АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 02 (183) 2022 (01.03.2022)

Будущие города или города будущего?

Текст: Катерина Веретенникова
Главной темой XVII Красноярского экономического форума стало будущее Сибири. В рамках трека «Новые подходы к пространственному развитию» эксперты обсудят стратегическое видение развития регионов, оценят возможности существующей инфраструктуры, качество городской среды и возможность создания новых центров притяжения интеллектуальных и финансовых инвестиций.
Формирование комфортной городской среды остается приоритетной целью развития общества. Конкуренцию среди городов за инвестиции и туристов можно наблюдать уже сейчас, а с ростом урбанизации объектом соперничества среди населенных пунктов становятся сами жители. В высокоразвитом комфортном городе концентрируются профессиональные кадры, внебюджетные инвестиции, поставщики, ресурсы, информация, туризм, что положительно сказывается на экономике. Творческие, образованные, квалифицированные, талантливые люди стремятся жить в благоустроенном пространстве, так что муниципалитетам в борьбе за сохранение численности работоспособного населения приходится постоянно совершенствовать городскую среду на макро- и микроуровнях, добавлять в различные сферы градостроительства и управления новые опции, благодаря которым жизнь горожан становится проще и удобнее.

 

КОМФОРТНАЯ СРЕДА

Многочисленные социологические опросы показали, что большинство горожан главным критерием удобства городской среды полагают транспортную доступность, удобство и внятность планировки застройки. Обилие запутанных улиц, переулков и тупиков кажется очень милым туристам, но вызывает раздражение у местного населения. Город, аккуратно нарезанный на кварталы, сильно облегчает ориентирование и упрощает маршруты городского транспорта. Привлекательным моментом является также компактность застройки. Когда работа сильно удалена от жилья, а все значимые объекты рассредоточены на большой территории, людям много времени приходится тратить на дорогу. К тому же удлиняются жизненно важные городские коммуникации, что осложняет их эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Объекты социальной и бытовой инфраструктуры должны быть размещены с учетом плотности и расположения жилых районов, в идеале — находиться в шаговой доступности. Спортивные и детские площадки, парки, скверы в комфортном городе должны быть доступны. Причем «доступны» — это история не только про количество, но и про возможность пользоваться ими бесплатно. Наличие дорогих фитнес-центров не может служить показателем охвата населения спортивными объектами.

Налаженная работа общественного транспорта также является обязательной для признания населенного пункта комфортным для проживания. Чем лучше работает общественный транспорт, тем меньше у населения необходимости в личных автомобилях, соответственно меньше заторов на дорогах, лучше экологическая ситуация. Зеленые улицы, парки и дворы — еще одно непременное требование населения. Жизнь на закатанной в асфальт земле среди железа и бетона добавляет людям стресса, поэтому им необходимы парки именно как зеленые массивы, а не как скопище аттракционов, торговых точек и брусчатых дорожек.

Выполнить эти условия без основательной перепланировки построенных в незапамятные времена без единого плана городах практически невозможно. И при этом важно не потерять индивидуальность, сохранить облик города, к которому привыкли его жители, сохранить исторические районы, улицы и площади.

И если в небольших городах удовлетворить все вышеперечисленные потребности населения при наличии доброй воли муниципалитетов и достаточном финансировании вполне возможно, то сделать из мегаполисов комбинацию красоты, комфорта и удобства — задача колоссальной сложности. Тем не менее программа «Комфортная городская среда» постепенно реализуется, результаты можно наблюдать в реальном времени, пусть и не так быстро, как хотелось бы горожанам.

— Красноярск является не просто крупнейшим муниципальным образованием, не просто столицей края — это визитная карточка нашего региона во всех отношениях. Именно поэтому мы еще более года назад совместными усилиями федеральных и краевых органов власти, муниципалитета достигли заметных позитивных результатов в деле развития социальной инфраструктуры и внешнего вида города. И сейчас мы ставим перед собой другую, еще более амбициозную, но отдаленную цель — 400-летие Красноярска, и будем последовательно, ежегодно демонстрировать серьезные подвижки, чтобы идти в этом направлении и сделать Красноярск одним из самых благоустроенных и привлекательных городов и Сибири, и нашей страны, — пообещал губернатор Красноярского края Александр Усс.

 

SMARTCITY

Внедрение технологий искусственного интеллекта в городскую среду является одним из самых востребованных мировых трендов. Связанные в единую информационную сеть объекты инфраструктуры позволят горожанам рационализировать временные и финансовые расходы. За счет автоматизации государственных услуг количество чиновничьего аппарата можно снизить кратно.

Во время Красноярского экономического форума в 2019 году Минстрой России, Красноярский край и город Красноярск, ЗАТО Железногорск и ЗАТО Зеленогорск, Кемеровская область и город Междуреченск  подписали соглашение о реализации проекта «Умный город». Администрированием проекта «Умные города Красноярского края» занимается КГКУ ЦИТ «Служба управления регионом».

Проект предусматривает развитие городских экосистем в нескольких направлениях. Прежде всего это вовлечение граждан с помощью цифровых технологий в решение вопросов городского развития — от подачи идей до принятия решений. Возможность горожан влиять на жизнь и развитие своего города — непременное условие комфортного самочувствия. Если это правило не соблюдается, то и все остальные меры работать не будут. Вопрос выбора способа участия граждан в управлении городом решается разными способами: иногда это происходит с помощью специальных коллегиальных органов, иногда — путем налаженной обратной связи с властями через специальные интернет-порталы. Сотрудничество жителей на равных с застройщиками в формировании не только общественных пространств, но и жилых комплексов позволит закрыть потребности населения в объектах инфраструктуры.

Комплекс информационных систем «Цифровой двойник города» даст возможность получать, контролировать и прогнозировать ситуацию в населенном пункте, повысит качество управленческих решений. Мониторинг в реальном времени эффективности работы всех городских служб — полиции, транспорта, энергообеспечения, ЖКХ, здравоохранения и образования — поможет муниципалитету увидеть точки прорыва и направить усилия в нужные места. Единая городская диспетчерская служба должна будет синхронизироваться со всеми службами и организациями, отвечающими за работу инфраструктуры.

Реализация проекта требует больших временных и финансовых затрат. Города не могут высвободить достаточно средств из бюджета, а частный бизнес не всегда готов инвестировать в то, что принесет дивиденды в далекой перспективе.

— Цифровая эпоха открывает  возможности не только перед большими городами, которые исторически развивались быстрее, но и перед малыми и средними — если имеющиеся в распоряжении управленцев ресурсы будут использоваться для достижения поставленных целей, соответствующих цифровым приоритетам. Чтобы это стало возможным, необходимо тесное сотрудничество властей и предпринимателей, частно-государственное партнерство, которое поможет сформировать высокий цифровой спрос и соответствующее предложение, — уверен операционный директор  компании Didi в России Даниил Петин.

 

ИНВЕСТИЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ

Существует еще один критерий, по которому оценивается успешность современного города, — его экономическая эффективность. Скопление на относительно небольшом участке земли значительного количества потребителей само по себе привлекает частную инициативу и способствует развитию бизнеса. И ограничителем в этом процессе может служить только недостаток финансовых ресурсов у этих самых потребителей. Наличие рабочих мест, высокий уровень заработной платы и возможности для успешной карьеры либо развития собственного бизнеса — один из самых привлекательных моментов для потенциальных мигрантов, потому мегаполисы продолжают разрастаться, а небольшие города теряют население.

По уровню заработной платы Красноярский край традиционно занимает первое место среди регионов Сибири. По отчету министерства экономики края, по сравнению с прошлым годом уровень заработной платы вырос на 9 %. Уровень зарегистрированной безработицы с начала 2021 года снизился на 2,6 % и составил 0,9 %. Численность безработных граждан, по сравнению с началом 2021 года, снизилась на 39,5 тыс. и составляет 12,6 тыс. человек.

Положительное влияние на эти процессы оказало повышение деловой активности, объем инвестиций в крае достиг 580 млрд рублей — это самые высокие показатели среди регионов Сибирского федерального округа. Наиболее капиталоемкими отраслями остаются нефтедобыча, металлургия, транспорт и энергетика. Реализация комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» привела к старту крупных проектов в нефте-, угледобыче и добыче металлических руд.

Новая государственная программа «Комплексное территориальное развитие Красноярского края» коренным образом пересматривает подход к развитию городов и районов края. Отраслевые приоритеты, которые считались определяющими до настоящего времени, сменились комплексным территориальным планированием, то есть развитием инфраструктуры вокруг точек инвестиционной активности в муниципалитетах. Уже предусмотрены вложения краевого бюджета в инфраструктуру населенных пунктов региона до 2024 года в размере 1,68 млрд рублей.

— В 2022 году мы продолжим работу по снятию инфраструктурных ограничений в целях наращивания инвестиционного потенциала региона — сформируем новые подходы к развитию территорий в контексте макрорайонов с учетом их экономической специализации и инвестиционных перспектив. Продолжится реализация крупных инфраструктурных проектов, таких как метро, аэропорт, трамвайная ветка, мост в поселке Высокогорский и крупные дорожные объекты. Сосредоточимся на развитии преференциальных территорий — особой экономической зоны, территорий опережающего социально-экономического развития, арктической зоны. В новом году отработаем новые механизмы сотрудничества с крупными инвесторами для совместного развития территории их присутствия, а также сформируем подходы к развитию в регионе государственно-частного партнерства, — сказала министр экономики и регионального развития Красноярского края Анна Гарнец.

Росту благосостояния способствовало также развитие малого и среднего бизнеса и восстановление занятости населения. В настоящее время в Красноярском крае зарегистрировано более 104 тысяч субъектов МСП. На поддержку малого и среднего предпринимательства по госпрограмме развития МСП и инновационной деятельности за три года будет направлено более 1,4 млрд рублей. Предполагается, что в результате реализации программы к 2030 году рост числа занятых в секторе МСП, включая самозанятых, возрастет до 450 тысяч человек, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров возрастет до 9,9 млрд долларов США, в инновационные проекты края будет привлечено более 1 млрд рублей.

— Средства по госпрограмме будут направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе на субсидии проектов предпринимателей в муниципалитетах, развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства, инновационной инфраструктуры и научно-технической деятельности, — пояснила руководитель агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края Татьяна Бочарова.

 

СИБИРСКИЕ ШОЙГУГРАДЫ

Заявление министра Сергея Шойгу о строительстве за Уралом научно-промышленных центров вызвало ураган дискуссий, которые не стихают до сих пор. Противники идеи утверждают, что не хватит ресурсов — финансовых, материальных, а в первую очередь людских. Но в Сибири к проекту отнеслись более чем оптимистично. Стоит отметить, что Красноярский край, Иркутская область и Хакасия, где предполагается возникновение новых городов, имеют немалый опыт такого строительства. Фактически с нуля или на месте небольших таежных поселений в свое время выросли Норильск, Дивногорск, Братск, Ангарск, Саяногорск…

Губернатор Красноярского края Александр Усс, комментируя идею нового строительства, отметил, что запланированные к реализации инвестиционные проекты «Енисейской Сибири» рассчитаны на создание десятков тысяч рабочих мест.

— В инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» помимо нашего региона входят Тува и Хакасия. Он включает в себя 32 инвестиционных проекта с общей заявленной стоимостью 1,9 трлн рублей на период до 2027 года. Все это создает предпосылки и для появления на карте новых сибирских городов, — констатировал губернатор.

Если взглянуть на карту сибирских инвестиционных проектов и совместить ее с предложениями министра, складывается ощущение, что большой бизнес что-то знает. Но как устроить все так, чтобы новые города привлекли россиян? Главным условием предполагается сделать их кардинально отличными от всех других населенных пунктов страны. Они должны включить в себя все лучшее, что придумано на сегодняшний день для удобства и комфорта. Только став «городами мечты», они смогут привлечь население, а технологии и решения, которые будут применены в ходе строительства, в будущем распространятся и на другие города.

— Создание экономических научно-производственных центров потребует инвестиций не только в экономику, но и, прежде всего, в создание привлекательных условий для проживания и работы там людей. С учетом имеющейся уже транспортной инфраструктуры и ее наращивания в научно-промышленные центры будут интегрированы и сегодняшние сибирские города, которые получат дополнительные инвестиции на свое развитие, — подчеркнул министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.

 

Александр Усс, губернатор Красноярского края:

— Уважаемые гости и участники XVIII Красноярского экономического форума!

Рад приветствовать вас на одной из крупнейших экспертных площадок России, где обсуждаются стратегические решения и тенденции в мировой экономике. В нынешнем году главной темой заявлена Сибирь. Мы традиционно встраиваем в деловую программу региональную специфику, но в этот раз речь идет об акцентах совершенно иного масштаба. Президент РФ В. В. Путин назвал развитие Зауралья национальным приоритетом страны на весь XXI век. Большой виток дискуссий связан с инициативой С. К. Шойгу, который предложил начать здесь строить современные производственные кластеры. Сибирь становится местом, где разворачиваются грандиозные проекты, определяющие нашу общую будущность. Убежден, что поднимаемые темы наряду с новым освоением Арктики, экологической повесткой и переходом на зеленые технологии вызовут заинтересованное обсуждение. В минувшем году мы провели КЭФ в комбинированном формате — часть мероприятий прошла в онлайн-режиме. На прямой связи находились авторитетные ученые и представители бизнеса из разных стран и регионов России. Эта практика хорошо себя зарекомендовала, и ее решено продолжить. В рамках форума пройдут презентации и выставки, ожидается подписание ряда соглашений. Образ будущего Красноярска предлагается обсудить участникам молодежной площадки. Впервые планируется вручение премий ученым, которые внесли большой вклад в экономическую науку. Еще одно новшество — это проект КЭФ-ФЕСТ, объединяющий образовательную, культурную, спортивную и гастрономическую программы. Уверен, что по итогам форума будут подготовлены предложения, которые лягут в основу важнейших документов на федеральном уровне. Желаю всем конструктивной и успешной работы!

 

просмотры: 544
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске