Можно даже назвать точную дату, когда будущее опорных городов стало актуальным для чиновников всех уровней власти: 29 февраля 2024 года Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил определить «перечень из 200 российских городов, для которых будут разработаны специальные мастер-планы».
— Соавторами планов развития городов и поселков должны стать их жители. Надо активно использовать механизмы, когда граждане сами определяют, на решение каких проблем нужно выделить средства в первую очередь. Предлагаю увеличить софинансирование таких народных проектов. До 2030 года продлим и конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, — отметил в своем выступлении президент России Владимир Путин.
Населенные пункты, попавшие в список избранных, могут рассчитывать на особое внимание федеральной власти, в частности на получение льготных инфраструктурных кредитов. Федеральный центр готов направить 360 млрд рублей на благоустройство и крупные проекты в этой сфере. Губернаторам и мэрам есть за что побороться! Но дело, конечно, не только в деньгах. В контексте нынешней геополитической напряженности очевидно, что нужно укреплять каркас населенных пунктов, на которых во многом и держится Россия. В этом смысле словосочетание «опорные города» в полной мере оправдано.
Есть и социальная причина, о которой, правда, представители власти предпочитают особо не упоминать. Инвестиции в малые и средние города в любом случае дешевле обойдутся государству, чем дорогостоящая поддержка на плаву сельских территорий, которые без сельхозпроизводства практически неизбежно превращаются, увы, в собес. А таких сел и деревень, например, в Красноярском крае немало. Переезд в опорные города мог бы стать не самой худшей альтернативой для жителей таких депрессивных территорий.
Ставка на губернатора
Красноярский губернатор Михаил Котюков, внимательно следящий за всеми федеральными тенденциями, естественно, и в этом сюжете оказался одним из пионеров. Благо, что определенный задел на этой ниве был сделан в предыдущие годы. В мае 2024 года в программной речи в БКЗ глава региона заявил, что ставка на развитие малых городов должна помочь раскрытию «экономического потенциала территорий и формированию в них новых стандартов городской среды». Опорные города, по словам Михаила Котюкова, должны стать своеобразными локальными локомотивами и для соседних сельских районов, улучшая качество жизни в этих территориях.
В августе этой теме с подачи губернатора был посвящен Минусинский инвестиционный форум. На нем четыре города Красноярского края представили комплексные программы развития до 2035 года. В октябре Михаил Котюков уже представил опыт развития опорных городов на стратегической сессии по пространственному развитию РФ, которая проходила под председательством премьер-министра России Михаила Мишустина.
— Красноярский край начал работу по развитию опорных территорий в 2023 году. Сейчас пилотными опорными территориями в регионе выступают Ачинск, Канск, Лесосибирск и Минусинск. Также ведется работа над программами населенных пунктов в Арктике — Норильска, Дудинки, Игарки и Диксона, — отметил губернатор Красноярского края Михаил Котюков. — При этом учитываются социальная география, транспортные потоки, особенности экономики муниципальных образований. Основная задача — улуч-шить уровень жизни и раскрыть экономический потенциал территорий. В этой работе нужно учитывать роль градообразующих предприятий. Вокруг них выстраивать профессиональную подготовку кадров, логистику, формировать социальную инфраструктуру. И главное — в центре каждого плана должны быть жители, их предложения по развитию родных мест.
Миллиарды для глубинки
Понятно, что ключевой вопрос для опорных городов — где найти инвестиции? В Красноярском крае подавляющее большинство населенных пунктов существует благодаря дотациям из краевой казны. В результате в регионе сохраняется стратегическая проблема, которую пытались решить еще в нулевых годах.
Еще Александр Хлопонин, руководивший краем порядка 20 лет назад, предлагал внедрять различные преференции для так называемых «точек роста». Придя к власти, Александр Геннадьевич столкнулся с дилеммой: или распределить бюджетные деньги по всем муниципалитетам поровну, или поддержать территории с перспективными проектами. Как истинный рыночник Александр Геннадиевич, естественно, выбрал второй вариант. Однако о результатах этого эксперимента история умалчивает.
Следующая попытка оживить провинциальную экономику состоялась уже в губернаторство Александра Усса. Несколько лет назад в крае появились муниципальные комплексные проекты развития (МКПР). Их суть проста. Инвестор вкладывает свои средства в производство и создает новые рабочие места. Краевой бюджет берет на себя расходы по развитию социальной сферы и инфраструктуры. По словам министра экономики и регионального развития Татьяны Магдибур, всего в крае реализовано уже 19 таких проектов, из которых 17 в сельских территориях.
МКПР могли бы стать составной частью программы развития и опорных городов, однако вряд ли этого инструмента хватит для полноценного возрождения глубинки. Не даром Котюков поставил задачу развивать жилищное строительство не только в Красноярске, но и в провинции, где оно на минимуме. Стройиндустрия вполне может выступить одним из драйверов для развития экономики малых городов. Развитие строительного сектора способствует созданию рабочих мест, улучшению инфраструктуры, привлечению инвестиций, что в свою очередь существенно отражается на экономическом и социальном росте территорий.
Не менее важна и проблема кадров, в первую очередь квалифицированных управленцев. На стратегической сессии по пространственному развитию РФ красноярский губернатор предложил выделить гранты на развитие каждого из четырех опорных городов и запустить специальную программу для команд муниципалитетов на базе Института государственного и муниципального управления при правительстве Красноярского края.
Драйвер развития
Очевидно, что потенциально важную роль в возрождении опорных городов могут сыграть крупные компании, работающие в крае. Пионером на этом поприще стал «Норникель», который после известных событий «Северной войны» 2020 года не только был вынужден разработать план модернизации Норильска, но уже и вложил миллиарды в его реализацию.
В октябре 2024 года по инициативе благотворительного фонда Андрея Мельниченко в Красноярске состоялся форум, посвященный мастер-планированию промышленных городов края, в которых работают СГК и СУЭК. Это Бородино, Назарово, Шарыпово и Минусинск. Фонд взял на себя обязательство разработать для них мастер-планы, которые, по словам гендиректора фонда Мельниченко Татьяны Журавлевой, станут «прорывным продуктом».
Активное участие бизнеса в процессе формирования пространственного развития Сибири — это не только и не столько проявление пресловутой «социальной ответственности». Очевидно, что крупные компании сегодня кровно заинтересованы проектировать будущее территорий, где они зарабатывают деньги. Кажется, начинает сбываться мечта Александра Хлопонина, который еще в середине нулевых годов призывал государство в своих планах развития учитывать региональные стратегии ФПГ.
Пока, судя по заявлениям представителей власти и бизнеса, речь идет о системной работе, рассчитанной на десятилетия. Но мы не раз становились свидетелями того, как переменчивая политическая конъюнктура снимала с повестки дня казавшиеся поначалу довольно перспективными направления. Кто сегодня вспоминает о «шойгуградах»? А ведь еще сравнительно недавно эта тема была в одной из самой обсуждаемой в элите и экспертном сообществе. Надеюсь, что нынешнее внимание к малым и средним городам — это не только мода, а стратегический акцент с долгоиграющими последствиями.