Основанная в 1992 году компания сумела занять свою нишу на международном рынке авиационных услуг и продолжает развиваться в выбранном направлении. О задачах, которые сегодня стоят перед коллективом предприятия, и дальнейших планах рассказывает генеральный директор ООО «Абакан Эир» Алишер Салиев.
— Алишер Нариманджанович, какова спецификация компании, какие услуги вы предлагаете своим партнерам?
— В свое время нам удалось занять определенную нишу на авиационном рынке, и сегодня мы придерживаемся выбранной стратегии. Компания является официально зарегистрированным поставщиком для Всемирной продовольственной программы. Мы доставляем гуманитарные грузы и продовольствие в различные точки планеты, а также осуществляем их парашютное и беспарашютное десантирование. В этой работе задействовано семь воздушных судов Ил-76 (два самолета модификации Т, находящиеся в собственности компании, а также пять арендованных Ил-76ТД). Четыре из них работают в Африке — Южном Судане, Эфиопии и Республике Уганда, один базируется в Иордании и выполняет гуманитарные полеты в Сирию. В частности, «Абакан Эир» является единственным гражданским авиапоставщиком, который осуществляет перелеты в осажденный город Дейр-эз-Зор, обеспечивая 110 тыс. жителей продуктами питания, водой и медикаментами. Грузы сбрасываются с использованием парашютов с высоты 5 тыс. м, а сами полеты проходят под наблюдением истребителей. Еще один самолет также используется для доставки гуманитарной помощи в труднодоступные территории, в том числе посредством беспарашютного десантирования.
— Авиапарк компании включает не только самолеты, но и вертолеты, в каких работах задействована эта техника?
— Основу нашего авиапарка составляют вертолеты Ми-8 (Т, МТВ), а также Ми-26Т. Большую часть перевозок они осуществляют на территории Африки. Ми-8 используются для транспортировки пассажиров и малогабаритных грузов. Ми-26 позволяют перевозить до 20 тонн крупногабаритных грузов как внутри грузовой кабины, так и на внешней подвеске, что делает их удобными для эксплуатации в рамках Всемирной продовольственной программы ООН. Наша вертолетная техника задействована в Южном и Северном Судане, включая регион Дарфур. Недавно наши ребята вернулись из Афганистана, где экипаж Ми-26Т принимал участие в работах по восстановлению одной из плотин под Кандагаром, а Ми-8 осуществлял служебные перевозки пассажиров. Вся используемая нами техника современная, соответствует требованиям Росавиации, зарубежных контрольных органов и заказчиков. Обслуживание воздушных судов осуществляется в России — в Абакане и аэропорту Раменское (Москва). Работа в горячих точках планеты, безусловно, накладывает большую ответственность на летный состав. Мы уверены в уровне подготовки наших пилотов, поскольку все они обладают огромным опытом международных перелетов и постоянно оттачивают свое мастерство, повышая профессиональную квалификацию.
— Расскажите о коллективе «Абакан Эир», есть ли среди летного состава молодые специалисты?
— Коллектив насчитывает около 250 человек, количество летчиков варьируется в зависимости от наполняемости парка воздушных судов. На мой взгляд, это оптимальная численность персонала, которая позволяет нам обеспечивать мобильность и гибкость принятия решений. Что касается молодых кадров, то они в основном сосредоточены в административном секторе, а среди летного состава составляют не более 6% в возрасте до 30 лет (около 43% — до 45 лет). Это связано с тем, что к нашим пилотам предъявляются высокие требования, которым выпускники специализированных образовательных учреждений зачастую не соответствуют. Если раньше летчики приходили к нам подготовленными к реальным условиям работы, то сегодня они обладают навыками управления зарубежными легкомоторными воздушными судами и не готовы к управлению той техникой, которую мы эксплуатируем. Это означает, что недавнего студента нужно обучить заново под руководством опытных инструкторов, причем программа подготовки должна включать от 100 до 300 летных часов. А чтобы пилот мог отправиться за границу, ему необходимо налетать около 1,5 тыс. часов. У крупных авиакомпаний есть собственные учебные центры, в которых осуществляется дополнительная подготовка и переподготовка выпускников, однако для нас это слишком затратно и нерентабельно.
— Задействована ли ваша техника в Красноярском крае, и планируете ли расширять присутствие на российском авиарынке?
— Наши вертолеты эксплуатируются на территории Хакасии в интересах Лесопожарного центра и Авиалесоохраны, а также находятся на дежурстве по поиску и спасанию людей. В этом году мы возобновили работы в Красноярском крае в рамках сотрудничества с ООО «РН-Ванкорнефть». Контракт заключен на эксплуатацию вертолета Ми-26Т с базированием в аэропорту Старый Уренгой сроком на пять лет. До этого мы уже работали с данной организацией, в последний раз — в 2013 году. Если раньше контракты заключались на один год, то сейчас — на пять, что позволяет нам планировать свою работу на более длительный период. Однако с учетом сегодняшней непростой международной обстановки говорить о долгосрочных перспективах развития достаточно сложно. Мы мало ориентированы на российский рынок по причине его высокой конкурентности. Стоимость летного часа объективно возрастает, однако заказчики стремятся ее снизить, и в таких условиях расширять парк техники крайне непросто. Чтобы приобрести новый самолет или вертолет, нам необходимо заключить контракт на 7-10 лет, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне. Сегодня благодаря контракту с «Ванкорнефтью» такая возможность у нас появилась. В настоящее время мы ведем переговоры с Улан-Удэнским авиационным заводом на приобретение вертолета Ми-8АМТ, который планируем привлекать для осуществления гуманитарных перевозок.
В связи с празднованием Дня гражданской авиации России желаю всем пилотам, нашим коллегам, чистого неба, безопасных и безаварийных полетов, спокойных взлетов и мягких посадок. Коллектив «Абакан Эир» благодарю за профессионализм, ответственность и мужество, которые они проявляют в своей работе. Желаю здоровья, успехов и новых высот, а также счастья вашим семьям и всем близким, которые всегда с нетерпением ждут вашего возвращения домой!