АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (117) 2016 (10.02.2016)

Зеленое дежавю

Текст: Александр Чернявский
Экологические проблемы вновь становятся темой № 1 в Красноярске.
На берегах Енисея активисты в очередной раз бьют в экологический набат. Перманентный режим «черного неба», неприятный запах, затянутое непонятной хмарью небо Красноярска — все это стало причиной многочисленных петиций и акций «зеленых» в защиту окружающей среды, которые обрушились на власть. Начальники краевого и муниципального уровня на обращения общественности реагируют, обещая навести порядок.

Правда, иногда, наблюдая очередной виток экологических страстей, возникает невольное чувство дежавю. Где-то и когда-то мы все это уже видели. Помнится, в начале девяностых годов неравнодушная общественность во главе со знаменитым писателем Виктором Астафьевым боролась против тоннеля под Енисеем, через который планировалось перемещать радиоактивные отходы на полигон. Общественность своего добилась: шлагбаум перед опасными веществами был опущен. В конце нулевых годов «зеленые» смогли поставить заслон перед строительством Эвенкийской ГЭС. Свежи еще ожесточенные баталии вокруг проекта возведения под Красноярском ферросплавного производства. И эта спорная идея оказалась успешно похоронена экологами и поддержавшей их властью.

На определенные мысли наводит то, что эти экологические победы, как правило, совпадали с активной фазой очередных избирательных циклов. Вряд ли это случайность. Очки на «зеленых» противостояниях набирали разные партии и политики. Наверняка и нынешнее обострение на экологическом фронте будет использовано в начавшейся в Красноярском крае избирательной кампании, которая завершится 18 сентября выборами в Законодательное собрание и Госдуму. В связи с этим возникает вопрос: а так ли уж остра эта проблема для красноярцев?

 

В РЕЖИМЕ «ЧЕРНОГО НЕБА»

Эмоции эмоциями, но есть объективные данные. В очередном рейтинге субъектов РФ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» по итогам 2015 года Красноярский край занял 67-е место. Позиция среди аутсайдеров, конечно, не радует, но при этом составители рейтинга похвалили наш регион за большие затраты на природоохранные мероприятия.

— Одним из лидеров в рейтинге по финансированию природоохранных мероприятий стал Красноярский край. Эта высокая позиция полноправно занята регионом благодаря экологическим программам компании «Норильский никель» — по закрытию никелевого завода и сокращению выбросов в атмосферу, — отметил директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в своем ежегодном докладе о состоянии экологии в городах страны за 2014 год также особо отметило наш регион. Красноярск включен в список городов с наиболее высоким уровнем загрязнения воздуха. В нашей атмосфере, как следует из доклада, присутствуют пять загрязняющих веществ: бензапирен, формальдегид, диоксид азота, взвешенные вещества и аммиак. При этом речка Кача признана «экстремально грязной» благодаря содержащимся в ней вредным веществам, таким как железо, медь, цинк, фенолы, алюминий и марганец.

Однако больше всего простых горожан напрягает, конечно, режим «черного неба», когда неблагоприятные метеоусловия усугубляют старые экологические болячки и власть вынуждена ограничивать деятельность промышленных предприятий. Начиная с лета, практически ежемесячно такой режим в Красноярске объявлялся. Правда, здесь мы не одиноки. В уже приводившемся докладе Минприроды отмечалось, что уже в 2014 году «сформировались особо неблагоприятные для рассеивания примесей метеорологические условия. Территория южной части Сибири и Забайкалья находилась под воздействием Сибирского антициклона, обусловившего штилевую со слабыми ветрами погоду, создавая условия застоя воздуха и чрезвычайно низкую рассеивающую способность атмосферы».

В январе 2016 года, когда практически все новогодние каникулы прошли в столице края под «черным небом», возмущенных горожан наконец прорвало. Народ начал писать петиции губернатору и мэру. Авторы обращения требуют от краевого и городского начальства помимо разработки и принятия мер, которые смогли бы улучшить экологическую ситуацию в городе, обеспечить возможность общественного контроля в этой сфере с помощью независимых экологов. «В воздухе постоянно ощущается химический запах, причем не только в период безветренной погоды. Даже в тех районах города, где экология традиционно считалась более благоприятной, загрязнение атмосферы становится очевидным, — говорится в петиции, которую на момент написания материала подписали около 14 тыс. красноярцев. — Об источниках загрязнения окружающей среды обычным жителям можно только догадываться. Полноценной информации об этом нет в открытом доступе, поэтому вопрос обрастает множеством слухов». В поддержку петиции выступили известные политики и общественники.

— Уровень загрязнения атмосферы в Красноярске в разы превышает нормативы. К сожалению, складывается впечатление, что основные загрязнители успешно договорились с региональной властью, поэтому они и не спешат вкладывать деньги в экологическую модернизацию своих предприятий, — говорит депутат Горсовета Красноярска Константин Сенченко. — С учетом того, что на уровне муниципалитета у нас практически нет рычагов влияния на экологическую ситуацию, единственный вариант — привлекать внимание общества и власти к этой проблеме.

— Для красноярцев объявление режима «черного неба» звучит уже как сигнал «Воздушная тревога!» Как будто в Красноярске поселился страшный враг, безжалостный ко всем горожанам. Самое печальное, что все, в том числе и контролирующие органы, прекрасно знают об источниках загрязнений и нарушителях экологических нормативов, но меры, которые предпринимаются против них, смехотворны и ситуацию с выбросами в Красноярске не улучшают, — отмечает лидер общественного движения «Наше право» Елена Шамахова. — Нас будут травить, пока красноярцы не объединятся и не выступят единым фронтом за конституционное право жить в чистом городе. И это, как показала борьба красноярцев против проекта ферросплавного завода, вполне реально.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФРОНТ

В Красноярске такой зеленый фронт был создан в декабре 2015 года. В него вошли представители четырех общественных организаций: краевой экологический союз, известный своими акциями еще в девяностых годах, «Березовая роща», «Российская зеленая лига» и региональное отделение движения «Зеленая Россия». Как заявили создатели фронта, они помимо традиционного мониторинга состояния окружающей среды планируют заниматься проблемами зеленых зон в Красноярске, вопроса транспорта и теплоснабжения краевого центра, утилизации мусора и т. п. В этом году планируется открыть специальную школу, где будут обучать общественных инспекторов, которые смогут осуществлять экологический контроль.

— У нас есть конкретные предложения по охране окружающей среды в Красноярске, Норильске и Ачинске, например, по газификации региона и увеличению в городах площади зеленых зон. В частности, мы хотим добиваться придания статуса лесов зеленым насаждением в городе. Для их реализации требуются определенные затраты, но главное — нужна политическая воля, — рассказывает председатель регионального отделения общественного движения «Зеленая Россия» Сергей Шахматов. — Ситуация в экологии только на 20% зависит от региональных властей, но и эти резервы не используются. Наша задача — переломить ситуацию. Пора перестать финансировать решение этих проблем по остаточному принципу.

Некоторые наблюдатели обратили внимание, что во фронт вошли люди, которые активно занимаются не только «зеленой» тематикой, но и политикой. Наталья Подоляк («Березовая роща»), например, баллотировалась в 2012 году от ЛДПР на пост мэра Красноярска (не слишком удачно). Популярным красноярцем во время ферросплавной эпопеи стал Артем Карданец («Российская зеленая лига»). Да и Сергей Шахматов до нынешней общественной деятельности успел побывать и депутатом Законодательного собрания (от партии СПС), и заместителем министра природных ресурсов и экологии края. Такая концентрация в экологическом фронте людей, не чуждых политики, поневоле заставляет вспомнить о грядущих выборах в ЗС и Госдуму. Эксперты пока не верят, что у экологических партий есть большие шансы на успех.

— В свое время красноярским экологам удалось одержать в крае несколько значимых побед. Но при этом, хотя регион относится к экологически неблагополучным территориям, последние социо-логические исследования показывают, что жители региона намного больше озабочены другими проблемами: уровнем зарплат и цен, здравоохранением, ЖКХ и т. п., — подчеркивает политолог Юрий Москвич. — Не исключаю, что нынешний всплеск внимания к вопросам экологии связан с началом избирательной кампании отечественных «зеленых», которые мечтают о попадании в Госдуму. Шансов на это у них не очень много, но, безусловно, определенный резонанс их активность будет иметь.

— За эту тему могут ухватиться многие, поэтому на экологическом поле ожидается большая конкуренция, — полагает политический аналитик Павел Клачков. — При этом велик риск у участников, надвигающихся на край предвыборных битв, пережать тему экологических опасностей. Поэтому не факт, что те партии и кандидаты, которые сделать основную ставку на экологическую карту, в итоге не прогадают.

 

МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

А что же красноярская власть? Она реагирует на риски, как может. Правда, может красноярская власть не много.

— Проблема состоит в том, что все основные рычаги экологического давления сосредоточены в руках федеральных структур. При этом нормативы по выбросам для предприятий слишком мягкие. Они их с лихвой перекрывают, хотя вред, который наносится здоровью жителей края, от того, что промышленные компании выполняют нормативы, меньше не становится, — подчеркивает заместитель председателя комитета Заксобрания по экологии и природным ресурсам Артем Черных. — У регионов полномочий практически нет, кроме мониторинга деятельности экологически вредных производств. Правда, мы в крае идем навстречу предприятиям. Делаем взаимозачеты по экологическим платежам в краевой бюджет, с тем, чтобы они тратили эти деньги на новые технологии, уменьшающие выбросы ядовитых веществ.

Всем здравомыслящим людям понятно, что никто в Красноярске не будет закрывать ТЭЦ или Красноярский алюминиевый завод. Даже казавшаяся несколько лет реальной идея по переносу нефтебазы за границы мегаполиса в условиях нарастающего экономического кризиса кажется несбыточной мечтой. Но это не означает, что надо свесить ножки над Енисеем и тихо оплакивать свое политическое и юридическое бессилие. Кое-что сделать все-таки можно, и в этом смысле характерен ответ мэра Красноярска Эдхама Акбулатова на экологическую петицию. Он не стал кивать на то, что муниципалитет практически никак не может повлиять на ситуацию с плохой экологией, а показал, что там, где полномочия есть, власть будет действовать. В частности, мэр нашел возможность через природоохранную прокуратуру вмешаться в ситуацию на Енисейском ЦБК, где с декабря тлели тонны древесных отходов. Собственник ничего не предпринимал, поэтому градоначальнику пришлось действовать через правоохранительные органы.

Отреагировал и губернатор. По словам Виктора Толоконского, региональная власть для решения экологических проблем сделала ставку на комплексный подход с долгосрочным эффектом в разных сферах.

— Это строительство развязок, которые должны уменьшить пробки в городе, а значит, и снизить количество выбросов от машин, контроль за заменой газоочистного оборудования на предприятиях. Это касается и ТЭЦ, и промышленных предприятий таких как в первую очередь алюминиевый, цементный заводы. Эти программы будут жесточайше контролироваться, и, если предприятия не выполнят мероприятия, к ним будут применены санкции более сильные, чем предусмотрены экологическим законодательством.

Очевидно, что нынешний экологический всплеск в Красноярске, даже учитывая его возможную политическую подкладку, может дать позитивный эффект. Например, одним из главных итогов борьбы против проекта ЕФЗ стало появление в Красноярском крае одного из самых продвинутых в России экологических законов.

— Ферросплавная эпопея многому научила краевую власть. Был принят закон, который поставил мощный фильтр перед появлением в регионе вредных производств I и II класса. Но экологическая ситуация в ряде городов края продолжает оставаться крайне напряженной, — отмечает исполнительный директор Красноярского краевого экологического союза Николай Зубов. — Общественность продолжает интенсивно взаимодействовать с промышленными корпорациями, работающими на территории региона. Стоит отметить, что ФПГ от нас не отмахиваются. Компании нас слышат, проводят модернизацию производства, внедряя более чистые технологии. Но эта тема крайне чувствительна для красноярцев, поэтому любой инцидент может поджечь бикфордов шнур народного недовольства.

Журнал Renome №01 (117)2016 год http://idrenome.ru/pressa/pbl/detail/1299#gopressa

просмотры: 1382
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске