АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 10 (114) 2015 (10.11.2015)

Безопасность как мера ответственности

Текст: Мария Кузнецова Фото: архив ГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю
Дорожно-транспортные происшествия последних месяцев с участием общественного транспорта, которые привели к трагической гибели людей, — веская причина поговорить о системных сбоях и факторах риска в организации пассажирских перевозок.
О мерах ответственности владельцев автотранспортных предприятий, водителей и пассажиров за безопасность движения и о необходимости усиления контроля в этой сфере мы побеседовали с Валерием Кускашевым, начальником ГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю.

— Валерий Михайлович, на ваш взгляд, в чем причины роста в крае числа ДТП, в которых виноваты водители автобусов?

— Если анализировать данные статистики, то из 303 ДТП, зарегистрированных на территории края за восемь месяцев 2015 года, по вине водителей автобусов произошло 72 аварии (в 2014 году за тот же период зарегистрировано 62 ДТП). Наибольший резонанс вызвали трагические события 9 и 22 июля около Балахты и в Козульском районе, где погибли 22 человека, 58 получили ранения разной степени тяжести. После этих аварий к нам часто обращаются с вопросом: можно ли было предотвратить такой исход, если бы до столкновения транспортные средства остановила дорожно-патрульная служба? С уверенностью могу ответить: даже если бы сотрудники ДПС проверили водителей за 10-15 минут до роковых событий, то вряд ли они смогли бы предотвратить аварии. Ведь за рулем были опытные водители с немалым стажем, а транспортные средства прошли техосмотр и визуально соответствовали требованиям безопасности.

Участки федеральных трасс, где все это произошло, ранее не считались очагами аварийности, дорожное полотно — в идеальном состоянии, со свежей разметкой. Ничто не создавало помех движению. В настоящее время ведется следствие, тщательно изучаются все обстоятельства, и окончательные выводы делать рано. Однако уже сейчас можно сказать, что немалую роль здесь сыграли те факторы, которые в рамках действующего законодательства наша служба не может контролировать. Водитель автобуса, который 9 июля выполнял рейс № 791 Кызыл — Красноярск и допустил столкновение, на тот момент вышел в четвертый рейс подряд без выходных. Автобус, попавший в аварию в Козульском районе 22 июля, вез 50 пассажиров, часть из которых ехали без билетов, стоя — водитель собирался довезти их до Ачинска. Эти факты отражают картину системных нарушений и убедительно говорят о том, что сегодня автоперевозчики не контролируют своих водителей и транспортные средства так, как должно.

— Какие меры, по-вашему, могут изменить к лучшему сложившуюся практику пассажирских перевозок?

— Сначала о мерах, которые уже приняты. За восемь месяцев текущего года сотрудники ГИБДД выявили на территории края свыше 7,5 тысяч нарушений правил дорожного движения водителями автобусов. По результатам административного расследования к ответственности привлечено 2490 должностных и 347 юридических лиц. Как показали проверки, 14 автобусов не прошли технические осмотры, хотя мы знаем, насколько просто это сделать сегодня. Ранее, когда данная функция находилась в компетенции нашей службы, мы отвечали за результаты. Сейчас этим занимаются коммерческие структуры, работа которых слабо контролируется, отсюда множественные нарушения. Яркий пример — недавние события, когда перевернулся микроавтобус, ехавший из Кызыла в Красноярск, в результате чего пострадали 13 человек, одна женщина скончалась по дороге в больницу. Осмотр технического состояния микроавтобуса показал, что он не отвечает требованиям: шины с различным рисунком протектора, отсутствие ремней безопасности. А затем выяснилось, что это транспортное средство 29 апреля было переведено в категорию B, и водитель имел права той же категории. Однако впоследствии микроавтобус переоформили в категорию Д. При этом техосмотр в Туве данная транспортная единица прошла без проблем. Возникает резонный вопрос: каким образом это допустила организация, его проводившая? Теперь за последствия аварии, скорее всего, ответит водитель. А какой будет ответственность владельца транспортного средства? Необходимо ужесточить требования к процедуре переоборудования автобусов. Те организации, которые выдают соответствующие разрешения, должны в большей степени нести за это ответственность.

— Здесь нужны системные решения, меры по усилению контроля, возможно ли изменение действующего законодательства?

— У нас запланирован большой комплекс мероприятий с МУГАДН — структурой, которая контролирует перевозки граждан. Проводятся проверки совместно с прокуратурой, и сотрудники ГИБДД к этой работе привлечены в качестве специалистов-экспертов. Конечно, всем выявленным нарушениям будет дана объективная оценка. С нашими коллегами из Тувы мы сейчас реализуем совместные мероприятия, в рамках которых проверку проходят все автобусы, прибывающие из этой республики. Выводы будут сделаны. Хотя нельзя не отметить, что наши возможности в части контроля транспортных средств, принадлежащих частным перевозчикам, сегодня ограничены: сотрудники ГИБДД могут проверять их только по фактам зафиксированных нарушений ПДД. В советское время инспектор ГАИ мог прийти с проверкой в автопредприятие в любой момент, что повышало ответственность руководителей. Сейчас плановые проверки автотранспортных предприятий проводятся во взаимодействии с прокуратурой не чаще одного раза в год, к тому же мы предупреждаем об этом за месяц. Действующее законодательство рассчитано на благонадежность, порядочность и ответственность перевозчиков, а они зачастую этим злоупотребляют. В правительстве Красноярского края после произошедших событий уже рассматривают вопрос о возможном ужесточении краевого законодательства в части пассажирских перевозок.

— Механизмы изменения законов требуют большой подготовительной работы, что, помимо проверок, можно предпринять уже сейчас?

— Есть ряд инициатив, которые мы начали проводить еще в 2014 году. Важный шаг — снабдить автобусы тахографами. Это контрольное устройство, предназначенное для регистрации режима труда и отдыха водителей. Госавтоинспекция еще в прошлом году активно проводила работу по внедрению данных приборов, в том числе на школьных автобусах. Апробация прошла успешно. Помимо этого, мы предлагаем установить видеорегистраторы: один в салоне пассажирского автобуса, чтобы иметь всю картину действий водителя, другой — снаружи, направленный на дорогу. Все автомобили ДПС уже давно оборудованы такими камерами, ведущими непрерывную запись, а в конце смены устройство, на котором хранятся видеофайлы, сдается на контроль. Внедрив подобную систему, владельцы автотранспортных предприятий могли бы строже отслеживать действия своих водителей и принимать необходимые меры, а в случае ДТП такие видеоматериалы помогли бы восстановить картину событий. Благодаря этому можно также фиксировать и действия пассажиров, а это порой оказывается необходимым. Многие крупные региональные перевозчики откликнулись на наше предложение и уже получили положительные результаты. В частности, это помогло в расследовании обстоятельств, связанных с поведением пассажиров в салонах автобусов. Было зарегистрировано несколько случаев, когда люди симулировали падение якобы от резкого толчка ради получения положенной в этом случае по закону компенсации. Но установленные видеофиксаторы помогли объективно разобраться в каждой ситуации.

— Мы говорим о мерах безопасности, а значит, нельзя умолчать и о личной ответственности каждого пассажира?

— Это очень серьезная и важная тема. Ведь чаще всего, когда сотрудники ДПС проверяют коммерческие междугородние маршрутки, пассажиры не идут нам навстречу — напротив, они защищают водителей, скрывают, что это платная услуга. А в этом случае применение санкций законом не предусмотрено, как и какие-либо страховые выплаты. На примере того же микроавтобуса, следовавшего из Тувы и попавшего в аварию под Красноярском: пассажиры не приобретали билеты, а следовательно, и компенсации за причиненный ущерб они не получат. Очевидно, что, отдавая предпочтение нелегальным вариантам доставки в пункт назначения, многие люди не только лишают себя определенных страховых гарантий, но и подвергают большому риску собственное здоровье и жизнь, а кроме того, потакают незаконной деятельности перевозчиков.

Конечно, ситуация требует системных мер — изменений в действующих нормативных актах, направленных на повышение уровня ответственности владельцев транспортных средств и автопредприятий. Необходимы более строгие критерии профессионального отбора и подготовки водителей, контроль за соблюдением их трудовых прав. Важно шире привлечь внимание общественности к вопросам соблюдения ПДД и регламентов перевозок. Ведь безопасность на дорогах — это всегда сфера ответственности всех участников движения.

 

Итоги акции «Водитель 6+»

В Красноярске прошла акция для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Водитель 6+». Самому маленькому участнику только исполнилось три года. Сотрудники Госавтоинспекции Красноярского края совместно с министерством транспорта, детским спортивно-техническим клубом «Енисей-2» и Дворцом пионеров и школьников организовали для маленьких жителей города и края автогородок, где каждый мог попробовать себя в качестве водителя, пешехода и регулировщика. Сначала они сдали теоретический экзамен на знание ПДД, по-участвовали в полезных конкурсах, поиграли в подвижные игры. Сотрудники ГИБДД в игровой форме отработали с детьми основы безопасного поведения велосипедиста, пешехода и пассажира, после чего ребята попробовали себя в роли водителя за рулем детского спортивного автомобиля минибагги. Мастер-класс для сверстников показал опытный восьмилетний пилот Никита Алябьев, учащийся 3 класса гимназии № 13, который с пяти лет увлекается вождением гоночного автомобиля.

— Подобное мероприятие организовано нами впервые, это был своего рода эксперимент. Но результаты превзошли наши ожидания. Очень интересна была меняющаяся реакция детей — от страха перед техникой до восторга от самостоятельного катания. Подобные мероприятия мы будем проводить и в дальнейшем, ведь культуру поведения на дороге нужно прививать детям с самого раннего возраста. Именно с этой целью и была организована столь необычная акция, — отметил Андрей Маерчук, и. о. начальника УГИБДД по Красноярскому краю.

просмотры: 1425
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске