АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01-02 (212) 2025 (17.03.2025)

Будущее опорных городов

Текст: Александр Чернявский
Словосочетание «опорные города» за короткое время прочно вошло в обиход отечественной номенклатуры. Чиновники, депутаты, топ-менеджеры крупных компаний и высоколобые эксперты на разных площадках обсуждают пути возрождения малых и средних городов, долгое время находившихся в тени мегаполисов-миллионников и столиц субъектов РФ. Этот интерес иногда смахивает на своеобразную кампанейщину, ведь не так просто понять, почему российская власть внезапно озаботилась этой темой. Как будто у нее нет других острых проблем...

Можно даже назвать точную дату, когда будущее опорных городов стало актуальным для чиновников всех уровней власти: 29 февраля 2024 года Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил определить «перечень из 200 российских городов, для которых будут разработаны специальные мастер-планы».

— Соавторами планов развития городов и поселков должны стать их жители. Надо активно использовать механизмы, когда граждане сами определяют, на решение каких проблем нужно выделить средства в первую очередь. Предлагаю увеличить софинансирование таких народных проектов. До 2030 года продлим и конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, — отметил в своем выступлении президент России Владимир Путин.

Населенные пункты, попавшие в список избранных, могут рассчитывать на особое внимание федеральной власти, в частности на получение льготных инфраструктурных кредитов. Федеральный центр готов направить 360 млрд рублей на благоустройство и крупные проекты в этой сфере. Губернаторам и мэрам есть за что побороться! Но дело, конечно, не только в деньгах. В контексте нынешней геополитической напряженности очевидно, что нужно укреплять каркас населенных пунктов, на которых во многом и держится Россия. В этом смысле словосочетание «опорные города» в полной мере оправдано.

Есть и социальная причина, о которой, правда, представители власти предпочитают особо не упоминать. Инвестиции в малые и средние города в любом случае дешевле обойдутся государству, чем дорогостоящая поддержка на плаву сельских территорий, которые без сельхозпроизводства практически неизбежно превращаются, увы, в собес. А таких сел и деревень, например, в Красноярском крае немало. Переезд в опорные города мог бы стать не самой худшей альтернативой для жителей таких депрессивных территорий.

Ставка на губернатора

Красноярский губернатор Михаил Котюков, внимательно следящий за всеми федеральными тенденциями, естественно, и в этом сюжете оказался одним из пионеров. Благо, что определенный задел на этой ниве был сделан в предыдущие годы. В мае 2024 года в программной речи в БКЗ глава региона заявил, что ставка на развитие малых городов должна помочь раскрытию «экономического потенциала территорий и формированию в них новых стандартов городской среды». Опорные города, по словам Михаила Котюкова, должны стать своеобразными локальными локомотивами и для соседних сельских районов, улучшая качество жизни в этих территориях.

В августе этой теме с подачи губернатора был посвящен Минусинский инвестиционный форум. На нем четыре города Красноярского края представили комплексные программы развития до 2035 года. В октябре Михаил Котюков уже представил опыт развития опорных городов на стратегической сессии по пространственному развитию РФ, которая проходила под председательством премьер-министра России Михаила Мишустина.

— Красноярский край начал работу по развитию опорных территорий в 2023 году. Сейчас пилотными опорными территориями в регионе выступают Ачинск, Канск, Лесосибирск и Минусинск. Также ведется работа над программами населенных пунктов в Арктике — Норильска, Дудинки, Игарки и Диксона, — отметил губернатор Красноярского края Михаил Котюков. — При этом учитываются социальная география, транспортные потоки, особенности экономики муниципальных образований. Основная задача — улуч-шить уровень жизни и раскрыть экономический потенциал территорий. В этой работе нужно учитывать роль градообразующих предприятий. Вокруг них выстраивать профессиональную подготовку кадров, логистику, формировать социальную инфраструктуру. И главное — в центре каждого плана должны быть жители, их предложения по развитию родных мест.

Миллиарды для глубинки

Понятно, что ключевой вопрос для опорных городов — где найти инвестиции? В Красноярском крае подавляющее большинство населенных пунктов существует благодаря дотациям из краевой казны. В результате в регионе сохраняется стратегическая проблема, которую пытались решить еще в нулевых годах.

Еще Александр Хлопонин, руководивший краем порядка 20 лет назад, предлагал внедрять различные преференции для так называемых «точек роста». Придя к власти, Александр Геннадьевич столкнулся с дилеммой: или распределить бюджетные деньги по всем муниципалитетам поровну, или поддержать территории с перспективными проектами. Как истинный рыночник Александр Геннадиевич, естественно, выбрал второй вариант. Однако о результатах этого эксперимента история умалчивает.

Следующая попытка оживить провинциальную экономику состоялась уже в губернаторство Александра Усса. Несколько лет назад в крае появились муниципальные комплексные проекты развития (МКПР). Их суть проста. Инвестор вкладывает свои средства в производство и создает новые рабочие места. Краевой бюджет берет на себя расходы по развитию социальной сферы и инфраструктуры. По словам министра экономики и регионального развития Татьяны Магдибур, всего в крае реализовано уже 19 таких проектов, из которых 17 в сельских территориях.

МКПР могли бы стать составной частью программы развития и опорных городов, однако вряд ли этого инструмента хватит для полноценного возрождения глубинки. Не даром Котюков поставил задачу развивать жилищное строительство не только в Красноярске, но и в провинции, где оно на минимуме. Стройиндустрия вполне может выступить одним из драйверов для развития экономики малых городов. Развитие строительного сектора способствует созданию рабочих мест, улучшению инфраструктуры, привлечению инвестиций, что в свою очередь существенно отражается на экономическом и социальном росте территорий.

Не менее важна и проблема кадров, в первую очередь квалифицированных управленцев. На стратегической сессии по пространственному развитию РФ красноярский губернатор предложил выделить гранты на развитие каждого из четырех опорных городов и запустить специальную программу для команд муниципалитетов на базе Института государственного и муниципального управления при правительстве Красноярского края.

Драйвер развития

Очевидно, что потенциально важную роль в возрождении опорных городов могут сыграть крупные компании, работающие в крае. Пионером на этом поприще стал «Норникель», который после известных событий «Северной войны» 2020 года не только был вынужден разработать план модернизации Норильска, но уже и вложил миллиарды в его реализацию.

В октябре 2024 года по инициативе благотворительного фонда Андрея Мельниченко в Красноярске состоялся форум, посвященный мастер-планированию промышленных городов края, в которых работают СГК и СУЭК. Это Бородино, Назарово, Шарыпово и Минусинск. Фонд взял на себя обязательство разработать для них мастер-планы, которые, по словам гендиректора фонда Мельниченко Татьяны Журавлевой, станут «прорывным продуктом».

Активное участие бизнеса в процессе формирования пространственного развития Сибири — это не только и не столько проявление пресловутой «социальной ответственности». Очевидно, что крупные компании сегодня кровно заинтересованы проектировать будущее территорий, где они зарабатывают деньги. Кажется, начинает сбываться мечта Александра Хлопонина, который еще в середине нулевых годов призывал государство в своих планах развития учитывать региональные стратегии ФПГ.

Пока, судя по заявлениям представителей власти и бизнеса, речь идет о системной работе, рассчитанной на десятилетия. Но мы не раз становились свидетелями того, как переменчивая политическая конъюнктура снимала с повестки дня казавшиеся поначалу довольно перспективными направления. Кто сегодня вспоминает о «шойгуградах»? А ведь еще сравнительно недавно эта тема была в одной из самой обсуждаемой в элите и экспертном сообществе. Надеюсь, что нынешнее внимание к малым и средним городам — это не только мода, а стратегический акцент с долгоиграющими последствиями.

просмотры: 160
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2025
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 3-4 (213) БСМП № 23 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 2 ООО СК «Сибирь» № 1
Красноярский строительный техникум № 2 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 7 Красноярский крайпотребсоюз № 90 достойных лет. Люди, дела, достижения
Канский педагогический колледж № Скажи, какой оставишь след... АВИАДРОН-ПАРК № 1 ООО «Назарово Агро» № 3
Век земли Минусинской № 1 Оберег № 6 «ЗДЕСЬ МЫ ЖИЛИ,  ЖИВЕМ И БУДЕМ ЖИТЬ» № 1
Канский район. Люди, события, факты № 1 ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 Маргарита Николаева № 1 ИТС Сибирь № 2
СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1 Референтный центр № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1
СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81) Медика-Восток № 1
Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления КАНСК 375 № 1
На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске