АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / ноябрь 2005 (01.11.2005)

Диванный вопрос

Юлия СТАРИНОВА
Чем изобилие хуже дефицита? Почему мебель выгодно делать, но невыгодно продавать? Как достаются госзаказы нелегальным производителям? И, наконец, что со всем этим делать? Эти и другие вопросы обсуждались 11 октября на "круглом столе", организованном журналом "Реноме", газетами "Известия", "Первый ряд" и Красноярской гильдией мебельщиков.

Cтол от красноярского производителя

В чем корень проблемы, в общем-то, понятно. На красноярском рынке сейчас работают около 350 мебельных предприятий. Только местных. А ведь есть у них еще конкуренты из России, из-за рубежа:

В таких условиях людям не то что договориться - познакомиться друг с другом нереально. В принципе, проблему могло бы решить создание профессионального объединения - корпоративные союзы, защищающие интересы производителей и одновременно "разруливающие" возникшие сложности, для российского бизнеса не новость. Вот только будут ли желающие вступить в такую организацию? Красноярская гильдия мебельщиков существует с 2002 года. За это время участниками ее стали 5 предприятий. Из трех с лишним сотен.

- Справиться с проблемами мы можем, только объединившись, - уверен Юрий Макаренков, директор ООО "МебельКомплект", председатель Красноярской гильдии мебельщиков. - Помощи от власти не ждем. Недавний пример: в администрации города встречались главы районов Красноярска и бизнесмены. Речь шла о подготовке к традиционному форуму "Предприниматель-2005". Когда чиновников попросили посодействовать, предложить номинантов на звание "Предприниматель года", выяснилось, что краевые власти не знают, кому помогать. Существование малого и среднего бизнеса в Красноярске оказалось для них едва ли не новостью, а уж о том, чтобы "вспомнить всех поименно", и речи не было.

Неудивительно, что и бизнесменам инициативы властей неинтересны: на прошлом форуме "Предпринимателями года" стали все, кто подал заявки об участии. О конкуренции между малочисленными конкурсантами и говорить было смешно: заявок этих самых был явный недобор. Но никуда не денешься - предпринимателям отношения с властями надо выстраивать! Может, как раз и помогла бы организация, объединяющая два, а то и три десятка предприятий? Все-таки сообща легче договориться о получении госзаказа, решить правовые проблемы, выйти на российский рынок:

Утром - деньги, вечером - стулья

Мебельщики признаются: сделать мебель - не проблема, проблема ее продать. Рынок сегодня перенасыщен. При этом спрос на импортную продукцию стабилен, а вот на российскую, хоть она по цене и доступнее, - падает. И дело вовсе не в том, что она отстает по качеству. Красноярским мебельщикам есть на кого ориентироваться: компании "АДМ" и "Черногорскмебель" успешно продают свою продукцию по всей стране, а изделия от фирмы "Мекран" давно завоевали международный рынок.

Другое дело, что даже очень приличную мебель зачастую негде продавать. Не у всякого предпринимателя есть лишний десяток миллионов, чтобы купить собственный магазин. Аренда чужих торговых площадей довольно скоро выливается в те же миллионы. Как говорят производители, цены арендодатели заламывают просто космические. О том, чтобы в таких условиях мебельную коллекцию еще и представить достойно, не стоит и говорить: кто из нас не видел гарнитуры, развешанные в магазинах по стенам?! Товарного вида изделиям это не добавляет, зато лимит площади соблюден.

"Круглый стол" показал, что для местных мебельщиков "торговый вопрос" - один из самых больных.

- Недавно наши предприниматели встречались с мэром Абакана и обсуждали новый закон о местном самоуправлении, - рассказывает Александр Немков, директор фирмы "12 стульев". - По этому закону ставку налога на вмененный доход теперь вправе устанавливать муниципальные власти. На встрече было решено снизить ставку для предпринимателей, которые торгуют детской одеждой. Но ведь в самом невыгодном положении находятся мебельщики - с квадратного метра торговой площади именно они получают самую маленькую прибыль! Сами подумайте: или на двух квадратных метрах золотом торговать, или выставить диван и два кресла и занять 10 квадратов.

В решении этого вопроса, считают предприниматели, "притормаживает" только наш регион. В Омске, например, для мебельщиков снизили арендную плату за торговые площади на 70 процентов. А муниципальным магазинам поставили условие: не менее 70 процентов продаваемой в них мебели должно быть местного производства. Как следствие - получили цены на 20 процентов ниже, чем в соседних регионах, в итоге и местный бюджет стал пополняться быстрее. Не торопятся с решением проблемы власти - значит, есть смысл проявить инициативу самим мебельщикам.

- Если в гильдию войдут хотя бы 15 предприятий, покупка собственных площадей для них не будет проблемой, - уверен предприниматель, руководитель небольшого мебельного производства, Сергей Пысин. - А когда наши чиновники спохватятся, мы вряд ли дождемся.

Представители небольших предприятий обсуждают проблему, директора крупных - молчат. Для большинства из них и проблемы-то такой не существует: вопросы торговых площадей у них давным-давно решены. А некоторые предприниматели и вовсе подходят к делу с поистине королевской небрежностью.

- Пусть нашу мебель покупают те, кто может оценить ее своеобразие, - говорит Алексей Цветков, директор компании "Раздвижные системы". - А на тех, кто определенных вещей не понимает, не стоит и время тратить.

Скелеты в шкафу

Вместе с тем спрос на красноярскую мебель по-прежнему невысок не только из-за несовершенства российских законов и инертности властей. Когда покупателю есть из чего выбирать, он, как показывает практика, выберет ту мебель, в качестве которой абсолютно уверен или которая ему просто понравилась внешне.

Что греха таить, в дизайне нашей мебели отдельные недоработки (кое-где и порой) еще встречаются, признает Алексей Цветков, директор компании "Раздвижные системы", и предлагает этот вопрос решить по "втузовской системе": недостаток квалифицированных дизайнеров, архитекторов и технологов восполнить за счет сотрудничества с Красноярской архитектурной академией. Мебельная компания предлагает задание, студенты на его основе выполняют курсовые проекты, а мебельщики их решения используют в работе. Такая схема, считает Цветков, выгодна всем: для ребят это практика, а для производителей - возможность получить свежие идеи. Правда, что будет дальше, не может сказать никто. Преподаватели КрасГАСА дают неутешительный прогноз - только 30 процентов будущих архитекторов пойдут работать по специальности. Понятно, что в мебельное производство уйдет и того меньше. Так что курсовые курсовыми, а состоявшиеся специалисты, судя по всему, так и останутся в дефиците.

Богатая на выдумку фирма "Раздвижные системы" и тут не теряется - предлагает использовать идеи самих заказчиков:

Но вот представители компании "Мекран" с таким подходом категорически не согласны. Мало ли, говорят, что там студенты и клиенты напроектируют! И дело не только в том, что сделают они это непрофессионально. В каждом конкретном производстве есть определенные технологические ограничения, и архитектор должен хорошо их представлять. Только тогда его работа пойдет на пользу и предприятию, и заказчику. И просто сможет быть выполнена.

И все же дизайн - и в прямом, и в переносном смысле - внешняя сторона дела. Доверие красноярского покупателя к местному производителю - вот что больше всего заботит мебельщиков.

Партизаны невидимого рынка

Объединиться, чтобы размежеваться - достойный слоган для будущей организации мебельщиков. Размежеваться с теми, для кого качество продукции, интересы покупателя и профессиональная этика находятся на последнем месте. Намерение достойное. Вот только разобраться, кто есть кто, не так уж и просто:

- У нас в Абакане на 80 тысяч населения - 300 мебельных предприятий, - говорит Александр Немков. - Мы - самое крупное. По оценкам наших специалистов, 10% абаканского мебельного рынка - наши. Другим официально работающим компаниям принадлежат еще 10%. А остальные 80% делаются в подвалах, что называется, на коленках. Зато продукция "нелегалов" дешевле. И на это не только рядовые покупатели, но и городские власти, как ни странно, реагируют положительно. Мы исправно платим налоги, помогаем городу, качество нашей продукции подтверждено сертификатами, а городская администрация продолжает тратить бюджетные деньги на заказы "подвальным мастерам". И несертифицированная продукция, непонятно как и из чего сделанная, уходит в бюджетные учреждения, в том числе и детские. О том, что государство с таких заказов ни копейки налогов не получит, и говорить нечего. Сталкивались мы и с тем, что нелегалы выдают нашу продукцию за свою. Показывают заказчикам наш каталог и предлагают выполнить заказ со скидкой в 20 процентов! Комментарии, мне кажется, излишни:

- Главная задача объединения мебельщиков, - считает Константин Белов, руководитель компании "Коста Белла", - сформировать общественное мнение, которое бы работало на официальных производителей. Возможно, выход действительно в создании единой торговой сети, про которую бы люди знали: здесь продается сертифицированная, экологически чистая красноярская мебель, за качество которой отвечает гильдия. Тогда и принадлежность к ней стала бы для предприятия своеобразным знаком качества. К тому же это хорошая возможность для начинающих сделать себе имя на местном рынке. Ведь если продукция молодой компании продается рядом с мебелью авторитетной в городе фирмы, это что-нибудь да значит.

Три года назад, когда создавалась гильдия, условия вступления в нее были достаточно жесткими: принимались только предприятия, имеющие сертификат и хорошие рекомендации. На "круглом столе" именитые предприниматели взялись вспоминать "боевую молодость": как делали первую продукцию в подвалах, да на чужом оборудовании, да тайком от всех, да заказы принимали в обход финансовых органов. Дело давнее, в общем. Ну а после все, кто хотел легализоваться, вышли из тени, платят налоги и спят спокойно.

- На данном этапе, - считает Андрей Стародубцев, директор компании "АДМ", - двери должны быть открыты для всех. В конце концов, все с чего-то начинают. Со временем придет опыт, появятся и покупатели, и сертификаты, и рекомендации. Главное, чтобы у мебельщика, готового прийти в гильдию, было желание работать качественно и открыто. Желание создать достойный и востребованный бренд под названием "красноярская мебель".

просмотры: 1055
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске