О взаимодействии власти и недропользователей при реализации инвестиционных проектов в северных территориях Красноярского края беседуем с Евгением Вершининым, главой Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
— Евгений Владимирович, расскажите о социально-экономической стратегии развития Таймыра, какие направления в особом приоритете?
— Таймыр — это значительная часть российской Арктики, с огромным количеством богатых природных ресурсов (нефти, газа, угля) и их особой значимостью для устойчивого развития экономики страны. Вблизи северной границы района проходит трасса Северного морского пути. У территории есть все ресурсы, а введенные ограничительные санкции открывают для нас альтернативные возможности. Социально-экономическое положение муниципального района стабильно. У нас достаточно низкий уровень безработицы, работают организации бюджетной сферы, государственные и коммерческие предприятия и компании.
На территории Таймыра реализуются два крупных инвестиционных проекта, которые входят в КИП «Енисейская Сибирь». В их числе «Разработка и обустройство Пайяхской группы месторождений» и строительство морского терминала «Порт бухта Север», реализуемые АО «Нефтегазхолдинг». Задача предусматривает строительство комплекса объектов с целью обеспечения перекачки и отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений на нефтяной терминал «Порт бухта Север» в объеме 25 млн тонн нефти в год с перспективой расширения до 50 млн тонн. Добытая нефть будет экспортироваться по Северному морскому пути в страны Европы и Азии. Реализация данного проекта внесет существенный вклад в развитие арктической зоны, создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию инфраструктуры, а также обеспечит загрузку Северного морского пути. Ведутся работы по обустройству временного причала в порту «Бухта Север», строительству базы горюче-смазочных материалов, объектов системы транспорта нефти Ванкор — Сузун — Пайяха, жилого городка для вахтовиков, приступили к выполнению проектных работ и проведению комплекса инженерных изысканий по строительству электростанции и других вспомогательных объектов.
«Западно-Таймырский промышленный кластер по производству угольных концентратов из коксующихся углей», реализуемый ООО «Северная звезда», является не менее значимым для нас и экономики страны проектом. Он предусматривает строительство кластера по производству угольных концентратов на базе Сырадасайского каменноугольного месторождения, аэропорта, автодороги от закрытого конвейера глубоководного морского порта, угольного разреза мощностью 5 млн тонн/год, обогатительной фабрики, морского угольного терминала, жилого вахтового городка, а также угольно-пылевой станции с системой очистки выбросов, отвечающей всем экологическим требованиям и работающей на отходах обогатительной фабрики.
Продукция будет поставляться на экспорт в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути. В текущий период активными темпами идет строительство вахтового поселка, реализован первый этап прокладывания автодороги, начались строительно-монтажные работы по морскому терминалу, продолжается доставка необходимых строительных материалов, техники и т. д.
Освоение Сырадасайского месторождения коксующихся углей к 2026 году обеспечит транспортировку по Северному морскому пути до 7 млн тонн угля, что станет значительным вкладом в экономику страны.
— Расскажите об опыте взаимодействия с бизнес-структурами, осуществляющими разработку недр и производственно-хозяйственную деятельность на Таймыре.
— Мы очень надеялись, что реализация проектов в рамках КИП «Енисейская Сибирь» поспособствует активному развитию арктических поселков. Однако соглашения, заключенные недропользователями с органами исполнительной власти Красноярского края, предусматривают участие их в развитии социальной сферы в целом субъекта Российской Федерации. Территории же непосредственного присутствия по-прежнему довольствуются разовыми соглашениями о шефской помощи. Конечно, недропользователи охотно идут нам навстречу. По итогам прошедшего года муниципальному району оказана шефская помощь на реализацию мероприятий, связанных с приобретением 22 домов для переселения из ветхого и аварийного жилья граждан (ООО «Восток Ойл»), национального балка, детских площадок, а также на улучшение материально-технической базы родовых общин КМНС (ООО «РН-Ванкор»), ремонт центра народного творчества (ПАО «Сургутнефтегаз»), открытие и осуществление деятельности на базе образовательного учреждения «Роснефть-класса» (ПАО «Нефтяная компания «Роснефть»), реализацию восьми проектов, направленных на решение социально значимых проблем общества и улучшения качества отдельных групп населения, в том числе детей и молодежи (ПАО ГМК «Норильский никель»).
Мы очень благодарны недропользователям за участие в решении важных для района социальных задач, однако разовая помощь, к сожалению, не способствует комплексному развитию территории. Считаю, что бизнес должен быть заинтересован в совместной работе с администрацией, направленной на повышение качества жизни населения: строительство жилых, социальных объектов, дорог, создание рабочих мест, благоустройство территорий, обеспечение населения устойчивой связью, транспортным ресурсом и пр.
— Расскажите об экологической составляющей, ведь освоение Севера, ориентированное лишь на коммерческую выгоду, может нанести территории непоправимый вред.
— Отсутствие плановой политики в общении власти и бизнеса не лучшим образом может отразится на развитии Таймыра: возникновение очагов загрязнения и деградации природной среды, сокращение населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Сегодня, к примеру, недропользователи делают акцент на строительстве вахтовых поселков, которые создаются модулями за короткий срок и без учета инфраструктуры и облика территории. Выбранная стратегия ввиду экономии бюджета выгодна недропользователям, но не для муниципалитета. Опять же отсутствие жестких требований к тому, что компания-недропользователь должна быть зарегистрирована в территории развития бизнеса, приводит к тому, что налоговые поступления идут мимо районного бюджета, что также не способствует динамике роста. На мой взгляд, партнерство власти и бизнеса должно охватывать более широкий спектр направлений и иметь более длительный и гарантированный характер. Для этого на федеральном уровне необходимо разработать механизм, предусматривающий интересы власти, бизнеса и общества и комплекс вытекающих из него мер. В качестве примера приведу соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, подписанное в феврале 2021 года Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Красноярским краем, муниципальным образованием город Норильск и Публичным акционерным обществом «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», предусматривающее комплекс мер социально-экономического развития города Норильска на период до 2024 года и перспективу до 2035 года. Надеюсь, что хорошим примером станет результат взаимодействия правительства Красноярского края, Минвостокразвития России, администрации муниципального района, а также резидента Арктической зоны — ООО «Северная звезда» по формированию и согласованию комплексного плана развития поселка Диксон, в рамках предстоящего празднования 80-летия со дня героической обороны Диксона в годы Великой Отечественной войны.
— Какие задачи в развитии городов и районов Таймыра являются самыми важными, с какими проектами связываете перспективу?
— Одной из важнейших задач является создание комфортных условий для жизни людей. Арктическим регионам необходима помощь в развитии местной экономики, социальной инфраструктуры. Во избежание оттока населения необходимо внимание к решению застарелых проблем в жилищно-коммунальной отрасли.
Сдерживающим фактором в развитии инфраструктуры Севера является то, что федеральные и региональные документы стратегического планирования с огромным перечнем целей, задач, приоритетов по развитию Арктики не содержат финансирования. Неплохо бы было от планов перейти к реализации…
Арктика с ее бескрайними возможностями и запасами — это достойное завтра нашего российского государства. А чтобы оно было значимым и масштабным, необходимы общие усилия. Развитие Арктической зоны не может быть делом только ресурсных компаний, или федерального центра, или стихийных сил рыночного саморегулирования — необходимо возвращение планового государственного присутствия, на что мы очень надеемся.