть она по цене и доступнее, - падает. И дело вовсе не в том, что она отстает по качеству. Красноярским мебельщикам есть на кого ориентироваться: компании "АДМ" и "Черногорскмебель" успешно продают свою продукцию по всей стране, а изделия от фирмы "Мекран" давно завоевали международный рынок.
Другое дело, что даже очень приличную мебель зачастую негде продавать. Не у всякого предпринимателя есть лишний десяток миллионов, чтобы купить собственный магазин. Аренда чужих торговых площадей довольно скоро выливается в те же миллионы. Как говорят производители, цены арендодатели заламывают просто космические. О том, чтобы в таких условиях мебельную коллекцию еще и представить достойно, не стоит и говорить: кто из нас не видел гарнитуры, развешанные в магазинах по стенам?! Товарного вида изделиям это не добавляет, зато лимит площади соблюден.
"Круглый стол" показал, что для местных мебельщиков "торговый вопрос" - один из самых больных.
- Недавно наши предприниматели встречались с мэром Абакана и обсуждали новый закон о местном самоуправлении, - рассказывает Александр Немков, директор фирмы "12 стульев". - По этому закону ставку налога на вмененный доход теперь вправе устанавливать муниципальные власти. На встрече было решено снизить ставку для предпринимателей, которые торгуют детской одеждой. Но ведь в самом невыгодном положении находятся мебельщики - с квадратного метра торговой площади именно они получают самую маленькую прибыль! Сами подумайте: или на двух квадратных метрах золотом торговать, или выставить диван и два кресла и занять 10 квадратов.
В решении этого вопроса, считают предприниматели, "притормаживает" только наш регион. В Омске, например, для мебельщиков снизили арендную плату за торговые площади на 70 процентов. А муниципальным магазинам поставили условие: не менее 70 процентов продаваемой в них мебели должно быть местного производства. Как следствие - получили цены на 20 процентов ниже, чем в соседних регионах, в итоге и местный бюджет стал пополняться быстрее. Не торопятся с решением проблемы власти - значит, есть смысл проявить инициативу самим мебельщикам.
- Если в гильдию войдут хотя бы 15 предприятий, покупка собственных площадей для них не будет проблемой, - уверен предприниматель, руководитель небольшого мебельного производства, Сергей Пысин. - А когда наши чиновники спохватятся, мы вряд ли дождемся.
Представители небольших предприятий обсуждают проблему, директора крупных - молчат. Для большинства из них и проблемы-то такой не существует: вопросы торговых площадей у них давным-давно решены. А некоторые предприниматели и вовсе подходят к делу с поистине королевской небрежностью.
- Пусть нашу мебель покупают те, кто может оценить ее своеобразие, - говорит Алексей Цветков, директор компании "Раздвижные системы". - А на тех, кто определенных вещей не понимает, не стоит и время тратить.
Скелеты в шкафу
Вместе с тем спрос на красноярскую мебель по-прежнему невысок не только из-за несовершенства российских законов и инертности властей. Когда покупателю есть из чего выбирать, он, как показывает практика, выберет ту мебель, в качестве которой абсолютно уверен или которая ему просто понравилась внешне.
Что греха таить, в дизайне нашей мебели отдельные недоработки (кое-где и порой) еще встречаются, признает Алексей Цветков, директор компании "Раздвижные системы", и предлагает этот вопрос решить по "втузовской системе": недостаток квалифицированных дизайнеров, архитекторов и технологов восполнить за счет сотрудничества с Красноярской архитектурной академией. Мебельная компания предлагает задание, студенты на его основе выполняют курсовые проекты, а мебельщики их решения используют в работе. Такая схема, считает Цветков, выгодна всем: для ребят это практика, а для производителей - возможность получить свежие идеи. Правда, что будет дальше, не может сказать никто. Преподаватели КрасГАСА дают неутешительный прогноз - только 30 процентов будущих архитекторов пойдут работать по специальности. Понятно, что в мебельное производство уйдет и того меньше. Так что курсовые курсовыми, а состоявшиеся специалисты, судя по всему, так и останутся в дефиците.
Богатая на выдумку фирма "Раздвижные системы" и тут не теряется - предлагает использовать идеи самих заказчиков:
Но вот представители компании "Мекран" с таким подходом категорически не согласны. Мало ли, говорят, что там студенты и клиенты напроектируют! И дело не только в том, что сделают они это непрофессионально. В каждом конкретном производстве есть определенные технологические ограничения, и архитектор должен хорошо их представлять. Только тогда его работа пойдет на пользу и предприятию, и заказчику. И просто сможет быть выполнена.
И все же дизайн - и в прямом, и в переносном смысле - внешняя сторона дела. Доверие красноярского покупателя к местному производителю - вот что больше всего заботит мебельщиков.
Партизаны невидимого рынка
Объединиться, чтобы размежеваться - достойный слоган для будущей организации мебельщиков. Размежеваться с теми, для кого качество продукции, интересы покупателя и профессиональная этика находятся на последнем месте. Намерение достойное. Вот только разобраться, кто есть кто, не так уж и просто:
- У нас в Абакане на 80 тысяч населения - 300 мебельных предприятий, - говорит Александр Немков. - Мы - самое крупное. По оценкам наших специалистов, 10% абаканского мебельного рынка - наши. Другим официально работающим компаниям принадлежат еще 10%. А остальные 80% делаются в подвалах, что называется, на коленках. Зато продукция "нелегалов" дешевле. И на это не только рядовые покупатели, но и городские власти, как ни странно, реагируют положительно. Мы исправно платим налоги, помогаем городу, качество нашей продукции подтверждено сертификатами, а городская администрация продолжает тратить бюджетные деньги на заказы "подвальным мастерам". И несертифицированная продукция, непонятно как и из чего сделанная, уходит в бюджетные учреждения, в том числе и детские. О том, что государство с таких заказов ни копейки налогов не получит, и говорить нечего. Сталкивались мы и с тем, что нелегалы выдают нашу продукцию за свою. Показывают заказчикам наш каталог и предлагают выполнить заказ со скидкой в 20 процентов! Комментарии, мне кажется, излишни:
- Главная задача объединения мебельщиков, - считает Константин Белов, руководитель компании "Коста Белла", - сформировать общественное мнение, которое бы работало на официальных производителей. Возможно, выход действительно в создании единой торговой сети, про которую бы люди знали: здесь продается сертифицированная, экологически чистая красноярская мебель, за качество которой отвечает гильдия. Тогда и принадлежность к ней стала бы для предприятия своеобразным знаком качества. К тому же это хорошая возможность для начинающих сделать себе имя на местном рынке. Ведь если продукция молодой компании продается рядом с мебелью авторитетной в городе фирмы, это что-нибудь да значит.
Три года назад, когда создавалась гильдия, условия вступления в нее были достаточно жесткими: принимались только предприятия, имеющие сертификат и хорошие рекомендации. На "круглом столе" именитые предприниматели взялись вспоминать "боевую молодость": как делали первую продукцию в подвалах, да на чужом оборудовании, да тайком от всех, да заказы принимали в обход финансовых органов. Дело давнее, в общем. Ну а после все, кто хотел легализоваться, вышли из тени, платят налоги и спят спокойно.
- На данном этапе, - считает Андрей Стародубцев, директор компании "АДМ", - двери должны быть открыты для всех. В конце концов, все с чего-то начинают. Со временем придет опыт, появятся и покупатели, и сертификаты, и рекомендации. Главное, чтобы у мебельщика, готового прийти в гильдию, было желание работать качественно и открыто. Желание создать достойный и востребованный бренд под названием "красноярская мебель".