АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 03 (173) 2021 (09.04.2021)

Артерии жизни Заполярья — стремление к лучшему

Текст: Анна Гютт Фото: архив МАУ «ЦРЗВС»
Практически вся территория Таймыра относится к труднодоступным и отдаленным местностям — добраться туда можно лишь одним видом транспорта (круглый год — вертолет, зимой — необорудованный автозимник, летом — флот). Поэтому на Крайнем Севере так ждут навигацию, чтобы пополнить запасы топлива, продовольствия и других товаров.

 

Вот уже более 12 лет грузоперевозками в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе занимается специально созданное муниципальное предприятие «Таймыр», имеющее собственный речной флот. Оно обеспечивает транспортно-логистическую поставку необходимых в условиях Заполярья товаров, ГСМ и стройматериалов в самые дальние населенные пункты по озерам и рекам Норильско-Пясинского водного бассейна. О важности транспортных услуг, определяющих качество жизни людей и уровень развития экономики арктического района, беседуем с директором муниципального предприятия Анной Красовской.

— Анна Яковлевна, расскажите о вашей деятельности. Как коронакризис 2020 года отразился на работе в решении снабжения территорий с ограниченной транспортной доступностью? 

— Основной деятельностью МП «Таймыр» является перевозка грузов речным транспортом, в том числе для гарантированного тепло- и электроснабжения социально значимых организаций и объектов инфраструктуры, а также жителей отдаленных поселков муниципального района. В первую очередь речь идет о таких труднодоступных населенных пунктах, как Усть-Авам и Кресты. Энергоснабжение необходимо для здешних школ, почтовых отделений, магазинов, детсадов, библиотеки и больницы. Ежегодно в рамках северного завоза мы доставляем сотни тонн каменного угля, дизельного топлива и моторных масел. Пандемия коронавируса и связанные с ним ограничительные меры не оказали какого-либо влияния на данное направление нашей деятельности. Однако, каждая наша навигация — это стресс и повышенный износ флота. Условия эксплуатации нашего флота очень сложные по причине мелководья большинства рек Норило-Пясинской системы — мы перевозим грузы по рекам, которые не входят в реестр судоходных. В период навигации уровень воды в водоемах постоянно колеблется, порой понижаясь до критического минимума, что препятствует выполнению поставленных задач в планируемые сроки — они полностью зависят от погодных условий. Если падение уровня воды в Енисее не столь критично, то в реках Норило-Пясинской водной системы ситуация нередко развивается стремительно, и караваны судов могут встать на длительное время. К примеру, в 2020 году мы почти два месяца ждали подъема воды в озере Пясино, чтобы продолжить путь. Надо отдать должное нашим опытным капитанам и экипажам, которые за годы работы хорошо изучили норов местных рек и озер, знают все особенности труднопроходимых мест. Во время навигации от слаженности и грамотности команд многое зависит, и наши работники достойно выходят из положения, справляясь в нестандартных ситуациях с поставленной задачей северного завоза. Прошлый год не стал исключением: осуществили поставку энергоресурсов по муниципальному заказу в поселки в срок и в полном объеме.

— Какие достижения в развитии вашего флота можете отметить, сколькими единицами судов располагаете?

— У муниципального предприятия «Таймыр» в хозяйственном ведении находится 17 объектов водного транспорта, в том числе четыре баржи-площадки, сухогруз, два грузовых теплохода, одна нефтеналивная несамоходная баржа, шесть буксирных теплоходов, два буксира-толкача, один катер на воздушной подушке и одно моторное судно. Планируем развивать свой основной вид деятельности, приобретать новые суда, обновлять теплоходы. С целью обновления флота в 2020 году были приобретены два толкача-буксира типа «Ангара», а в наступившем году намерены капитально отремонтировать баржи-сухогрузы. Сейчас полным ходом идет подготовка к летней навигации по муниципальному заказу: за собственный счет приобрели уголь, который завозим с карьера в поселок Валек на нашу производственную базу, где осуществляем фасовку в 1-тонные биг-бэги для последующей погрузки партиями на баржи-сухогрузы. Предварительная подготовка значительно ускоряет поставленную задачу — как только пройдет ледоход, караваны судов незамедлительно отправятся в путь.

— Какие сегменты экономического рынка считаете потенциально интересными применительно к вашему предприятию?

— Работа нашего предприятия не ограничивается деятельностью грузового водного транспорта, параллельно мы осуществляем иные виды деятельности, в том числе перспективные для развития Таймыра: гостиничный бизнес, услуги общественного питания, агентские туристические услуги. Наша трехзвездочная гостиница «Арктик Туристик» пользуется популярностью, так как располагает уютным номерным фондом, в том числе высокого уровня комфортности, кроме того, на базе гостиницы расположено одноименное кафе, предоставляющее услуги питания как гостям гостиницы, так и жителям города. В виду сложной эпидемиологической ситуации, связанной с Covid-19, в прошлом году резко увеличился спрос на гостиничные услуги: требовался 14-дневный карантин для лиц, прибывающих на работу в вахтовые поселки муниципального района. Поэтому часть одноместных номеров была переоборудована в двух- и трехместные, заключены договоры с предприятиями на предоставление услуг их работникам — вахтовикам. В работу кафе также пришлось внести изменения — оно было закрыто для посетителей на основании указа губернатора Красноярского края в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. В июле деятельность кафе перестроили, организовав предоставление в номерах трехразового питания в одноразовой посуде для гостей, находящихся в гостинице на самоизоляции. Идея оказалась правильной, люди благодарили за вкусное питание и удобный сервис, а также давали советы по разнообразию меню с акцентом на исконно северные продукты. Так родилась идея по разработке нового меню, основой которого станут колоритные изыски народов Таймыра. Уверена, что наши блюда будут пользоваться неизменным успехом у туристов, решивших познакомиться с традициями и обычаями северян.

— Что касается туристической отрасли, то какие именно услуги вы предоставляете населению? 

— С июля 2020 года наше предприятие стало оказывать сервисные услуги бронирования, сопровождения в турпоездках и организации экскурсий для гостей Заполярья. В качестве турагента договариваемся с транспортными компаниями по предоставлению трансфера из аэропорта Алыкель в Дудинку и обратно. В рамках вертолетного тура на плато Путорана сопровождаем гостей по маршруту Дудинка — аэропорт Валек — Дудинка. Формируем автобусные экскурсии по городу Дудинка с посещением Таймырского краеведческого музея, этнокультурного комплекса «Таймыр Моу», художественно-этнографического комплекса «Таймырская Ойкумена» и других городских достопримечательностей. В прошлом году мы оказали услуги 250 туристам и это направление планируем развивать. В частности, заключили договор с крупнейшим оператором речных круизов полного цикла в России ООО «ВодоходЪ» и намерены дальше работать над повышением туристической привлекательности Таймыра, уникальной территории за Полярным кругом.

— Вы продолжаете сотрудничество с геологоразведочными экспедициями по предоставлению транспортных услуг? 

— Направление по перевозке коммерческих грузов, прежде всего для организаций-недропользователей, активно развивается. К сожалению, востребованность в грузовом водном транспорте носит сезонный характер. Рассчитываем на увеличение объемов с возобновлением деятельности геологоразведочных партий, временно приостановивших работы в районе Норило-Пясинского бассейна. Арктика стремительно развивается, не исключено, что геологи продолжат изучать недра Заполярья: проводить геофизические исследования, доразведку запасов нефти и газа, вести поисковые работы твердых полезных ископаемых. Стараемся идти в ногу со временем, осваиваем новые водные маршруты по перевозке грузов по реке Пясина и озеру Лама. Делаем акцент на реконструкцию и обновление рабочего ядра нашего флота, что усиливает конкурентность предприятия на отраслевом рынке. На календаре весна — время подготовки к северному завозу, впереди навигация, какой она будет, покажет лето. Работы предстоит много, ведь по единодушному мнению речников каждый из навигационных сезонов уникален по-своему, будем стремиться к лучшему.

 

Муниципальное предприятие Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр» 647000, Красноярский край, г. Дудинка,

ул. Ленина 29, оф. 1, а/я – 135,

e-mail: office@mp-taimyr.ru  

тел./факс: 8 (39191) 5-17-17, 5-05-00, 5-05-50

просмотры: 921
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске