"В 1995г. для обеспечения рентабельного роста Renault я принял решение о продвижении компании на рынки за пределами Европы", - вспоминает президент - генеральный директор Renault Луи Швейцер. Тогда он объявил цель - довести к 2010г. объем продаж группы до 4 миллионов автомобилей в год.
Был определен масштаб поставленной цели и условия ее успешного достижения. Регионы роста отличаются одновременно широтой, с точки зрения географии, и большим разнообразием. Однако у них есть некоторые общие характеристики, в числе которых высокие темпы экономического роста с ярко выраженным циклическим характером.
Потенциальные клиенты принад-
лежат к среднему классу, который постепенно развивается и представляет собой основной вектор роста автомобильного рынка. Эти новые покупатели очень хорошо разбираются в мировом предложении автомобилей, но не всегда могут приобрести современную новую машину. Когда им предоставляется такая возможность, часто покупка автомобиля рассматривается и как вложение капитала.
Другая характеристика этих рынков - зачастую суровые условия эксплуатации: сложные климатические условия, дороги в плохом состоянии, не отличается регулярностью техническое обслуживание автомобилей, часто работающих с перегрузкой.
Наконец, некоторые из этих рынков закрыты для импорта с целью защиты местной промышленности и подталкивания международных автомобилестроительных компаний к развитию производства внутри страны.
Цели: цена, надежность и долговечность в сочетании с лучшими технологическими достижениями Renault.
Исходя из поставленных целей, в 1998г. в Renault началась разработка проекта современного семейного автомобиля, надежного и прочного, со стартовой ценой 5 тыс. евро.
Изначальная цель - ответить на ожидания клиентов, для которых приобретение автомобиля представляет собой очень серьезный расход денег, в первую очередь учитывающих при покупке цену, надежность и долговечность машины.
В начале 1999г. была куплена Dacia ("Дачия"), румынская автомобилестроительная компания. Так начался второй этап реализации проекта. Группа Renault приобрела производственную площадку, в то время технически отсталую, но потенциально очень конкурентоспособную и расположенную в центре целевых рынков сбыта Центральной и Восточной Европы. "Надо было заниматься всем, мы должны были полностью перестроить и производ-
ственную площадку, и ее организацию, и все это - менее чем за пять лет. Но мы могли рассчитывать на обязательство "Рено" и профессионализм наших румынских сотрудников", вспоминает Кристиан Эстэф, первый назначенный Renault директор Dacia. Первое в Румынии сборочное производство в Питешти было полностью модернизировано и доведено (по эффективности, качеству
и т.д.) до уровня всех промышленных объектов Группы Renault, которые входят в число самых совершенных объектов мировой автомобильной промышленности.
Сам автомобиль, который в дальнейшем получил имя (Logan) "Логан" (ударение на первый слог), был сконструирован достаточно быстро: уже осенью 1999г. появился макет, близкий к конечному варианту. Проектирование осуществлялось исключительно силами инженеров "Рено", работающих в техноцентре под Парижем. Первые Logan выпускаются с кузовом типа "седан" для комфортного размещения 5 человек и большим багажником. Конструкция автомобиля отличается простотой, в ней учтены нормы Европейского союза по выхлопу и безопасности. Что касается двигателей, очевидный интерес представляют надежные и экономичные бензиновые двигатели "Рено" объемом 1,4 и 1,6 л. В конце 2001 г. "седан" был включен в более широкую программу, предусматривающую со временем выпуск модели с кузовом нескольких типов и различными двигателями для оптимального предложения клиентам разного профиля и эксплуатации одновременно в качестве семейной машины и рабочего автомобиля.
В июне 2004 г. "Рено" представляет Logan - первый автомобиль программы X-90. С кузовом типа "седан" "Логан" предлагает уникальное на рынке соотношение между ценой и вместимостью автомобиля для комфортного размещения 5 человек и очень большим багажником. Качества машины, в частности, надежность и прочность, в точности соответствуют особенностям его эксплуатации. В современной конструкции автомобиля учтены международные стандарты, нормы Европейского союза и стран, где будет продаваться Logan.
Кроме того, Logan обладает всеми основными качествами современной машины с динамическими характеристиками и безопасностью на уровне европейских стандартов, а также привлекательным и престижным дизайном. По своему происхождению это 100-процентный продукт Renault (дизайн, технология, проектирование, ходовая часть и двигатели). Кроме того, на некоторых рынках он продается под маркой Renault. Выбор между маркой Dacia и маркой Renault зависел от характеристик каждого рынка, а также от давности и особенностей присутствия Renault на этом рынке.
В странах Центральной Европы, Турции, странах Магриба и на Ближнем Востоке Logan под маркой Dacia расширил предложение Renault. Logan займет место среди автомобилей, открывающих модельные ряды: например, в Польше на такие машины приходится 30% авторынка.
На других рынках, где присутствие "Рено" не столь масштабно, для марки Renault Logan станет ударной моделью для их завоевания. Так, в России Logan продается под маркой Renault в сегменте новых автомобилей по ценам от 7 до 10 тыс. евро, представляющем собой 90% рынка.
Уже в середине 2002 г. была разработана международная программа. Помимо головного завода в Питешти (Румыния) планируется производить Logan в России, Марокко, Колумбии и Иране, следуя все той же логике -
производить с наименьшими издержками как можно ближе к рынкам сбыта.
Так, в феврале 2003 г. было объявлено о предстоящем инвестировании 230 миллионов евро в России в сотрудничестве с правительством Москвы для строительства в Москве производственных мощностей с первоначальным расчетом на выпуск 60 тыс. автомобилей в год. В мае
2005 г. с конвейера сошел первый автомобиль Renault Logan, собранный в России.
Renault начинает производство в рамках программы X-90, имея целью довести к 2010 г. объем продаж до 700 тысяч автомобилей в год.