АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ

Без права на проигрыш

Александр Чернявский
России в ближайшие годы предстоит проверка на прочность
В 2014 году наша страна вступила в пору сложнейших испытаний. Реанимированная Западом холодная война против России, непрекращающаяся бойня в ДНР и ЛНР, экономическая турбулентность — такой совокупности негативных факторов в нашей истории не было давно. Очевидно, что в ближайшие годы они никуда не денутся. Имеет смысл стиснуть зубы и думать не только о том, как пережить очередной кризис, но и как выйти из него сильными и конкурентоспособными на всех фронтах. Задача непростая, но решать ее придется. «Или мы будем суверенными, или растворимся», — так предельно жестко сформулировал в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ эту дилемму Владимир Путин. Проиграть мы не имеем права.

Президентская максима вполне относится и к Красноярскому краю. Могучему региону надо выбраться из многомиллиардной долговой ямы, догнать по уровню жизни Москву и другие мегаполисы. Об этом настойчиво говорит новый руководитель края Виктор Толоконский, но до достижения этой цели очень далеко. Многое будет зависеть от темпов развития столицы региона, которая всегда была маяком для остальных территорий Красноярья. В краевом центре сейчас началась подготовка к проведению Универсиады–2019, призванной радикально изменить облик Красноярска. Параллельно в городе идут очень непростые политические процессы, которые могут оказать существенное влияние на всю общественную жизнь края. Обо всем по порядку.

 

Пальма первенства

Авторитетный американский журнал Forbes в своем ежегодном рейтинге влиятельности мировых лидеров отдал нашему президенту пальму первенства. Почему заокеанское издание, явно не испытывающее теплых чувств к российскому руководителю, все-таки вынуждено было поставить Владимира Путина на высшую ступень мирового политического пьедестала? Не за добрые глаза и обаятельную улыбку, конечно. Это невольное признание того, что Россия благодаря жесткой патриотичной позиции своего вождя остается одной из немногих стран, ведущих самостоятельную политику.

Во многом именно политические решения России определили международную повестку 2014 года. Справедливости ради отметим, что эти решения для нас были во многом вынужденными и явились своеобразной контратакой в ответ на бесцеремонные действия США и их натовских союзников на Украине. В результате февральского государственного переворота, совершенного русофобской элитой этого квазигосударства с явного благословения Запада, нашей стране пришлось предпринять ряд защитных действий. Главным из них стало возвращение Крыма под юрисдикцию России. За воссоединение высказалось подавляющее большинство жителей полуострова, который за 20 лет украинской «самостийности» из процветающего края превратился в захудалую провинцию.

Но для России возвращение Крыма стало, прежде всего, вопросом национальной безопасности. Этот регион занимает ключевое место в черноморском регионе. Если бы мы лишились расположенных на полуострове военно-морских баз, то незащищенной оказалась бы вся центральная и южная Россия. Поэтому Путин и решился на этот шаг, хотя, конечно же, предвидел, что Запад крайне негативно отнесется к такому решению. Ведь в Вашингтоне за последние четверть века привыкли, что только им дано право разыгрывать шахматную партию на планетарной доске. Неожиданный ход России нанес этой страдающей «синдромом исключительности» сверхдержаве очень болезненный удар. Именно поэтому последние девять месяцев нас пытаются за эту дерзость всячески наказать. Восстанавливают «железный занавес», давят экономическими санкциями, лелея мечту сменить Владимира Путина на прозападных марионеток. Фактически Вашингтон взял курс на экономическое уничтожение России.

Некоторые сейчас спрашивают, а стоила ли игра свеч, не слишком ли большую цену платит наша страна за независимый политический курс? Этот вопрос возникает не случайно. Хотя 90-е годы четко показали, что у Запада нет никакого желания становиться нашим другом и союзником, но взращивание на российских просторах потребительского общества даром не прошло. Особенно это заметно в столичных городах. В эпоху ельцинского безвременья в стране выросло поколение, которому вместо ценностей патриотизма усердно вдалбливали любовь к западным стандартам жизни. Именно на людей, готовых сменить суверенитет и национальные интересы на чечевичную похлебку, пытается опереться «пятая колонна», люто ненавидящая Путина за то, что в нулевые годы он оттеснил ее вождей от кормушки.

Но не «пятая колонна» представляет сегодня главную опасность для государства. К сожалению, в экономическом блоке федерального правительства по-прежнему главную скрипку играют либералы — монетаристы. Именно они в нулевые годы вместо того, чтобы тратить наши нефтяные доходы на развитие в стране импортозамещающих производств, инвестировали их в американские ценные бумаги. И сейчас, когда нам объявлена экономическая блокада, либеральный экономический блок в правительстве демонстрирует явную беспомощность. Особенно отчетливо эта профессиональная импотенция прослеживается в истории с резким ослаблением рубля, когда Центробанк фактически умыл руки вместо того, чтобы спасать национальную валюту.

Вопрос качества элиты становится ключевым для успешного прохождения нашей страной нынешнего экстремального тест-драйва. Рано или поздно придется убирать тех, кто неудачно «дирижировал» нашей экономикой в предыдущие десятилетия, и ставить за экономический штурвал капитанов, для которых национальные интересы — не только красивая фигура речи.

— Потребуются мотивационные реформы?— перемены на уровне психологии «государевых людей». Потому что, если чиновник рассматривает свою должность исключительно как бизнес, рассчитывать на то, что он будет распутывать узлы, расшивать криво скроенное и оптимизировать подначальную ему реальность, мягко говоря, наивно, — пишет известный экономист Михаил Хазин. — К мобилизационной экономике нам переходить все равно придется. В 2015?году спад в экономике будет продолжаться, пока не начнется сильный обвал. Но пока современная российская элита категорически против мобилизационного развития и любой ценой готова драться с таким сюжетным раскладом. Мысль в голове у таких людей одна — вовремя запрыгнуть в самолет, стоящий наготове во Внуково.

 

В ожидании реформ

В 2014 году в Красноярский край после 12-летнего перерыва вернулись прямые губернаторские выборы. Не сказать, что это событие было с большим энтузиазмом воспринято населением региона — в сентябре на избирательные участки пришло всего около трети граждан, имеющих право голоса. Но важнее другое — край получил нового губернатора, от которого жители региона ждут позитивных изменений.

Виктор Толоконский начал реформировать систему власти уже через несколько недель после своего переезда с берегов Оби на берега Енисея. Летом исполнительную власть региона покинули Михаил Кузичев, Андрей Гнездилов, Андрей Резников и несколько других фигур, игравших важную роль в эпоху «никелевых» губернаторов. Параллельно новый глава региона существенно сократил управленческий аппарат — новую работу пришлось искать более чем 800 чиновникам. Правда, осенью Толоконский в своих реформах притормозил. Хотя структура правительства была подвергнута значительным изменениям, многие министры (в том числе с неоднозначной репутацией) свои посты к удивлению местных политиков и экспертов смогли сохранить. Не исключено, что Виктор Александрович просто продлил им испытательный срок, и уже весной мы увидим другую версию регионального кабинета министров.

Безусловно, губернатору приходится действовать в сложных условиях. В наследство ему достался огромный дефицит краевого бюджета и государственный долг, в связи с чем борьба с дефицитом объявлена в числе приоритетных задач. Судя по принятому в декабре региональному бюджету на следующий год, задача эта вполне решаемая — с нынешних 32,5 млрд рублей дефицит в 2015 году должен сократиться до 18,5 млрд.

Финансы финансами, но многих красноярцев все же интересует, куда будет плыть наш корабль завтра. В конце ноября Виктор Толоконский подписал распоряжение «Об основных задачах в области обеспечения социально-экономического развития Красноярского края».

В нем он определил шаги региональной власти по созданию плана развития Красноярья до 2030 года. Будем надеяться, что эта своеобразная «дорожная карта» станет реальным путеводителем, а не очередным изданием абстрактных мечтаний чиновников.

Стоит отметить, что пока у губернатора есть определенный запас прочности. Судя по тому, как вели себя депутаты ЗС при утверждении состава правительства края, можно сделать вывод, что в региональной номенклатуре есть определенные договоренности по сохранению консенсуса в элитах. Однако не факт, что этот период продлится слишком долго. Например, уже в ноябре возникли серьезные разногласия между губернатором и оппозиционными партиями по вопросу, как помогать поколению «детей войны». Не исключено, что это только первый звоночек, предвещающий пожары будущих конфликтов. Чтобы их не было, новому руководству края придется реально менять к лучшему социально-экономическую ситуацию в регионе.

 

Муниципальный знаменатель

Главным событием уходящего года на берегах Енисея, бесспорно, стали губернаторские выборы, но кипение политических страстей наблюдалось и в некоторых муниципалитетах региона. Так, Минусинск — южная столица края — в августе лишился одновременно и главы города, и сити-менеджера, которые по разным причинам покинули свои посты. Вплоть до декабря их кресла оставались вакантными.

Непростой год пережила муниципальная власть Красноярска. Горсовет прессинговал исполнительную власть и часто добивался успеха, например, в вопросах кадровых назначений. Немало интересного случилось и под занавес года. 1 декабря депутаты Заксобрания Красноярского края приняли закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления». Он вводит в регионе единую систему выборов глав территорий из депутатского корпуса муниципальных парламентов. Правда, у муниципалитетов есть возможность попытаться сохранить или вернуть прямые выборы, выйдя с соответствующей законодательной инициативой в ЗС.

Новые правила игры существенно осложнили жизнь парламентам тех немногих территорий края, где у населения еще осталось право напрямую выбирать мэров. В первую очередь, речь идет о Красноярске. В конце апреля Горсовет уже единогласно проголосовал за модель прямых выборов главы Красноярска. Депутаты Горсовета медлить не стали и соответствующую законодательную инициативу оперативно подготовили. Сейчас многие задаются вопросом: станет ли Заксобрание опускать шлагбаум перед правом жителей города самим выбирать руководителя исполнительной власти? На этот счет есть разные мнения и прогнозы. Спикер Заксобрания Александр Усс пообещал, что региональный парламент при таком сценарии будет выполнять только роль «отдела технического контроля», однако никто не гарантирует, что политическая конъюнктура не заставит краевую власть блокировать инициативы муниципальных депутатов. Несмотря на заверения руководителей региона, представители оппозиции не уверены в благополучном прохождении законодательной инициативы в Заксобрании.

— Наша партия инициативу Горсовета Красноярска о сохранении прямых выборов поддержит. Надеюсь, что и другие оппозиционные партии проявят принципиальность и солидарность. Тем более что мы вместе голосовали против губернаторской поправки, — говорит председатель совета регионального отделения «Справедливой России», депутат Законодательного Собрания края Николай Трикман. — Как поведет себя «Единая Россия» в этом вопросе, не знаю. У нее все-таки большинство в Заксобрании. Ведь если разрешить прямые выборы в краевом центре, то за красноярцами могут подтянуться Ачинск, Норильск, Минусинск и другие муниципалитеты. А прямые выборы мэров для партии власти — это всегда риск.

Некоторые эксперты полагают, что у Красноярска не слишком много шансов сохранить нынешнюю модель власти. Например, политолог Юрий Москвич уверен, что накануне Универсиады–2019 краевая власть заинтересована в том, чтобы взять под контроль весь процесс подготовки столицы края к этому мероприятию. Изменения в модели муниципальной власти неизбежны.

Однако все же не стоит недооценивать инстинкт политического выживания красноярских депутатов. Они прекрасно понимают, что, отняв у народа право прямых выборов, получат не много шансов на переизбрание в краевой парламент в 2016 году. Именно поэтому возможность прямых выборов мэра Красноярска еще сохраняется.

просмотры: 891
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске