Поставка 112 единиц техники по программе губернатора «Новый автобус» позволила больше чем на четверть обновить подвижной состав краевого автотранспортного предприятия. О дальнейших перспективах развития, формировании маршрутной сети, трудовых ресурсах и планах на будущее говорим с генеральным директором АО «Краевое АТП» Романом Хайсервериным.
— Роман Михайлович, расскажите об основных направлениях деятельности предприятия, какие из них в особом приоритете?
— Основная деятельность предприятия — перевозка пассажиров автобусным транспортом по регулярным маршрутам. В двадцати одном муниципальном образовании края компания является ключевым перевозчиком. Маршрутная сеть, которую обслуживают наши автобусы, формируется органами местного самоуправления в зависимости от потребностей населения региона, а наша задача — обеспечить доставку пассажиров из всех населенных пунктов до районных центров по графику и без сбоев.
Осуществляем рейсы также на межмуниципальных и межсубъектных маршрутах, это такие направления, как Красноярск — Шушенское, Красноярск — Тасеево, Красноярск — Балахта, Шушенское — Абакан. В Казачинском, Шарыповском, Тасеевском и Каратузском районах полностью закрываем потребности в перевозках школьников. Кроме того, работаем по заказам предприятий и организаций, большой объем в реализации услуг составляют служебные перевозки. В первую очередь это аэропорт Красноярска, куда доставляем персонал, бывает, до 50 рейсов в день выполняется нашими автобусами. Березовская ГРЭС, Большемуртинский свинокомплекс также пользуются услугами акционерного общества. Есть в перечне услуг предприятия грузовые перевозки. В Балахте обслуживаем дорожников, также во-зим фракции на угольных разрезах.
Кроме того, существуют собственные пункты техосмотра в Ужуре, Шарыпове и Каратузе. Планируем развивать это направление и дальше.
— Сколько филиалов имеет предприятие, какие из них составляют особую гордость коллектива?
— Еще два года назад число филиалов соответствовало количеству обслуживаемых муниципальных образований, но осуществленная программа оптимизации позволила сократить их число до 14, полностью сохранив при этом объемы перевозок. Филиалы разные и по объемам, и по количеству работников. Самые крупные — Красноярский, Шарыповский, Канский, Шушенский.
В составе предприятия есть также два автовокзала. Один из них, в городе Канске, появился в конце прошлого года. Предприниматель, бывший владелец здания, отказался работать и выставил его на торги. Правительством края было принято решение приобрести исторически и социально значимый для Канска объект и сохранить его назначение. Благодаря министерству транспорта края в рамках госпрограммы были выделены средства, и автовокзал удалось сохранить для пассажиров. Сейчас он находится у нас в аренде, но уже есть решение о передаче объекта на баланс предприятия до конца года. Мы планируем развивать это направление, расширять спектр услуг для пассажиров: предварительный заказ билетов, безналичная оплата, сопутствующие автовокзальные сервисы.
Автовокзал в Шушенском находится в собственности предприятия уже давно, это небольшой, но значимый для района объект. В ближайших планах акционерного общества его реконструкция либо капитальный ремонт, чтобы усовершенствовать здание и придать ему новый, современный вид.
— Расскажите о трудовом коллективе предприятия, есть ли трудности с кадрами?
— Трудовой коллектив краевого АТП отличает высокий профессионализм. Все водители имеют большой опыт пассажирских перевозок, постоянно проходят мероприятия по дополнительному обучению. Технический персонал относится к своим задачам с редкой добросовестностью: автобусы выпускаются на линию только полностью исправные после проверки всех систем, отвечающих за безопасность. В каждом нашем филиале есть трудовые династии, люди передают свои опыт и мастерство детям, и те продолжают семейные традиции, приходят в коллектив акционерного общества и работают с полной отдачей.
Проблема с кадрами на предприятии существует. Остро не хватает водителей, порядка 60-70 человек до штатной численности. Нехватку рабочих рук ощущают все транспортные предприятия, это связано с недостатком специалистов на рынке труда и большой конкуренцией среди работодателей. Много опытных водителей предпочитают грузовые перевозки на вахте, где зарплаты в разы выше. Для нашего предприятия кадровая проблема стоит особенно остро, поскольку большая часть водителей — предпенсионного или даже пенсионного возраста, они уходят на заслуженный отдых, и наша задача сегодня — обеспечить им смену. Работаем со среднеспециальными учебными заведениями, принимаем студентов на практику, стараемся создать условия, чтобы ребята вернулись к нам. Обучаем специалистов за свой счет с условием, что они отработают на предприятии хотя бы три года. Благодаря губернаторской программе с 1 апреля увеличили заработную плату, теперь она не меньше средней по рынку, вместе с существенным обновлением автопарка это позволит нашим филиалам сохранять трудовые коллективы и привлекать новых специалистов.
— Какие перспективы обещает обновление автопарка предприятия, где будут использоваться новые автобусы?
— Парк предприятия давно нуждался в обновлении, большая часть имеющихся на балансе автобусов выработала свой ресурс, 80 единиц находились в эксплуатации больше 20 лет. Благодаря губернаторской программе «Новый автобус» за последние два года удалось заменить большую часть автопарка. В прошлом году на Канско-Абанском направлении появились 30 новых машин. 5 апреля получили 112 новых автобусов, в каждый филиал отправились по 7-8 новых машин, в некоторых автопарк заменен полностью. Первоначально планировалось приобрести 82 автобуса, по количеству особенно изношенных транспортных средств, но в рамках закупочных процедур удалось снизить цену, и купили на 30 автобусов больше, чем предусматривали лимиты. Из них 18 автобусов туристического класса, они будут работать на коммерческих направлениях: Тасеево, Шушенское, Ирбейское, Партизанское. Остальные автобусы среднего класса вместимостью до 50 человек будут работать на муниципальных маршрутах. В основном это ПАЗы разной модификации, есть две «Газели». Такое обновление автопарка — колоссальный прорыв для предприятия и, безусловно, для наших пассажиров, у которых появится возможность передвигаться с комфортом. Надеемся, что многие сельчане для поездок в районный центр предпочтут сейчас пользоваться общественным транспортом, а не личным.
— Какие планы у акционерного общества на текущий год, в чем видите перспективу?
— В начале года предприятие готовилось к событию всероссийского масштаба — Дельфийским играм, которые состоялись в апреле. Краевое АТП полностью обеспечивало транспортное обслуживание этого мероприятия, задействованы были и головное предприятие, и филиалы.
Надеемся на стабилизацию цен на топливо, тогда мы сможем детально планировать свою деятельность, понимая, что ждет нас в дальнейшем. Предприятие завязано на субсидирование, бюджетные процессы, и когда верстается бюджетный год важно четко представлять себе все финансовые показатели. В настоящее же время трудно зафиксировать себестоимость из-за скачков цен на ГСМ, запасные части.
Дальнейшие планы связаны с ожидаемым ростом пассажиропотока, который за период пандемии снизился почти на 40 процентов, что не могло не отразиться на наших показателях. Со снятием ограничений все процессы на предприятии оживают, толчок в развитии дает нам и обновление автопарка. В настоящее время из 300-320 ежедневно выходящих на линии автобусов почти половина новых, и мы не собираемся на этом останавливаться — губернаторская программа «Новый автобус» продолжает действовать, и мы собираемся сделать все, что в наших силах для удобства и комфорта жителей региона.