В этом году XVIII Далевские чтения посвящены сразу трем событиям: объявленному в России Году науки и техники, 220-летнему юбилею Владимира Даля и 160-летию со дня выхода первых брошюрованных изданий великого словаря. На протяжении трех дней студенты 75 образовательных учреждений принимали участие в конкурсных испытаниях. Экспертами научных секций и ведущими академических гостиных выступили лучшие преподаватели краевых вузов. Много лет чтения сохраняют особую атмосферу культуры, содружества, гостеприимства, прирастают новыми формами работы, новыми участниками и друзьями.
РОССИЯ — МОЯ ИСТОРИЯ
Большой культурно-образовательный квест «Россия — моя история» поставил перед командами-участниками задачу: совершая онлайн-путешествие по местам, связанным с памятью Владимира Даля, показать, насколько многогранна история российских городов, что за люди жили в этих местах, какие события здесь происходили. Так что вместе с именем автора толкового словаря в работах участников чемпионата упоминались Александр Пушкин, Емельян Пугачев и даже Александр Невский, чье 800-летие празднуется в этом году.
— Организаторы постарались наполнить содержанием два вектора программы. С одной стороны, гражданское патриотическое воспитание через знание своей истории, своих корней, знакомство с традиционными народными промыслами и ремеслами. С другой — повышение качества профессионального педагогического образования через формирование у студентов и молодых педагогов активной позиции, сохранение материального и духовного наследия национальных культур, освоение нового опыта через познавательную и творческую деятельность, — отметил доктор философских наук, профессор, директор Канского педагогического колледжа Александр Андреев.
Опыт организации подобных квестов как способ формирования чувства сопричастности к истории своей родины, осознание себя гражданином великой страны будет полезен студентам — будущим педагогам.
Стремительно наступающая онлайн-реальность ставит перед учителем новые задачи и вызовы. Организаторы учли воспитательное воздействие социальных сетей как новых средств влияния на
аудиторию. Участникам чтений было предложено сориентироваться в цифровом мире инструментов, выбрать из них наиболее удобные для педагога и научиться с ними работать. В качестве домашнего задания студенты создали и опубликовали в сети «Инстаграм» информационные посты воспитательного характера.
Участники чтений научились проектировать, создавать и настраивать функциональные веб-сайты для электронного обучения с помощью системы управления контентом WordPress. Система позволяет реализовать любые образовательные задачи, и с ее помощью команды создали цифровой образовательный ресурс #Сказки.Даль, предназначенный для учителей начальной школы, воспитателей, студентов педагогических колледжей и вузов. Какой сказке будет посвящен их образовательный ресурс, команды выбирали с помощью жеребьевки. Жанр выбран неслучайно, ведь народные сказки, даже в авторской обработке, — средоточие вековой мудрости народа, и в познавательной, а не назидательной форме, имеют огромное воспитательное значение. Такой инструмент обязательно должен использоваться педагогом.
По результатам конкурсного испытания команда Канского педагогического колледжа заняла второе место.
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Канский педагогический колледж является краевой экспериментальной площадкой образовательного проекта, направленного на развитие читательской грамотности. Второй год в рамках Далевских чтений здесь проходит краевой чемпионат «ПРО-чтение», задачей которого, по замыслу организаторов, является приобщение студентов к культуре чтения. Грамотный, читающий правильную литературу специалист — большой культурный и интеллектуальный ресурс для страны. Еще с начала 90-х годов прошлого столетия пришло понимание, что для человека, не имеющего навыка правильного восприятия информации, закрыты возможности для самообразования. Нынешняя же экономика и скорость обновления знаний такова, что каждому придется учиться всю жизнь, и профессионал, а педагог в особенности, без навыка вдумчивого чтения не может состояться.
Выбор темы для чемпионата «ПРО-чтение» был обусловлен столетним юбилеем музея-усадьбы «Ясная поляна». Участникам чемпионата было предложено изучить тексты о взглядах Льва Толстого на педагогику. Студенты на основе прочитанного выявляли эволюцию взглядов писателя на воспитание, его требования к образцовому учителю.
— У Даля есть замечательная мысль: образование без воспитания не имеет смысла, — говорит кандидат педагогических наук, доцент ВАК, заместитель директора по научно-исследовательской работе Канского педагогического колледжа Светлана Науменко. — Учитель обязан нести ответственность за того, кого он выпускает в мир. Очень важно, чтобы образование шло рука об руку с глубоким нравственным воспитанием.
В краевом чемпионате «ПРО-чтение» команда колледжа заняла 1-е место. В индивидуальной номинации «Самое глубокое понимание педагогической позиции и принципов Л. Н. Толстого в контексте современного образования» самый высокий результат показала студентка отделения «Преподавание в начальных классах» Екатерина Ронжина.
УСПЕШНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Информационную поддержку чтениям в этом году оказывало Русское географическое общество. Это сотрудничество не случайно, ведь Владимир Иванович Даль — один из отцов-основателей общества.
— Сегодняшние чтения для нас важны вдвойне, так как мы — партнеры этого замечательного мероприятия, а Красноярское краевое отделение РГО в этом году отмечает свой юбилей — 120 лет с момента создания. Большое спасибо за интерес к нашему общему делу, за то, что продолжаете начинания Владимира Ивановича Даля, — сказал в своем обращении к участникам чтений председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.
В рамках Далевских чтений в колледже работала передвижная фотовыставка Красноярского краевого отделения РГО «Енисейский Север. Хроники освоения Арктики», рассказывающая о героическом подвиге первопроходцев и летчиков-полярников. В экспозиции были представлены редкие фотографии на тему экспедиций Седова, Лида, Толля и Урванцева, Карских экспедиций Комсеверпути, Енисейской авиагруппы полярной авиации 1930–1950-х годов, высокоширотных экспедиций 1970–1980-х годов, жизни Гидропорта и авиаремонтного завода исторического острова Молокова, снимки из жизни полярных станций и многое другое.
— Рамками Далевских чтений наше сотрудничество с Красноярским краевым отделением РГО не ограничится, продолжением его станет еще один интересный проект «Большая перемена с Русским географическим обществом», — поделилась планами куратор сотрудничества, преподаватель колледжа Ольга Рассыпчук.
КИТАЙСКИЕ ТРАДИЦИИ
Сотрудничество Канского педагогического колледжа и научно-образовательного центра китайского языка и культуры «Институт Конфуция» Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева продолжается много лет. В свое время учащиеся колледжа устраивали для иностранных студентов университета Дни российской культуры. В рамках Далевских чтений площадкой для культурного обмена выступил уже Канский педагогический.
— В этом году мы решили от лица наших китайских студентов и студентов, которые обучаются в «Институте Конфуция» провести Дни китайской культуры в Канском педагогическом колледже. Потому что Китай является ближайшим соседом для Сибирского региона. В Красноярском крае проживает и работает большое количество китайцев, но, к сожалению, у большинства наших земляков сложилось некоторое неверное представление о китайской культуре, имеющей многовековые традиции. Это одна из древнейших цивилизаций мира, но мы о ней очень мало знаем. И китайская культура, безусловно, представляет интерес для студентов наших учебных заведений, — говорит директор научно-образовательного центра «Институт Конфуция» Ольга Гришина.
Студенты Канского педагогического колледжа получили возможность познакомиться с китайскими традициями, поучаствовать в чайной церемонии, попробовать себя в каллиграфии, поучиться китайскому языку. Большой успех имели мастер-классы по китайскому танцу и традиционным играм: активным и интеллектуальным. Проводились и активные мастер-классы по боевым искусствам Поднебесной и традиционной оздоровительной гимнастике, которая сильно отличается от привычной нам зарядки, также как и представления о здоровье с точки зрения китайской ментальности.
УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ
В организации XVIII Далевских чтений принимали участие министерство образования края, Канский педагогический колледж, Красноярский краевой институт повышения квалификации, Центр оценки качества образования, педагогическое училище имени Астафьева. Спикерами и экспертами выступили лучшие преподаватели вузов Красноярского края, ведущие специалисты во многих областях знаний. Среди них доктор исторических наук, профессор Николай Дроздов, председатель Красноярского краевого отделения Российского географического общества Игорь Спириденко, директор Центра детского технического творчества Сергей Руленко, главный врач Канской межрайонной детской больницы Алексей Бобрик и другие признанные в крае и стране профессионалы.
Руководитель ресурсного центра поддержки добровольчества Красноярского края Ирина Назарова выступила перед участниками чтений с лекцией «Учитель или супергерой: как стать лучшим в профессии и в жизни». Она говорила о патриотизме, об ответственности учителя, о жизненных ценностях, поделилась со слушателями реальными историями о спасенных ее командой людях, показывая на этих примерах, как можно реализовать себя, даже если живешь в маленьком провинциальном городе. Этот откровенный разговор вызвал живейший интерес аудитории, студенты признавались потом, что Ирине Александровне удалось привести в порядок, структурировать их внутренний мир. Результатом этого живого неформального общения стала программа на дальнейшее сотрудничество колледжа и добровольческого движения края.
— Знакомство с высочайшими профессионалами — полезный опыт для будущих педагогов, — считает Светлана Науменко. — Кроме того, за эти три дня студенты больше узнали о высших учебных заведениях, где можно продолжить образование, об институте повышения квалификации, где можно образование совершенствовать.
Работа студенческих исследовательских секций «Научный полиатлон» была организована в записи, чтобы команда могла присоединиться к обсуждению раньше или позже, и имела возможность использовать эти наработки в дальнейшем. В процессе работы секций молодые исследователи решали научные проблемы, совершенствовали навыки научной дискуссии.
По традиции, сложившейся годами, завершающим аккордом чтений является выпуск сборника лучших работ: в этом году в него вошли более 200 публикаций студентов педагогических колледжей, институтов и университетов. Пожелаем участникам и гостям «Далевских чтений» успехов в научно-исследовательской и образовательной деятельности и дальнейшего профессионального роста.