На сегодняшний день Красноярский край лидирует среди регионов Сибирского федерального округа по уровню зарплат: по данным Новосибирскстата, средний уровень доходов составляет 36 249 рублей. Больше всего в нашем крае можно заработать в сфере добычи полезных ископаемых — в среднем 85 344 рубля в месяц, порядка 50 тыс. зарабатывают финансисты, доход около 40 тыс. в месяц имеют строители, госслужащие, работники транспортных предприятий и обрабатывающих производств. При этом средняя зарплата в СФО с января по апрель 2016 года согласно подсчетам статистиков составила 29 439 рублей.
Положительной тенденцией можно считать замедление роста цен на товары и услуги, отмеченное Красноярскстатом. Так, в мае 2016 года цены на потребительском рынке выросли всего на 0,1%, а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — на 2,3%. В годовом исчислении уровень инфляции составил 6% (год назад — 12,8%). По сравнению с маем 2015-го рост цен на 154 товара и услуги не превышал уровень инфляции, по 62 наименованиям цены снизились, а значительное удорожание (более 20%) наблюдалось всего по 19 позициям.
Улучшились показатели края и в области его инвестиционной привлекательности. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах России, который проводит Агентство стратегических инициатив (АСИ), регион занял 40-е место, улучшив свой прошлогодний результат на 21 позицию. По словам Александра Сиваева, общественного представителя АСИ в Красноярском крае, результаты рейтинга подтверждают, что у региональных властей есть все инструменты, позволяющие добиться улучшений в сфере делового климата даже в условиях снижения экономической активности.
— Спад в российской экономике слабо отразился на Красноярском крае. Снижение цен на основные экспортные товары, резкое ослабление курса рубля, санкции, конечно же, сказываются на деятельности хозяйствующих субъектов в крае. Однако наряду с негативными уже отмечены и положительные эффекты этих изменений, — считает зампредседателя правительства Красноярского края Виктор Зубарев.
По его словам, объем отгрузки промышленной продукции в 2015 году вырос на 18% по отношению к 2014-му, рост в энергетике составил 3,3%, в производстве нефтепродуктов — 19,7%, в обработке древесины — 2,5%. Выпуск холодильной и морозильной техники увеличился на 15,5%, оборудования для алюминиевой и нефтегазовой отрасли — на 16 и 23%. АПК показал рост в 2% к 2014 году. Красноярский край привлек инвестиций на сумму 395 млрд рублей — это 30% всех инвестиций в Сибирском федеральном округе и 3% в России. По данному показателю край вошел в десятку ведущих регионов страны. Лидирует он в СФО и по объемам валового регионального продукта — 1,8 трлн рублей в 2015 году.
Подводя итоги социально-экономического развития региона за первый квартал 2016 года, первый заместитель министра экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей края Михаил Бершадский в своем докладе сообщил, что индекс промышленного производства в январе-марте составил 98,6%. По его словам, это обусловлено изменениями в основных промышленных видах деятельности: в добыче полезных ископаемых индекс составил 99,1%, в обрабатывающих производствах — 97,4%, в энергетике — 105,4%.
Стабильной остается и ситуация на красноярском рынке труда. Потребность в кадрах не снижается: до конца 2016 года планируется трудоустроить около 80 тысяч человек. Значительная часть работников будет занята в инвестиционных проектах: 80% всех вакансий на вахте закрывается местными кадрами. Уровень безработицы в регионе составляет 1,5%, и до конца года этот показатель, согласно прогнозам, сократится до 1,3%. В связи с развитием инвестиционных проектов потребность в рабочей силе будет расти до 2022 года. По данным краевого агентства труда и занятости на основании опроса работодателей, которые делали прогноз кадровых потребностей на ближайшую перспективу, за шесть лет общее количество вакансий на период строительства и эксплуатации инвестобъектов достигнет почти 37 тысяч.
Бюджетная система Красноярского края также признана экспертами стабильной и сбалансированной. Так, по информации, представленной в отчете правительства об исполнении бюджета за 2015 год, общий экономический эффект от реализации плана по росту доходов и оптимизации расходов казны Красноярского края составил около 25,1 млрд рублей. Что касается перспективного бюджета на 2016–2018 годы, в правительстве региона разработан перечень мероприятий по обеспечению стабильности и увеличению доходов. В частности, предлагается наращивать поступления в казну за счет переоценки кадастровой стоимости промышленных земель и особо охраняемых территорий, а также за счет увеличения собираемости, снижения долгов по налогам и борьбы с серыми зарплатами во внебюджетной сфере. Кроме того, власти рассматривают варианты привлечения инвесторов в объекты краевой собственности, а также их реализацию. В числе мер значится и повышение норматива отчислений в бюджет прибыли от принадлежащих региону предприятий.
Ранее в СМИ прозвучала информация о том, что бюджет Красноярского края — самый дефицитный в стране. Об этом заявили в Счетной палате России. Красноярский край возглавил антирейтинг регионов РФ: дефицит его бюджета составил более 11,5 млрд рублей — 14% от совокупного профицита бюджетов в целом по стране. Ситуацию прокомментировал Владимир Бахарь, министр финансов Красноярского края:
— Неверно сравнивать абсолютные значения дефицитов, поскольку объемы бюджетов у всех регионов разные. Согласитесь, что дефицит, скажем, в 10 млрд рублей при бюджете в 100 млрд и 200 млрд — это разные вещи. А наш край входит в пятерку регионов с самым большим объемом бюджета, и этот факт нужно учитывать. Специалисты всегда оценивают отношение государственного долга к собственным доходам бюджета. Здесь мы в безопасной зоне: на уровне 50–60% от максимального значения. При этом в 30 регионах России по итогам прошлого года этот показатель превысил 70%, а в 14-ти достиг 100%. Вот где ситуация критичная. Так что наш край имеет достаточный запас прочности. Нужно отметить, что исполнение краевого бюджета по-прежнему идет в условиях высокой неопределенности и непредсказуемости финансовых рынков. Чтобы сохранить устойчивость бюджета, правительство края продолжает работу по росту доходов и повышению эффективности расходов. За этим стоит постоянное взаимодействие с нашими крупнейшими налогоплательщиками, с Федерацией, анализ деятельности учреждений, разработка стандартов и нормативов оказания услуг. Считаю, что сильная экономика края наряду с принимаемыми мерами по обеспечению сбалансированности бюджета вместе дадут эффект. Социальные обязательства края будут выполнены в полном объеме.