Формирование комфортной городской среды остается приоритетной целью развития общества. Конкуренцию среди городов за инвестиции и туристов можно наблюдать уже сейчас, а с ростом урбанизации объектом соперничества среди населенных пунктов становятся сами жители. В высокоразвитом комфортном городе концентрируются профессиональные кадры, внебюджетные инвестиции, поставщики, ресурсы, информация, туризм, что положительно сказывается на экономике. Творческие, образованные, квалифицированные, талантливые люди стремятся жить в благоустроенном пространстве, так что муниципалитетам в борьбе за сохранение численности работоспособного населения приходится постоянно совершенствовать городскую среду на макро- и микроуровнях, добавлять в различные сферы градостроительства и управления новые опции, благодаря которым жизнь горожан становится проще и удобнее.
КОМФОРТНАЯ СРЕДА
Многочисленные социологические опросы показали, что большинство горожан главным критерием удобства городской среды полагают транспортную доступность, удобство и внятность планировки застройки. Обилие запутанных улиц, переулков и тупиков кажется очень милым туристам, но вызывает раздражение у местного населения. Город, аккуратно нарезанный на кварталы, сильно облегчает ориентирование и упрощает маршруты городского транспорта. Привлекательным моментом является также компактность застройки. Когда работа сильно удалена от жилья, а все значимые объекты рассредоточены на большой территории, людям много времени приходится тратить на дорогу. К тому же удлиняются жизненно важные городские коммуникации, что осложняет их эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Объекты социальной и бытовой инфраструктуры должны быть размещены с учетом плотности и расположения жилых районов, в идеале — находиться в шаговой доступности. Спортивные и детские площадки, парки, скверы в комфортном городе должны быть доступны. Причем «доступны» — это история не только про количество, но и про возможность пользоваться ими бесплатно. Наличие дорогих фитнес-центров не может служить показателем охвата населения спортивными объектами.
Налаженная работа общественного транспорта также является обязательной для признания населенного пункта комфортным для проживания. Чем лучше работает общественный транспорт, тем меньше у населения необходимости в личных автомобилях, соответственно меньше заторов на дорогах, лучше экологическая ситуация. Зеленые улицы, парки и дворы — еще одно непременное требование населения. Жизнь на закатанной в асфальт земле среди железа и бетона добавляет людям стресса, поэтому им необходимы парки именно как зеленые массивы, а не как скопище аттракционов, торговых точек и брусчатых дорожек.
Выполнить эти условия без основательной перепланировки построенных в незапамятные времена без единого плана городах практически невозможно. И при этом важно не потерять индивидуальность, сохранить облик города, к которому привыкли его жители, сохранить исторические районы, улицы и площади.
И если в небольших городах удовлетворить все вышеперечисленные потребности населения при наличии доброй воли муниципалитетов и достаточном финансировании вполне возможно, то сделать из мегаполисов комбинацию красоты, комфорта и удобства — задача колоссальной сложности. Тем не менее программа «Комфортная городская среда» постепенно реализуется, результаты можно наблюдать в реальном времени, пусть и не так быстро, как хотелось бы горожанам.
— Красноярск является не просто крупнейшим муниципальным образованием, не просто столицей края — это визитная карточка нашего региона во всех отношениях. Именно поэтому мы еще более года назад совместными усилиями федеральных и краевых органов власти, муниципалитета достигли заметных позитивных результатов в деле развития социальной инфраструктуры и внешнего вида города. И сейчас мы ставим перед собой другую, еще более амбициозную, но отдаленную цель — 400-летие Красноярска, и будем последовательно, ежегодно демонстрировать серьезные подвижки, чтобы идти в этом направлении и сделать Красноярск одним из самых благоустроенных и привлекательных городов и Сибири, и нашей страны, — пообещал губернатор Красноярского края Александр Усс.
SMARTCITY
Внедрение технологий искусственного интеллекта в городскую среду является одним из самых востребованных мировых трендов. Связанные в единую информационную сеть объекты инфраструктуры позволят горожанам рационализировать временные и финансовые расходы. За счет автоматизации государственных услуг количество чиновничьего аппарата можно снизить кратно.
Во время Красноярского экономического форума в 2019 году Минстрой России, Красноярский край и город Красноярск, ЗАТО Железногорск и ЗАТО Зеленогорск, Кемеровская область и город Междуреченск подписали соглашение о реализации проекта «Умный город». Администрированием проекта «Умные города Красноярского края» занимается КГКУ ЦИТ «Служба управления регионом».
Проект предусматривает развитие городских экосистем в нескольких направлениях. Прежде всего это вовлечение граждан с помощью цифровых технологий в решение вопросов городского развития — от подачи идей до принятия решений. Возможность горожан влиять на жизнь и развитие своего города — непременное условие комфортного самочувствия. Если это правило не соблюдается, то и все остальные меры работать не будут. Вопрос выбора способа участия граждан в управлении городом решается разными способами: иногда это происходит с помощью специальных коллегиальных органов, иногда — путем налаженной обратной связи с властями через специальные интернет-порталы. Сотрудничество жителей на равных с застройщиками в формировании не только общественных пространств, но и жилых комплексов позволит закрыть потребности населения в объектах инфраструктуры.
Комплекс информационных систем «Цифровой двойник города» даст возможность получать, контролировать и прогнозировать ситуацию в населенном пункте, повысит качество управленческих решений. Мониторинг в реальном времени эффективности работы всех городских служб — полиции, транспорта, энергообеспечения, ЖКХ, здравоохранения и образования — поможет муниципалитету увидеть точки прорыва и направить усилия в нужные места. Единая городская диспетчерская служба должна будет синхронизироваться со всеми службами и организациями, отвечающими за работу инфраструктуры.
Реализация проекта требует больших временных и финансовых затрат. Города не могут высвободить достаточно средств из бюджета, а частный бизнес не всегда готов инвестировать в то, что принесет дивиденды в далекой перспективе.
— Цифровая эпоха открывает возможности не только перед большими городами, которые исторически развивались быстрее, но и перед малыми и средними — если имеющиеся в распоряжении управленцев ресурсы будут использоваться для достижения поставленных целей, соответствующих цифровым приоритетам. Чтобы это стало возможным, необходимо тесное сотрудничество властей и предпринимателей, частно-государственное партнерство, которое поможет сформировать высокий цифровой спрос и соответствующее предложение, — уверен операционный директор компании Didi в России Даниил Петин.
ИНВЕСТИЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ
Существует еще один критерий, по которому оценивается успешность современного города, — его экономическая эффективность. Скопление на относительно небольшом участке земли значительного количества потребителей само по себе привлекает частную инициативу и способствует развитию бизнеса. И ограничителем в этом процессе может служить только недостаток финансовых ресурсов у этих самых потребителей. Наличие рабочих мест, высокий уровень заработной платы и возможности для успешной карьеры либо развития собственного бизнеса — один из самых привлекательных моментов для потенциальных мигрантов, потому мегаполисы продолжают разрастаться, а небольшие города теряют население.
По уровню заработной платы Красноярский край традиционно занимает первое место среди регионов Сибири. По отчету министерства экономики края, по сравнению с прошлым годом уровень заработной платы вырос на 9 %. Уровень зарегистрированной безработицы с начала 2021 года снизился на 2,6 % и составил 0,9 %. Численность безработных граждан, по сравнению с началом 2021 года, снизилась на 39,5 тыс. и составляет 12,6 тыс. человек.
Положительное влияние на эти процессы оказало повышение деловой активности, объем инвестиций в крае достиг 580 млрд рублей — это самые высокие показатели среди регионов Сибирского федерального округа. Наиболее капиталоемкими отраслями остаются нефтедобыча, металлургия, транспорт и энергетика. Реализация комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» привела к старту крупных проектов в нефте-, угледобыче и добыче металлических руд.
Новая государственная программа «Комплексное территориальное развитие Красноярского края» коренным образом пересматривает подход к развитию городов и районов края. Отраслевые приоритеты, которые считались определяющими до настоящего времени, сменились комплексным территориальным планированием, то есть развитием инфраструктуры вокруг точек инвестиционной активности в муниципалитетах. Уже предусмотрены вложения краевого бюджета в инфраструктуру населенных пунктов региона до 2024 года в размере 1,68 млрд рублей.
— В 2022 году мы продолжим работу по снятию инфраструктурных ограничений в целях наращивания инвестиционного потенциала региона — сформируем новые подходы к развитию территорий в контексте макрорайонов с учетом их экономической специализации и инвестиционных перспектив. Продолжится реализация крупных инфраструктурных проектов, таких как метро, аэропорт, трамвайная ветка, мост в поселке Высокогорский и крупные дорожные объекты. Сосредоточимся на развитии преференциальных территорий — особой экономической зоны, территорий опережающего социально-экономического развития, арктической зоны. В новом году отработаем новые механизмы сотрудничества с крупными инвесторами для совместного развития территории их присутствия, а также сформируем подходы к развитию в регионе государственно-частного партнерства, — сказала министр экономики и регионального развития Красноярского края Анна Гарнец.
Росту благосостояния способствовало также развитие малого и среднего бизнеса и восстановление занятости населения. В настоящее время в Красноярском крае зарегистрировано более 104 тысяч субъектов МСП. На поддержку малого и среднего предпринимательства по госпрограмме развития МСП и инновационной деятельности за три года будет направлено более 1,4 млрд рублей. Предполагается, что в результате реализации программы к 2030 году рост числа занятых в секторе МСП, включая самозанятых, возрастет до 450 тысяч человек, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров возрастет до 9,9 млрд долларов США, в инновационные проекты края будет привлечено более 1 млрд рублей.
— Средства по госпрограмме будут направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе на субсидии проектов предпринимателей в муниципалитетах, развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства, инновационной инфраструктуры и научно-технической деятельности, — пояснила руководитель агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края Татьяна Бочарова.
СИБИРСКИЕ ШОЙГУГРАДЫ
Заявление министра Сергея Шойгу о строительстве за Уралом научно-промышленных центров вызвало ураган дискуссий, которые не стихают до сих пор. Противники идеи утверждают, что не хватит ресурсов — финансовых, материальных, а в первую очередь людских. Но в Сибири к проекту отнеслись более чем оптимистично. Стоит отметить, что Красноярский край, Иркутская область и Хакасия, где предполагается возникновение новых городов, имеют немалый опыт такого строительства. Фактически с нуля или на месте небольших таежных поселений в свое время выросли Норильск, Дивногорск, Братск, Ангарск, Саяногорск…
Губернатор Красноярского края Александр Усс, комментируя идею нового строительства, отметил, что запланированные к реализации инвестиционные проекты «Енисейской Сибири» рассчитаны на создание десятков тысяч рабочих мест.
— В инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» помимо нашего региона входят Тува и Хакасия. Он включает в себя 32 инвестиционных проекта с общей заявленной стоимостью 1,9 трлн рублей на период до 2027 года. Все это создает предпосылки и для появления на карте новых сибирских городов, — констатировал губернатор.
Если взглянуть на карту сибирских инвестиционных проектов и совместить ее с предложениями министра, складывается ощущение, что большой бизнес что-то знает. Но как устроить все так, чтобы новые города привлекли россиян? Главным условием предполагается сделать их кардинально отличными от всех других населенных пунктов страны. Они должны включить в себя все лучшее, что придумано на сегодняшний день для удобства и комфорта. Только став «городами мечты», они смогут привлечь население, а технологии и решения, которые будут применены в ходе строительства, в будущем распространятся и на другие города.
— Создание экономических научно-производственных центров потребует инвестиций не только в экономику, но и, прежде всего, в создание привлекательных условий для проживания и работы там людей. С учетом имеющейся уже транспортной инфраструктуры и ее наращивания в научно-промышленные центры будут интегрированы и сегодняшние сибирские города, которые получат дополнительные инвестиции на свое развитие, — подчеркнул министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.