«Пьяные» не от вина
На камерной сцене Пушкинского театра артисты и режиссеры представили семь интересных читок новых пьес. Но о двух — «Лондоне» Максима Досько и «Пьяных» Ивана Вырыпаева — зрители и представители театра говорят как о возможных будущих спектаклях. «Посвящение малой Родине» и историю о том, как невинное хобби приводит простого сантехника на вершину мира (в данном случае в Лондон), рассказал заслуженный артист РФ Владимир Пузанов. Режиссировал читку Олег Рыбкин. У артиста и режиссера получился легкий и веселый, но с грустными нотками ностальгии в финале эскиз. «Пьяных» Иван Вырыпаев написал по заказу немецкого театра, использовав простой до гениальности прием: все герои очень пьяны и говорят о самом важном. Насколько трудно при свете дня подойти к незнакомому человеку и сказать, как сильно ты его любишь! В пьесе — ночь, все откровенны и прекрасны, а говорят только о том, что чувствуют на самом деле. Эскиз уже продолжает жить в «Театре на крыше», а театр Пушкина присматривается к нему на следующий сезон.
Самородки
Второй год подряд ДНК проводит конкурс драматургов Красноярского края. 35 пьес прочитали эксперты — драматург Юлия Тупикина и театровед Светлана Середина — и выбрали победителя. Первое место у Василия Алдаева и его пьесы «Все будет хорошо», которая в прошлом году уже была прочитана в Москве на фестивале «Любимовка». Кстати, пьесу Владимира Зайцева «Все оттенки голубого» — победителя прошлогоднего конкурса — в мае поставил в «Сатириконе» Константин Райкин.
«Другой театр»
В программе ДНК были заявлены три спектакля, и все они открыли для зрителей театр новый, непривычный. Так, в третий день фестиваля Центр им. Вс. Мейерхольда (Москва) представил постановку известного театрального режиссера Виктора Рыжакова «Боги пали, и нет больше спасения», задавшую особые правила игры. Этот спектакль изначально не был предназначен для театральной сцены. Постановка длиной в полчаса перевернула привычные представления о театре и пронзила зрителей эмоциональным разрядом. Это свободный театр.
Алексей Розин, популярный сторителлер (storytelling — умение классно рассказывать истории) из Москвы, поведал красноярскому зрителю о том, как он прочитал, понял и принял гоголевское произведение «Страшная месть». На сцене — только стул и человек, но в течение 50 минут зал как завороженный слушал и смотрел, смеялся и боялся, участвовал, играл, жил вместе с Алексеем.
Представил ДНК и собственную премьеру — перформанс «Questioning/Кто ты?» в постановке Корин Майер из Швейцарии, где задействован только один артист, да и тот лишь голос-проводник для публики. На сцене репетиционного зала — стулья, их занимают зрители. Не стоит бояться пристального внимания к себе под светом прожекторов, нужно лишь ответить на заранее заготовленные вопросы и попытаться взглянуть на себя со стороны. Созданный при поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia перформанс показал зрителям настоящий европейский театр.
— Такого в Красноярске еще не было, — уверена Валерия Березкина, продюсер «Театра на крыше». — Если хочешь узнать что-то о себе, то просто сядь напротив незнакомого человека и... Сходите обязательно!
В завершении фестиваля его эксперты много говорили о том, что ДНК-2015 нащупал новую тропу, по которой ему теперь стоит идти дальше.
— Красноярск благодаря ДНК превратился в третий по значимости драматургический город России, — отметила Елена Ковальская, арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда, театральный критик. — Только здесь самые свежие тексты проходят проверку профессиональными артистами из государственного театра, что очень важно. И в этом году ДНК показал городу, каким ярким, интересным, разным может быть театр. Это очень важно и здорово.