Раньше других в российской власти про необходимость отвечать на демографические вызовы стал говорить Владимир Путин, одержавший в марте очередную победу на президентских выборах. Национальный лидер в своих программных выступлениях неоднократно заявлял о «сбережении народа» как главном стратегическом приоритете, фактически национальной идее. Впервые об этом он сказал еще в мае 2006 года в президентском послании. Именно тогда в стране появились демографические программы, под которые выделялись сотни миллиардов рублей, появился материнский капитал и после ельцинского лихолетья вспомнили о традиционных ценностях.
В президентском послании 2021 года Путин вновь подчеркнул значение сбережения народа для России.
— Сбережение народа страны — высший национальный приоритет. Этим приоритетом определяются все положения обновленной конституции о защите семьи, о важнейшей роли родителей в воспитании семьи, об укреплении социальных гарантий, развитии экономики, образования и культуры. Наша стратегия в том, чтобы вновь выйти на устойчивый рост численности населения, добиться, чтобы в 2030 году средняя продолжительность жизни в России составила 78 лет, — отметил президент страны Владимир Путин.
29 февраля Владимир Путин в послании Федеральному Собранию объявил о запуске нового национального проекта «Семья». Но пока, несмотря на многомиллиардные вливания и постоянное внимание к этой теме первого лица, государство до сих пор смогло лишь частично решить проблемы, связанные с демографическим кризисом. Почему?
РУССКИЙ КРЕСТ
В 1992 году в научном и общественном обиходе впервые появилось словосочетание «русский крест». Так отечественные демографы обозначили преобладание показателя смертности над числом рожденных детей. Ученые представили график, составленный на основе показателей рождаемости и смертности. Он показал, что линии смертности и рождаемости сходятся практически под прямым углом, образуя условный крест. Линия рождений направлена вниз, а линия смертей — вверх.
Именно в том злополучном году кривые этих показателей впервые пересеклись, образовав крест. Он свидетельствовал о том, что рождаемость в России уже не компенсирует людские потери. В ельцинскую эпоху страна теряла до миллиона человек ежегодно. Если к этому показателю добавить чудовищное количество абортов, то наши потери в девяностые годы вполне можно сравнить с трагичными годами Великой Отечественной войны.
Не слишком изменилась ситуация и в XXI веке. Демографическая ситуация в России продолжает ухудшаться. Рождаемость в последние годы падает в среднем на несколько процентов. При этом повысилась доля старших возрастных групп по сравнению с младшими, от которых и зависит демографическое будущее России.
За первое полугодие 2023 года родилbсь 616 тысяч детей против 635 тысяч за аналогичный период прошлого года. На 100 браков в России приходится 65 разводов, что является крайне тревожным показателем. Перепись 2021 года показала, что всего за 11 лет страна потеряла 5 млн человек. Не стоит забывать и об эмиграции. По разным оценкам, из России за последние два года уехали в другие страны от 400 тысяч до 1,5 млн человек. Увы, фактически ежегодно страна теряет по одному крупному городу.
ГЛОБАЛИСТЫ ПРОТИВ
Факторов такого плачевного положения, которое раньше называли «демографической ямой», а нынче именуют уже «демографической зимой», несколько. Продолжают сказываться долгосрочные негативные последствия геополитических катастроф ХХ века, стоивших нашей стране десятков миллионов жизней. Безусловно, влияют на ситуацию и неуверенность многих россиян в будущем, и отсутствие жилья, и неустойчивое экономическое положение.
Но, возможно, главной причиной этой «зимы» стало целенаправленное изменение ценностных ориентаций современного потребительского общества. Культ эгоизма и «жизни для себя» нанес по рождаемости и традиционной семье практически нокаутирующий удар. Нельзя сказать, что эта опасная тенденция присуща только Российской Федерации. Свои демографические «кресты» наблюдаются во многих развитых странах мира. При этом идеологи глобального миропорядка не просто приветствуют, но и делают все возможное для сокращения численности населения.
Такой подход вполне соответствует их концепции «предела роста», подробно расписанной в знаменитых докладах Римского клуба — одного из главных мозговых центров евроатлантической цивилизации — еще полвека назад. По мнению глобалистов, ресурсы Земли могут обеспечить хорошее качество жизни всего нескольким миллиардам людей. По их версии, естественно, тем, кто принадлежит к западной цивилизации. Именно поэтому они и пытаются ограничить рост населения всеми возможными способами.
Нынешние глобалисты взяли на вооружение идеи английского священника и ученого Мальтуса. Он еще в конце XVIII века утверждал, что необходимо ограничить рост народонаселения Земли из-за того, что планета может прокормить якобы только ограниченное количество людей. По его мнению, это неминуемо приведет к голоду и социальным потрясениям. Понятно, что за два века многое изменилось, но в своей основе идеи мальтузианства по-прежнему продолжают питать идеологов Запада.
В этом контексте совсем по-другому воспринимается популяризация в последние десятилетия всяческих извращений вроде ЛГБТ, трансгендеров и так называемой идеологии child-free, пропагандирующей бездетность. К сожалению, и часть российского общества оказалась заражена этим вирусом, с которым крайне сложно бороться. С учетом развития искусственного интеллекта, роботизации и цифровизации всего и вся для современных глобалистов эта тема приобретает особую актуальность.
В январе 2024 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе западные стратеги провели заседание на тему «Подготовка к Болезни Х». По их прогнозам, новая глобальная эпидемия может выкосить в десять раз больше людей, чем погибло при ковиде, который скорее всего имел искусственное происхождение. Одним из следствий новой пандемии может стать создание мирового электронного концлагеря и цифровой диктатуры под управлением избранных надсмотрщиков из мирового правительства. Мы уже видели, как под предлогом борьбы с коронавирусом элементы нового мироустройства пытались в 2020–2021 годах внедрить во многих странах.
Однако нынешний ход истории, похоже, не даст этим планам осуществиться. США и транснациональные корпорации явно теряют контроль над ситуацией. На наших глазах глобальный миропорядок рушится. Многополярный мир стал уже реальностью. Но и он не вечен. Судя по тому, как развиваются события, вполне может сбыться прогноз некоторых авторитетных экспертов, что уже в тридцатые годы мы будем жить в так называемом «мире панрегионов».
Особенность нового мироустройства будет состоять в том, что из-за распада глобальных экономических связей, крушения мировой логистики и перманентных масштабных конфликтов на планете появится несколько обособленных, слабо связанных между собой зон. Их перспективы будут во многом завязаны на численность населения панрегионов. По оценке известного геостратега Андрея Школьникова, для выживания в панрегионах должны проживать минимум 250 млн индустриального населения, а для их успешного развития нужно не менее полумиллиарда людей.
В этом контексте понятно, что нынешние 140 миллионов населения России явно недостаточны для создания самодостаточного и устойчивого к глобальным вызовам панрегиона. Хотя к этой цифре можно условно приплюсовать еще несколько десятков миллионов людей из сопредельных дружественных или условно дружественных стран, но без системного решения демографических проблем не обойтись, поскольку фактически на кону будет стоять существование России как государства.
— Большая многодетная семья как норма — это не прихоть Владимира Путина или патриарха Кирилла, а единственный способ сохранения России как формы бытия русского народа. У нас есть всего несколько десятилетий на то, чтобы переломить ситуацию — это очень маленький по историческим меркам срок (особенно сравнивая с тем, что с момента распада СССР прошло уже почти треть века). И тут мы просто не можем проиграть, — совершенно верно отмечает обозреватель РИА «Новости» Петр Акопов.
КНУТЫ И ПРЯНИКИ
За последние месяцы довелось услышать множество рецептов решения демографической проблемы от самых разных людей — политиков, ученых, религиозных деятелей и т. п. Условно эти предложения можно разделить на две группы: кто-то думает, что детей в России прибавится с помощью запретов, другие уверены, что ситуацию можно разрешить с помощью огромных финансовых вливаний для восстановления института семьи.
Например, некоторые депутаты предложили вернуть налог на бездетность, который существовал в советское время. Показательной была и вспыхнувшая во второй половине 2023 года дискуссия о запрете абортов. Логично, что лидером этой борьбы стала Русская Православная Церковь. РПЦ много лет последовательно борется за запрещение абортов, что вполне согласуется с православной доктриной.
— Церковь продолжит неустанно свидетельствовать о ценности человеческой жизни с момента зачатия. Аборт — это вторжение в саму сердцевину личной жизни людей и великий грех перед Богом. В результате аборта мать убивает своего ребенка, поэтому никаких оправданий быть не может, ни моральных, ни религиозных, ни политических. Но, разумеется, борьба с абортами не может иметь успеха без поддержки женщин, — заявил в январе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на пленарном заседании XII Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации.
В 2023 году патриарх Кирилл призвал запретить частным клиникам оказывать услуги по осуществлению абортов. По его словам, подобная «процедура не должна становиться средством обогащения». По инициативе главы РПЦ в некоторых регионах даже были приняты законы о запрете склонения к абортам. Правда, Владимир Путин, хоть и с пониманием
отнесся к инициативе патриарха, однако в декабре 2023 года заявил, что «в сфере ограничения абортов нужно действовать очень аккуратно».
Государство явно делает ставку на материальные стимулы. Власть пытается решить проблему с помощью финансовых «пряников» — увеличения размеров пособий и материнского капитала, трехлетних отпусков по уходу за ребенком и т. п. С 2019 года действует национальный проект «Демография». В нем преду-смотрена постоянная индексация размера материнского капитала, запущена программа «Семейная ипотека», которая благодаря льготной процентной ставке позволила обзавестись жильем десяткам тысяч российских семей. В проекте также предусмотрены деньги на строительство детсадов и школ и т. п.
Впрочем, критики считают, что Правительство РФ в рамках этого проекта неоправданно установило цифры суммарного коэффициента рождаемости (СКР) на уровне всего 1,5–1,75. По оценке демографов, при значении СКР ниже 1,75 убыль населения принимает неотвратимый характер. Какой-либо прогресс возможен при СКР более 2,15. Но, похоже, чиновники не хотят брать на себя повышенных обязательств, прекрасно понимая, что за их невыполнение начальство по головке не погладит.
Главная проблема с демографической ситуацией состоит в том, что повысить рождаемость и увеличить количество многодетных семей можно только на системной основе. При этом оперативно нужно решать задачи сразу на нескольких уровнях: возрождать приоритет традиционных ценностей, совершенствовать законодательство, создавать современную инфраструктуру для воспитания и обучения детей и т. п. Но, возможно, самое главное сегодня, чтобы родители понимали, какое будущее ждет их детей, и чтобы нынешний главный национальный приоритет при смене вех вдруг не сменился бы на противоположный.
НА БЕРЕГАХ ЕНИСЕЯ
Некоторые эксперты утверждают, что центральное место в решении демографической проблемы должна занимать региональная власть.
— Это вопрос не федеральной, а региональной ответственности и принятия решения. Создание очередного министерства, которое будет штамповать программы расходования средств, вводить типовые решения для очень разной и отличающейся страны, не принесет должного результата, — уверен геостратег Андрей Школьников. — В каждом регионе должны быть свои программы, финансирование идти из центра, но не равномерно, а исходя из обоснованности реальных программ и планируемых целей. Свести все вопросы к монетизации в расчете на ребенка — бессмысленный либеральный подход.
Губернатор Михаил Котюков с первых дней работы в крае обозначил вопросы демографии, поддержки семей с детьми в качестве главных приоритетов для своей команды. В июне правительство утвердило региональную программу по повышению рождаемости на 2023–2025 годы. В ноябре 2023 года в Красноярске состоялся первый демографический форум, на котором шел откровенный разговор о том, что сегодня мешает повышению рождаемости и укреплению института семьи.
Важно, что первые лица региона подают землякам позитивный личный пример: так, в семье Михаила Котюкова четверо детей. Кстати, согласно недавнему президентскому указу, губернаторская семья попадает в разряд многодетных. Сейчас в крае проживает около 320 тысяч семей с детьми, из которых более 50 тысяч — многодетные. За последние 10 лет в регионе количество семей с тремя и более детьми выросло почти в два раза.
Пока на берегах Енисея для решения демографических проблем делают акцент не на запретах, а на позитивной повестке.
— Важно, чтобы решения, которые мы предлагаем, меняли демографическую ситуацию в комплексе. Необходим широкий диалог. Нужно, чтобы по каждому направлению мы видели семью как ячейку общества, семью, в которой есть разные поколения, где уважение к старшим транслируется младшим, где отношения родителей между собой закладывают в детях основы взаимоотношений в будущем, — заявил губернатор Красноярского края Михаил Котюков на демографическом форуме. — У нас есть серьезная система мер поддержки семей и детей, но всегда есть что развивать и совершенствовать. Поводы для гордости у края сегодня уже есть: у нас каждая седьмая семья — многодетная. Мы будем всячески их поддерживать.
Сейчас в Красноярском крае для семей с детьми действует более 30 мер социальной поддержки. Понятно, что в Год семьи власть будет щедро раздавать пряники и финансировать те направления, которые служат решению демографической проблемы. Но важно понимать, что это не спринтерский забег, а напряженная работа, которая займет несколько ближайших десятилетий.