АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 11 (192) 2022 (07.12.2022)

5 000 лет — и все новый

Текст: Мария Карандашова
Традиция праздновать Новый год берет свое начало в Месопотамии. По словам ученых, самый первый новый год на планете отпраздновали еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Языческий праздник был связан с земледельческими работами, которые начинались в конце марта, после поднятия уровня Тигра и Евфрата. Целых 12 дней длились карнавалы и маскарад, суды в эти дни не работали.

В России с новым годом долгое время была полная неразбериха — с принятия христианства в 988 году его праздновали 1 марта, с 1492 года перенесли на 1 сентября, — пока за дело не взялся Петр I и не утвердил новую дату празднования, действующую и поныне: 1 января. Царский указ предписал переход летоисчисления в России на европейский лад начиная с 1700 года. Государь повелел с 1 по 7 января проводить праздничные обряды, например, украшать дома ветками хвойных деревьев. Этот обычай он подсмотрел в немецкой слободе.

Сладости, И НЕ ТОЛЬКО

Традицию дарить подарки ввела другая императрица — Екатерина II. Злые языки утверждали, потому что сама любила их получать. Самыми популярными новогодними подарками были всевозможные сладости: конфеты, леденцы, пряники, яблоки в карамели, орешки в сахаре, пастила. Их дарили в специальных красиво оформленных коробочках – бомбоньерках (конфетницах). Дети в придачу к угощению получали еще и игрушки.

Чуть позднее, к XIX веку, в моду вошли подарки в стиле «hand made». Их дарили только самым близким людям. Это могла быть какая-нибудь необычная вещица типа брошки, расписной шкатулки или кошелька. А для дальнего круга популярность в качестве подарка постепенно набирают новогодние и рождественские открытки. Подчиняясь спросу, эта модная новинка выпускается огромными тиражами.

Труднее всего приходилось представителям знатных родов, которые должны были придумать, что в очередной раз преподнести человеку, у которого все есть, — российскому императору. Монарху дарили редкости: заморские диковинки, картины, коллекционные предметы. Если подарок не нравился, он возвращался, если приходился по душе, даритель мог получить за подарок вознаграждение.

Ладонь вместо часов

Любители экзотики могут встретить новый год по-тувински. Шагаа — так называется тувинский Новый год по лунному календарю. Он приходится на начало белого месяца, то есть конец января — начало февраля. Точную дату праздника определяют ламы. Переход из одного года в другой наступает не в полночь, как все привыкли сегодня, а с восходом солнца. Время наступления тувинского Нового года не определят даже самые точные часы. Сделать это можно только по руке. Едва при свете зарождающегося дня становилось возможным разглядеть линии на собственной ладони, значит, пришел первый новогодний день. Ранней весной этот момент в наших широтах наступает приблизительно между тремя и пятью часами утра.

За несколько дней до наступления Шагаа тувинцы наводили порядок и во дворе, и дома. Войлочные вещи чистили в снегу, старую ветошь сжигали, изгоняя из дома всю скверну. Даже в самой бедной юрте к празднику доставали припасенные заранее продукты. Угощений готовили много. Они предназначались для всех, кто заглянет на огонек. Первый день нового года — особенный. На восходе солнца все наряжались и с разными яствами поднимались на возвышенное место, где участвовали в обряде «сан салыры»: возжигании священного огня. Считается, кто принял участие в обряде, тому в новом году будут благоволить добрые духи. Обряд проводил обычно шаман, лама или старейшина рода. На специально сооруженном костре возжигали траву для курения — артыш (горный можжевельник) и бросали в огонь дээжи — самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), поджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак). Все молились духам и поклонялись восходящему солнцу. Потом участники обряда выбирали место почище и валялись в снегу, чтобы очиститься самим.

А после обряда наступало время поздравлений. Тувинцы обменивались подарками — шарфами или платками, в зависимости от достатка дарили друг другу пушнину белого цвета или дадаазын — ремешки для одежды. Люди собирались то в одной юрте, то в другой, играли, пели, слушали сказителей. Ламы-астрологи составляли каждому человеку индивидуальный гороскоп на наступивший год. Важнейшая особенность празднования Шагаа — во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки.

Завязать горе узелком

Любопытные атрибуты праздника были у жителей хакасских степей. Главный праздник по хакасскому календарю — Чыл Пазы, или Голова года — отмечался 22 марта. Почему именно в этот день? Потому что ночь с 21 на 22 марта считается астрономическим новым годом, когда продолжительность дня и ночи сравнива-ется. Дата так и называется: День весеннего равноденствия. Считается, что в этот день в силах природы наступает равновесие и духи слышат людей.

Хакасы верили, что в холодные зимы на земле царит Смерть Природы и на это время ее покидают Божества Земли. Возвращаются они на Землю, только когда день сравняется с ночью, и на заре вместе с лучами солнца люди встречают возвращающихся богов щедро накрытым столом и сами заряжаются доброй энергией Солнца. У тюркских народов приход весны олицетворялся победой света над тьмой, поэтому один из главных атрибутов праздника — костер, пламя которого имеет очищающее значение. Огонь выступает в качестве пожирателя зла и всех недугов. В этот день хакасы благодарили Богиню Огня, дарующую тепло и пищу. Разжигали первый «чистый» костер и кормили огонь чаем с молоком и мясом. Люди обращались к верховным богам за благословением, но сначала требовалось очистить от скверны жилище и душу.

Все неприятности, грехи и болезни люди завязывали узелками на черных ленточках — чалама и бросали их в костер, а потом отправлялись к березе, священному для хакасов дереву. Оказывается, и это доказано учеными, только два дерева выделяют положительную для людей энергию: береза и дуб. На березу привязывали разноцветные ленточки: белые — цвета чистоты, синие — цвета мира, красные — цвета огня и солнца, зеленые — цвета леса. На столе в Новый год обязательно готовили блюда из лучшего свежего мяса и молока: ит — отварная баранина или конина в сметане, потхы — каша из сметаны, айран, талкан — хакасский торт из ячменя.

 

просмотры: 399
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске