Об истории красноярского авиамоделирования, своем детском, а теперь уже и взрослом серьезном увлечении беседуем с Анатолием Бекмурзаевым, вице-президентом Красноярской краевой федерации по авиамодельному спорту, вице-президентом Красноярской краевой федерации гонок дронов, основателем Центра молодежного инновационного творчества «Дивногорск», генеральным директором ООО «Дивногорский завод полимерных изделий».
— Анатолий Николаевич, ваше детское увлечение со временем превратилось в существенное направление общественной деятельности, есть ли интерес к авиамоделированию в регионе?
— Развитие авиамоделирования в Красноярске имеет большую историю, официально начинающуюся в 1943 году с открытия городского Дворца пионеров и появления на его базе аэроклуба. С этого времени, а прошло 80 лет, выросло не одно поколение юных авиаконструкторов, но интерес к созданию собственных малых летательных аппаратов только возрастает. Дети и взрослые с увлечением учатся строить и управлять кордовыми и радиоуправляемыми моделями самолетов и другими беспилотными летательными аппаратами. Я знаком с многими авиамоделистами, в воспоминаниях которых отражены многие важные вехи развития этого увлекательного направления. К примеру, в беседе с Александром Прокопьевичем Марковым я узнал, что первый кордодром появился на острове Отдыха в 1965 году. Он был буквально смыт во время наводнения в 1966 году. После того как вода отступила, в восстановлении кордодрома принимали участие не только члены аэроклуба, но и ДОСААФ.
Трудно сказать, кому в это время принадлежал кордодром, скорее всего ДОСААФу. Но на этой площадке регулярно проводились городские, краевые и зональные соревнования. В Красноярск приезжали авиамоделисты со всех регионов Сибири и Дальнего Востока. В детстве я сам неоднократно становился участником и победителем соревнований, которые проводились в Красноярске на кордодроме острова Отдыха. Драйв, который получаешь, запуская самолет, сконструированный собственными руками, не сравнится ни с каким видом спорта. А если еще твой летательный аппарат становится лучшим, получаешь столько адреналина, что даже и сравнить не с чем. Авиамоделирование затягивает всерьез и надолго.
— В каком году появилась Красноярская краевая федерация авиамодельного спорта, кто стоял у истоков ее создания?
— Красноярская краевая федерация авиамодельного спорта была создана в 2003 году по решению инициативной группы спортсменов-авиамоделистов,
в которую входил и я. Основным направлением деятельности организации стало продвижение и популяризация авиамодельного спорта. С этого времени в Красноярске и городах края проводятся состязания и матчевые встречи по авиамоделированию, приуроченные к различным праздничным датам. С 2005 года в Красноярске проходит Открытый чемпионат по авиамодельному спорту им. С. Н. Перфильева, объединивший спортсменов из Норильска, Черногорска, Назарово, Ачинска, Саяногорска, Богучан, Канска, Абакана, Железногорска, Абазы, Кодинска, Курагино, а также авиамоделистов из Уфы, Новосибирска, Томска, Иркутска. С 2013 года Красноярск становится площадкой для проведения Всероссийских соревнований по авиамодельному спорту — наряду с кордодромом, размещенным на острове Отдыха, в краевом центре появляются новые специализированные площадки в других менее знаковых местах.
К примеру, отрывается кордодром на острове Татышев, построенный в рамках реализации краевой целевой программы «Дети».
— Какие соревнования по авиамодельному спорту проводятся в Красноярском крае в настоящее время?
— Таких соревнований много. К примеру, в 2023 году ссостоялись Кубок Красноярского края по авиамодельному спорту (класс F-9U); чемпионат Красноярского края по авиамодельному спорту (классы F-1A, F-1B, F-1C, F-2A, F-2B, F-2D, F-3A, F-3C, F-4B); первенство Красноярского края по авиамодельному спорту (классы F-1A, F-1B, F-1G, F-1P, F-1H, F-2A, F-2B, F-3К, F-4B, F-5B); чемпионат Красноярского края по авиамодельному спорту (класс F-9U); первенство Красноярского края по авиамодельному спорту (класс F-9U). В марте текущего года состоялся Кубок Красноярского края по авиамодельному спорту (класс F-9U). В апреле —
чемпионат Сибирского федерального округа по авиамодельному спорту (класс F-9U), Всероссийские соревнования по авиамодельному спорту (класс F-9U). В мае прошли Межрегиональные соревнования по авиамодельному спорту (класс F-2D). В июне прошли первенство Красноярского края по авиамодельному спорту (классы F-1A, F-1B, F-1G, F-1P, F-1H, F-2A, F-2B, F-3К, F-4B, F-5B) и чемпионат Красноярского края по авиамодельному спорту (класс F-9U).
Примечательно то, что увлеченность авиамоделированием нельзя отнести только к сугубо мужскому занятию, в каждом из соревновательных процессов наравне с мужчинами выступают представительницы прекрасного пола, демонстрируя свой инженерный и авиационный талант.
Радует и то, что в числе участников соревнований много молодежи, и это замечательно. Интерес к техническому образованию должен закладываться с детства. Сегодня в условиях острого отраслевого дефицита кадров стране как никогда нужны грамотные конструкторы, инженеры, технические специалисты. Конечно, как и любое увлечение, авиамоделирование требует средств: недешево обходятся конструкторам как сами модели, так и участие в соревнованиях.
— Вы стояли у истоков создания в Дивногорском техникуме лесных технологий специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем», с чего все начиналось?
— Как всегда, с инициативы и желания увлечь молодежь конструированием и изучением технических дисциплин. Оператор БПЛА — это специалист, который занимается не только управлением и обслуживанием дронов, но и выполняет множество сопутствующих задач. В их числе составление плана полета, обработка и анализ полученных данных и многое другое. Предвестником появления новой специальности в техникуме стал специальный класс БПЛА, открытию которого поспособствовало ООО «Дивногорский завод полимерных изделий», предприятие, которым я руковожу много лет.
Приятно осознавать, что, начиная это большое дело с прежним руководителем техникума Юрием Павловым, мы не ошиблись. С 1 сентября 2024 года Дивногорский техникум лесных технологий начинает обучение студентов по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования — программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Это совсем новая профессия, но имеющая огромную отраслевую востребованность. К примеру, в лесном хозяйстве БПЛА активно используют для мониторинга пожарной обстановки, передачи данных в виде ортофотопланов с географической привязкой для быстрого и точного определения места очагов возгорания, оценки рельефа местности при планировании строительства противопожарных дорог и последствий пожара, применяют для контроля за вырубками лесных насаждений.
В целом же развитие беспилотной авиации — одно из самых динамично развивающихся направлений в российских регионах и Красноярского края в том числе. К примеру, в этом году в центре внимания интенсива «Архипелаг-2024», состоявшегося на Сахалине, были беспилотные авиасистемы, новая энергетика, искусственный интеллект, биотехнологии, а также вопросы улучшения качества жизни людей. Делегацию из Красноярского края представляли не только красноярские производители БПЛА и компонентов, но и многие отраслевые специалисты.
Красноярский край принимает активное участие в реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы»: в регионе создается флот беспилотных авиационных систем (БАС). Закуплено семь БАС самолетного типа и 52 квадрокоптера. До конца года планируется приобрести еще пять беспилотников и 22 квадрокоптера. Технику активно использует региональное министерство природных ресурсов и лесного комплекса для охраны и мониторинга лесного фонда. В ближайших планах правительства региона внедрить беспилотники в отрасли экологии и для охраны объектов культурного наследия Красноярского края.
— Как способствует техническое творчество в формировании качественно нового понимания о будущем трудовом процессе у молодежи?
— Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду, обязательно поспособствуют формированию у студентов качественно нового понимания о трудовом процессе, профессиональном росте в выбранной профессии. С другой стороны, преподаватели должны дать студентам такой объем знаний, который позволил бы им стать рационализаторами не только в стенах образовательного учреждения, но и далее на предприятии. Ведь если обратиться к истории, все наши генеральные конструкторы авиационной техники Антонов, Королев, Лавочкин, Туполев начинали путь в авиацию с авиамодельного спорта.
— Какие меры поддержки по развитию авиамодельного спорта в нашем регионе есть, и какие бы вы хотели видеть со стороны представителей власти?
— По данным Федерации авиамодельного спорта, в настоящее время в России происходит возрождение военно-прикладных и технических видов спорта. Увеличивается качество и количество соревнований, растет уровень спортивного мастерства спортсменов и участников. Развиваются новые направления. Однако по данным опроса клубов Сибирского федерального округа, в числе основных проблем, тормозящих развитие авиамодельного направления, называются материальные трудности, связанные с поездками на соревнования, покупкой деталей для конструирования (28 %), отсутствие специалистов по обучению, а также специальных сертифицированных площадок — кордодрома для тренировок (27 %). Перечисленные проблемы практически не относятся к Красноярку, где есть вся необходимая инфраструктура для развития авиамоделирования и авиамодельного спорта. Конечно, более широкие перспективы по развитию авиамодельного направления в Красноярском крае возможны при активном участии правительства региона, отраслевого министерства, поддержке образовательных структур и спортивной общественности.
Сегодня в рамках Красноярской краевой федерации авиамодельного спорта подготавливается проект концепции по реконструкции территории первого красноярского кордодрома, расположенного на острове Отдыха. Нам важно, чтобы это исторически значимое для развития авиамодельного спорта место не только сохранило, но и значительно усилило прежний функционал. Обновленные возможности спортивного объекта должны не только фокусироваться на организации соревновательных процессов, но и предполагать развитие клубной работы по конструированию и оттачиванию навыков управления самолетами, квадрокоптерами и БПЛА. Ведь занятия авиамодельным спортом — это еще и одно из решений по занятости молодежи, а также развитию опорных для будущих технических специалистов качеств, таких как как выносливость, аккуратность, терпение, проявление силы воли, мобилизации творческих способностей. Особенно это важно для подрастающего поколения, учитывая запрос молодежи на успешность и конкурентоспособность в современном обществе.