АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 10 (126) 2016 (08.11.2016)

Честная конкуренция: правила без исключений

Текст: Александр Белов Фото: архив ИД «Реноме»
Арбитражный суд Красноярского края подтвердил квалификацию регионального антимонопольного органа, оставив в силе решение и предписания по делу № 248-11-5, согласно которым компании «Восток-Авиа» надлежит перечислить в федеральный бюджет доход в сумме более 309 млн рублей, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, и о привлечении к административной ответственности допустивших эти нарушения должностных лиц.
Эта история о недобросовестной конкуренции, связанная с выполнением лесоавиационных работ на землях лесного фонда Красноярского края, длится уже два года и, наконец, приближается к заключительному этапу. А начиналось все в апреле 2014 года, когда КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (Лесопожарный центр) проводило отбор авиапредприятий, способных предоставить такие услуги.

Именно эта организация, подведомственная отраслевому министерству региона, занимается защитой лесных ресурсов Красноярья от пожаров и иных угроз, и в ее интересах гарантировать решение этих задач, включая организацию авиапатрулирования. Казалось бы, все очевидно: необходимо создать равные условия конкуренции для всех авиапредприятий-претендентов, выбрать победителей, чьи предложения максимально отвечают заявленным конкурсным требованиям, и таким образом обеспечить исполнение соответствующего государственного задания.

Однако, как оказалось, честная конкуренция не всем выгодна. В 2014-м, а затем и в 2015 годах в числе победителей неизменно оказывалась компания «Восток-Авиа», не располагавшая на тот момент собственным парком воздушных судов в нужном количестве. Не были подтверждены и права на использование части представленных на рассмотрение комиссии Лесопожарного центра арендованных единиц воздушной техники, поскольку сроки договоров аренды на них истекали раньше, чем завершался период проведения лесоавиационных работ. К тому же при детальном изучении заявки (предложения) этого авиапредприятия выяснилось, что часть воздушных судов вообще была непригодной для полетов в пожароопасный сезон в связи с окончанием срока действия сертификатов летной годности. Были выявлены и факты неточного учета ресурса планера и основных агрегатов. Тем не менее комиссия по закупкам, в составе которой находились опытные специалисты, рекомендовала выбрать в качестве способа определения подрядчика закупку у единственного исполнителя и заключить договоры с ООО «Восток-Авиа» и частично с ГП КК «КрасАвиа». Другие претенденты в результате такого неестественного отбора остались за бортом, хотя располагали необходимыми воздушными судами и подготовленными летными составами, выполнявшими аналогичные задания раньше.

В Управлении федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю были возбуждены по данным фактам дела и проведены многочисленные проверки, которые выявили нарушения антимонопольного законодательства, причем как со стороны руководства ООО «Восток-Авиа», так и в действиях должностных лиц Лесопожарного центра.

В сентябре 2014 года УФАС по Красноярскому краю признало общество с ограниченной ответственностью «Восток-Авиа» нарушившим закон «О защите конкуренции» в части предоставления недостоверных сведений в предложении, поданном с целью заключить контракты на оказание авиационных услуг по тушению лесных пожаров и патрулированию лесных фондов. Это дело последовательно разбиралось в арбитражных судах. В итоге за небольшими исключениями все инстанции подтвердили выводы антимонопольщиков, не удовлетворив апелляции авиапредприятия, допустившего явные отступления от норм честной конкуренции.

Позднее, 16 июня 2015 года, Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил другой иск Федеральной антимонопольной службы (дело № А33-19621/2014). По этому решению договоры между КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа» были признаны недействительными.

Кроме того, 22 июня 2015 года региональный антимонопольный орган вынес определение о назначении дела № 248-11-15 по признакам нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». По результатам его рассмотрения КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа» признаны нарушившими требования названного закона в части достижения соглашения при проведении запроса предложений на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ. Иными словами, речь идет об антиконкурентном сговоре, создавшем для других хозяйствующих субъектов препятствия к доступу на данный рынок. Как известно, Лесопожарный центр получает финансирование на выполнение таких государственных заданий из федерального бюджета и является единственным заказчиком подобных услуг в крае. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов, называется монопсонией. И такое положение ко многому обязывает, в частности ограничивает в применении механизма закупки у единственного поставщика услуг.

Изучив обстоятельства, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу, что КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» применяло избирательный подход к оценке, немотивированно отклоняя конкурирующие предложения с целью обеспечить победу ООО «Восток-Авиа». В итоге этому авиапредприятию было выдано обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет свыше 309 млн рублей доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, региональный антимонопольный орган принял решение обратиться в краевой арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности допустивших нарушения должностных лиц КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа» в виде дисквалификации.

В заключении остается отметить, как изменилась обстановка в госструктурах, отвечающих за лесной фонд региона. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края расформировано. Экс-министр Елена Вавилова отстранена от должности с 23 октября 2015 года на период следствия по ранее возбужденному в отношении нее уголовному делу. Вместо одной структуры, которую она возглавляла, в крае созданы две новые: министерство лесного хозяйства и министерство природных ресурсов и экологии. А в октябре этого года первым заместителем министра лесного хозяйства стал Дмитрий Селин, ранее возглавлявший Лесопожарный центр.

Однако какие бы кадровые перестановки ни происходили, вопрос о том, кто будет нести ответственность за антиконкурентный сговор, с повестки не снят.

— 12 октября 2016 года Арбитражный суд Красноярского края подтвердил квалификацию регионального антимонопольного органа, в полном объеме сохранив решение и выданные по этому делу предписания, в том числе касающиеся ответственности должностных лиц КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа» за административные правонарушения. Недобросовестные чиновники и нарушающие антимонопольное законодательство должностные лица должны понимать, что за подобные действия закон предусматривает дисквалификацию, — отметил руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Валерий Захаров.

просмотры: 1323
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске