АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 05 (109) 2015 (15.06.2015)

Бизнес: стратегии развития

Текст: Мария Назарова
История знает множество случаев, когда на волне кризиса рождались новые бизнес-гиганты. Starbucks, Pepsi, Lego, Adidas и многие другие мировые бренды были созданы и добились успеха именно в периоды сильнейшей экономической нестабильности, сумев адаптироваться к новым реалиям. Не случайно в китайском языке для написания слова «кризис» можно выбрать один из двух иероглифов, первый из которых означает «опасное время», а второй — «время возможностей». Мы решили узнать, как красноярские предприниматели из различных отраслей реагируют на кризис и какие шаги предпринимают, чтобы удержать свои позиции на рынке.

Режим «заморозка»

Неустойчивая экономическая ситуация сказалась на строительном рынке Красноярска: по данным Стройнадзора края, организации отрасли активно развивают и завершают проекты, стартовавшие ранее, а вот те, реализация которых должна была начаться в текущем году, пришлось заморозить. С января по март в Росреестре были зарегистрированы новые договоры в отношении долевого строительства всего девяти объектов — по сравнению с первыми кварталами прошлых лет этот показатель ниже в два раза. Также уменьшилось количество проектных деклараций от застройщиков на новые объекты недвижимости — в первом квартале 2015 года их представлено всего 12, тогда как в предыдущие годы было порядка 30.

— На сегодня застройщики оптимизируют свои затраты и инвестиционную политику, — анализирует ситуацию Антон Глушков, член правления регионального Союза строителей, председатель совета СРО «Саморегулируемая корпорация строителей», директор по развитию ЗАО «Фирма Культ-бытстрой». — Есть случаи, когда застройщики не начинают новые объекты, которые планировались к началу строительства в I квартале. Однако если говорить об остановке каких-то строительных площадок, то такие случаи мне неизвестны. В то же время статистика сделок по результатам I квартала нынешнего года, безусловно, настораживает. Их объем в сравнении с тем же периодом первого года составляет 60%. Есть предположение, что по итогам 2015 года на краевой центр будет приходиться уже менее половины застройки. И дело не в том, что в крае начнут строить больше, а наоборот, город станет строить меньше.

В том, что до конца года не стоит ждать в строительном бизнесе подвижек в лучшую сторону, уверен и Юрий Туров, председатель Совета директоров ЗАО «ПСК «Союз», депутат Горсовета:

— В строительной сфере сейчас у всех сложные времена: продажи встали, а, значит, объем оборотных средств существенно сократился. Это влечет за собой сокращение персонала, кто-то отправляется в отпуск без содержания. Ведь когда «оборотки» нет, в кризис содержать кадры сложно. Еще и банки кредиты не дают.

Что касается рынка мало-этажного домостроения, то он, напротив, сегодня находится в стадии динамичного развития. Малоэтажку не случайно называют одним из антикризисных инструментов: сроки строительства индивидуального дома, в отличие от многоэтажного, составляют всего два-три месяца, а стоимость инвестиций иногда в сотни раз меньше, что снижает риск недостроя. К тому же в большинстве случаев мало-этажный дом возводится под конкретного владельца с учетом его индивидуальных требований. Определяющими показателями при формировании мнения покупателя относительно качества жилья являются стоимость, безопасность, экологичность и энергоэффективность применяемых материалов и конструкций. По их соотношению и выбирается наиболее оптимальный вариант среди всех представленных на рынке.

— Мы предлагаем относительно новый для Красноярска и края строительный материал, который тем не менее уже успел подтвердить свою конкурентоспособность по сравнению с более распространенными технологиями, — рассказывает Васса Богославец, директор компании «КрасноярскКремнегранит». — Первые три года после того, как мы только вышли на местный рынок, были достаточно сложными, а в связи с нестабильностью экономической ситуации предполагалось, что положение только ухудшится. Однако перед началом 2015 года стали поступать заказы, и мы взяли на себя смелось увеличить объемы производства, что позволило снизить цену на готовую продукцию, при этом сохранив ее качество и сделав еще более доступной для рядового потребителя. В результате клиенты, изучив ассортимент материалов для малоэтажного домостроения, предлагаемых производителями, делают выбор в пользу кремнегранита. Главный аргумент при этом — то, что строить из него очень выгодно. Так что заказы к нам поступают регулярно и уже расписаны на несколько месяцев вперед.

 

Кредитная политика

Существенным препятствием для развития малого и среднего бизнеса в условиях кризиса стали действия банков, которые неожиданно превратились для предпринимателей из партнеров едва ли не во врагов. Повышенные кредитные ставки, увеличенные сроки рассмотрения заявок, многочисленные отказы на выдачу кредитов — с такой политикой сегодня приходится сталкиваться даже тем клиентам, которые сотрудничали с определенными банками на протяжении ряда лет и имеют идеальную кредитную историю. Эксперты констатируют: красноярский бизнес перекредитован, совокупный объем кредитных обязательств предпринимателей крайне высок, а потому банки страхуются — такова их стратегия выживания в условиях кризиса. В то же время представители бизнес-сообщества отмечают, что без кредитных средств им в нынешних условиях просто не выжить.

— Наша компания существует 25 лет, мы переживаем уже четвертый или пятый кризис, — рассказывает Николай Наумов, директор ООО Научно-производственная фирма «Рок Пилларс». — Главный урок, который мы вынесли из этого, заключается в том, что в ситуации нестабильной экономики для производителей открываются новые рынки сбыта. Сегодня в магазинах спортивной одежды и экипировки освобождаются полки для отечественных товаров, которые могли бы заменить дорогостоящие импортные, а также появляются перспективы для значительного расширения экспорта. И наша компания сегодня имеет возможность совершить рывок — увеличить объемы производства и занять эту нишу. Магазины, торгующие финской, канадской пуховой одеждой, сегодня испытывают трудности с поставками товаров из-за границы, поэтому они готовы приобретать нашу продукцию, тем более что она соответствует всем предъявляемым стандартам качества. Однако мы не можем реализовать эту возможность без привлечения кредитных средств, а сотрудничество с банками в настоящий момент крайне невыгодно. Дело в том, что большинство банковских структур, представленных в нашем регионе, — московские, и решения о выдаче кредитов местному бизнесу принимаются в головных офисах в столице. А Москва наши возможности оценивает крайне невысоко, относит нас к группе риска и стремится перестраховаться. Если до кризиса годовая процентная ставка составляла порядка 13%, то сегодня она выросла до 25% и более. К тому же увеличились сроки рассмотрения заявок, и сегодня получить кредит в течение месяца не представляется возможным. В таких условиях развивать производство нереально: работа с клиентами строится только по предзаказам, мы вынуждены сворачивать перспективные программы, сокращать персонал и снижать объемы производства вместо того, чтобы наращивать мощности. А в нашем секторе торговли попасть на полки магазинов очень сложно, и если мы упустим этот момент, то нишу займут другие, более сильные игроки или производители менее качественных, зато дешевых аналогов. В этом случае отвоевать позиции обратно будет крайне сложно.

Таким образом, одним из главных факторов, ограничивающих развитие предпринимательских инициатив в условиях кризиса, является отсутствие программ льготного кредитования. Об их развитии много говорят власти, но реально действующий механизм сегодня создан только на федеральном уровне для крупных предприятий, реализующих масштабные проекты, — для них процент кредитования в отдельных случаях снижается до 5%. А вот малому и среднему бизнесу остается о таком лишь мечтать — ни региональные, ни муниципальные программы обеспечить подобные условия сотрудничества с банками не в силах. В результате промышленным предприятиям приходится пересматривать затраты на производство и искать возможности их сокращения. По мнению Николая Наумова, это не так уж плохо: появляется возможность выявить факторы, сдерживающие развитие предприятия, негативное влияние которых в обычное время не столь заметно.

 

Демократичность как тренд

Оптимизацией в кризис занимаются и представители сферы общественного питания: сокращают персонал, меняют поставщиков, перекраивают рецепты и списки предлагаемых клиентам блюд, отказываясь от экзотических зарубежных продуктов в пользу более демократичных отечественных. Например, о пересмотре меню заявил директор рестобара «Короли и капуста» Александр Карпеко. По его словам, переход в некоторых блюдах на более дешевые ингредиенты позволил снизить средний чек с 1000 до 700 рублей и сделать заведение более привлекательным для клиентов. Также удалось снизить фонд заработной платы в результате оптимизации рабочего времени персонала. Аналогичные меры принял директор холдинга Bellini Group Анатолий Ващенко, который отметил, что переход на отечественные продукты был вынужденной мерой и к экономии не привел, зато положительный эффект дало перераспределение рабочих часов сотрудников, что позволило избежать сокращений.

По мнению экспертов, пережить кризис будет проще более демократичным заведениям — столовым и кафе быстрого питания. Аудитория, которая посещает рестораны, в Красноярске и без того не столь многочисленна, а с уменьшением покупательской способности населения рентабельность таких заведений будет неуклонно снижаться. То же относится к продовольственным магазинам, отпускающим товар покупателям через прилавок. По данным компании «2ГИС», с января по май 2015 количество таких торговых точек на карте города увеличилось примерно на 50.
29% новых павильонов и магазинов в формате «у дома» появилось в Советском районе Красноярска, 24% — в Свердловском, 21% — в Кировском.

Это не удивительно, ведь продуктовый сегмент рынка в кризис страдает меньше всего. По словам предпринимателя и депутата красноярского Горсовета Константина Сенченко, это единственный сектор экономики, позволяющий предпринимателям хоть как-то существовать, ведь от остальных товаров и услуг люди отказываются легко. Насколько успешен такой бизнес — другой вопрос. Так, председатель Краевого союза малого предпринимательства Виталий Бондарев не исключает, что мелких игроков задавят сетевики, которые имеют больше логистических возможностей, сильнее в области маркетинга, а следовательно, могут предлагать покупателям товары по выгодным ценам.

Впрочем, у малого бизнеса в сфере торговли продовольственными товарами есть один козырь: при меньшем ассортименте и более высоких ценах можно сделать ставку на качество продуктов и обслуживания. Ведь 90% успеха в торговле обеспечивает именно человеческий фактор. Поэтому не исключено, что небольшой магазинчик, расположенный в многоэтажке, будет пользоваться у людей, живущих в этом же доме или неподалеку, большей популярностью, нежели супермаркет, если продавец сможет предлагать исключительно качественный продукт и общаться с каждым покупателем, как с другом или соседом.

Вырабатывая антикризисную тактику, владелец малого бизнеса должен четко понимать свои преимущества и слабые места. В таком случае его конкурентоспособность становится значительно выше, а недостатки оборачиваются стратегическим преимуществом. К числу главных преимуществ малого бизнеса относится способность работать на малых оборотах с малой же расходной составляющей. Это позволяет сохранять рентабельность даже при снижении покупательской способности и уменьшении объемов продаж. Например, владельцу лотка канцтоваров достаточно продать условно 100 ручек, тогда как супермаркет, чтобы окупить расходы, должен выйти на показатель 10 тыс. единиц такого же товара. Кроме того, малому бизнесу проще переориентироваться, заменив невостребованные категории товаров на необходимые и дефицитные.

Главное, что следует помнить, — рано или поздно кризис уйдет, убрав многих конкурентов и существенно расчистив рынок. И в этом случае у малого бизнеса есть шанс развиться до среднего, а в перспективе занять место крупного супермаркета, не выдержавшего конкуренции и трудностей кризиса.

СПРАВКА

В соответствии с данными доклада Красноярскстата о социально-экономическом положении Красноярского края в январе-апреле 2015 года, оборот розничной торговли в апреле составил 39,9 млрд рублей, или 89% к соответствующему периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах), в январе-апреле — 160,7 млрд рублей (90,9%). В апреле оборот розничной торговли на 97,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 2,5% (в апреле 2014 года — соответственно 97,6% и 2,4%). На 1 апреля 2015 года на территории края функционировал 21 розничный рынок (на 1 апреля 2014 года — 28 рынков), в том числе 10 универсальных и 11 специализированных. Количество торговых мест на рынках в 2015 году составило 4,2 тыс. (по сравнению с 2014-м сократилось на 32,4%). В январе-апреле 2015 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,3%, непродовольственных товаров — 53,7% (в январе-апреле 2014-го — 43,5% и 56,5% соответственно). Оборот общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях, а также организаций, осуществляющих поставку продукции общественного питания) в апреле 2015 года составил 1522,3 млн рублей, или 90,4% (в сопоставимых ценах) к апрелю 2014 года, в январе-апреле 2015-го — 5920,7 млн рублей, или 94,1% к соответствующему периоду предыдущего года. В апреле 2015 года зарегистрирована 891 организация, официально ликвидировано — 394. В структуре просроченной кредиторской задолженности наибольшая часть средств приходится на организации, занятые производством и распределением электроэнергии, газа и воды (40,2% от общего объема просроченной задолженности), добычей полезных ископаемых (26,3%), обрабатывающие производства (17,1%), строительные компании (7%). Задолженность организаций по полученным кредитам банков и займам на конец марта 2015 года составила 1224,8 млрд рублей, в том числе просроченная задолженность — 0,9 млрд рублей, или 0,1% от общего объема задолженности. Дебиторская задолженность на конец марта 2015 года составила 483,7 млрд рублей, из нее просроченная — 74,4 млрд рублей, или 15,4% от общего объема дебиторской задолженности.

просмотры: 1780
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске