просмотры: 1149

За каждую копейку бюджета идет жесткий спрос

Текст: Мария Кузнецова Фото: архив ИД «Реноме»
Экономическая ситуация требует немедленных изменений в самой логике управленческих решений, касающихся проблем городской среды Красноярска. Кризис не прощает системных ошибок и сбоев, а их в минувшем году хватало.
Главная городская тема в Красноярске в эти месяцы — бюджет на 2016 год. Назвать его жестким — значит сказать не все. Доходы столицы края уменьшились на 2,8 млрд рублей, и необходимость сокращать расходы заявляет о себе почти в каждой строке. «Нас многое сегодня тревожит в том, как распределены расходы городской казны в 2016 году», — отмечает депутат Красноярского городского Совета Константин Сенченко.

— Константин Владимирович, в условиях дефицита бюджета на чем город собирается экономить?


— Дефицитная часть бюджета составляет 1,5 млрд рублей, при этом сумма собственных доходов города снизилась. Я был искренне уверен, что в условиях нарастающего кризиса чиновники изменят подход к своей работе — осознают, что нужно собраться и действовать эффективнее, объективно прислушиваться к реальным нуждам горожан. Однако то, что сейчас приходится наблюдать, убеждает в обратном. По сути, ничего не меняется. Инерция управленческих процессов сильна, и правящая элита продолжает верить, что все утрясется без дополнительных усилий. А экономить придется жестко. Резко сокращаются субсидии по многим направлениям, это коснется и социальной сферы (хотя основные программы, конечно, будут работать), и благоустройства, и природоохранных мероприятий. Пока с уверенностью могу сказать одно: так легко раздавать деньги, как это зачастую происходит в бюджетах вышестоящих, у чиновников не получится — это не пройдет. За каждую копейку идет очень жесткий спрос, за каждую строчку мы душу из них вытряхиваем.


— Одной из самых спорных тем в этом году стала отмена прямых выборов мэра, теперь вопрос закрыт окончательно?


— Я за прямые выборы и считаю, что никто не вправе лишать жителей Красноярска возможности самим определять, кому быть городским главой. На сессии голосовал за то, чтобы поддержать данную статью, но большинство высказалось против. А ведь до этого все понимали, одобряли, обещали… Ключевую роль в этом провале, конечно, сыграла фракция «Единой России». Они либо голосовали против, либо воздержались, и тем самым сорвали принятие такого нужного городу решения. Но я убежден, что это еще не финал. Проблема и дальше будет подниматься и на уровне Красноярского городского Совета, и в региональном парламенте. В настоящий момент инициатива выйти с предложением в Законодательное собрание Красноярского края опять включена и в повестку сессии Горсовета. Поэтому тема будет актуальна весь следующий год, и это понятно. Ведь если большинство жителей города считают, что выборы мэра должны быть прямыми, бесконечно игнорировать их мнение невозможно. Все равно ошибку придется исправлять, и чем быстрее, тем лучше для всех.


— Проект организации платных парковок в историческом центре многие горожане также считают ошибкой, а что думаете вы?


— Во многих городах по всему миру историческая часть, где расположены площади, памятники архитектуры, вообще закрыта для проезда или же возможность паркинга ограничена. Это, в принципе, отработанная практика. Поскольку количество желающих припарковаться в центральной части Красноярска превышает число парковочных мест, каким-то образом надо ограничивать спрос. Брать за это деньги — единственное логичное решение. Но зачем же торопиться и все делать наскоком? А у нас кругом «кавалеристы»! Очевидно же, что нельзя браться за столь сложное дело, не продумав детали и последствия. В итоге, какой бы правильной ни была идея, форма ее реализации дает сбои, потому что изначально сделан ряд системных ошибок. Я предполагал, что так получится, и не раз предупреждал об этом. Нельзя было запускать проект, не имея краевого закона, определяющего нормативно возможность взимать штрафы, — это крупный просчет. Но даже мелкие вопросы, которые легко было решить, в итоге «повисли». Почему в какие-то дни и часы, когда трафик меньше, нельзя ограничить действие запрещающих парковку знаков на некоторых улицах в центре Красноярска? Почему в будние дни после 20:00 и в выходные не дать людям возможность поставить машину на той же улице Кирова и пойти спокойно в кафе, магазин или театр? У нас же по факту непродуманная и негибкая система, не учитывающая многих важных нюансов, потому она и вызывает столько нареканий.


— В продолжение темы обустройства центра Красноярска, как оцениваете перспективы проекта исторического квартала?


— Проект буксует, но его нужно продвигать, раз уж мы за это взялись. Почему провалились торги? Ответ на этот вопрос опять же связан с системными управленческими ошибками, допущенными на начальном этапе. Прежде всего, в  администрации города не учли ситуацию, связанную с экономическим кризисом, а между тем недвижимость падает в цене. Не стоило вносить объекты, которые сегодня безуспешно выставляются на аукцион, в уставной капитал создаваемого муниципального акционерного общества. Я голосовал против этого решения, но, к сожалению, пошли именно таким путем. В результате рынок показал: цена завышена, а снизить стоимость этих активов теперь сложно именно в силу того, что они включены в уставной капитал. Сбить стартовую цену обычных объектов легко, а вот сократить уставной капитал муниципального акционерного общества — задача не из простых. Но даже если инициировать данную процедуру, то мы выходим в затяжной этап, который, скорее всего, отодвинет сроки реализации проекта на несколько лет. Но даже не это, по сути, главное. Бессмысленно пытаться продать деревянные аварийные здания за немалую цену, не обсудив и не приняв общей концепции исторического квартала, а она отсутствует. И это серьезный промах, ведь любой инвестор хочет понимать, что именно он покупает и какую пользу сможет потом извлечь. Это нормальный рыночный механизм. Сам по себе факт владения старым деревянным домом в центре никого не вдохновляет, что и показали торги. В рамках концепции — да, интересно. Поэтому сейчас ее надо вырабатывать. И только после этого возобновлять продажу зданий с аукциона. Мы, конечно, привыкли решать сложные задачи и, думаю, найдем какой-то способ, чтобы все-таки двигаться вперед.


— Если подводить итоги работы в Горсовете в 2015 году, что считаете наиболее эффективными результатами?


— В Красноярском городском Совете сегодня нет места бесконечному «одобрямс» — и это я считаю принципиально важным в нашей работе. На сессиях идет конструктивное обсуждение, где есть место критике, жестким оценкам и нестандартным предложениям. Да, нередко принятые решения неоднозначно оцениваются в СМИ, в общественных кругах города. Иногда перехлестывают эмоции, не всегда хватает и политической культуры. Но тот уровень проблем, которые мы сегодня поднимаем, действительно делает эту работу весомой и важной для всего городского сообщества. Кроме того, не все понимают, что порядка 90% текущих вопросов проходят незаметно для горожан, но это обеспечивает основы для многих важнейших процессов, поскольку впрямую касается нормативной базы, того же бюджета — одним словом, самой разнообразной тематики. Наконец, многое делается по конкретным запросам, поступающим от красноярцев.


— Горожане обращаются к вам с самыми разными проблемами, много ли запросов связано с работой ЖКХ?


— Таких обращений немало, и многие касаются ситуации с капитальными ремонтами жилого фонда в Красноярске. Все как обычно: хороших идей у нас много, но как только переходим к реализации, начинаются проблемы. На мой взгляд, централизация этого процесса уже продемонстрировала свою непродуктивность. У каждой территории своя специфика, разный жилой фонд, и обобщать это под управлением единого оператора в регионах не лучшее решение. При таком масштабе будет слишком много ошибок. Система плохо управляется, и ни к чему хорошему это не приведет. На уровне Красноярского края эффективно заниматься каждой крышей в каждом доме невозможно. Уже неоднократно мы получали обращения от красноярцев. В частности, в одном из них жители объясняют, что дом попал в план капитального ремонта на 2016 год, и предполагается замена крыши. Однако пока ждали очереди, появились более актуальные проблемы. Но поскольку в документах указана кровля — ее и будут ремонтировать. А все остальное в следующий раз и только в порядке очереди. Когда? Лет через 15, если повезет. Власть активно загоняла собственников квартир под эгиду регионального оператора, в итоге альтернативный механизм в настоящее время используют единицы. И эта ситуация выбора сработала как социальный индикатор, показав, насколько люди не готовы проявлять свою гражданскую позицию, даже если речь идет об их собственных расходах, ведь плата за капремонт — серьезное бремя.


— Мы сегодня много говорим о консолидации усилий в городском сообществе, а что, по вашему мнению, мешает этому?


— Проблема, на мой взгляд, в том, что власть — это все мы. Но этот подход у нас не срабатывает: в обществе сегодня слишком сильны настроения социального иждивенчества, стремление переложить ответственность на кого-то другого, даже когда речь идет о собственном дворе или подъезде. Позиция «пусть за меня все решат, а я буду критиковать» — это социальный тупик. В итоге красноярцам уже начинают прививать гражданскую ответственность с помощью искусственно создаваемых политических структур. Последний пример — президентские гранты, которые выиграли три красноярские НКО. Общая сумма превышает 11 млн рублей. Из них 3,6 млн рублей получил проект «I’m блоггер» Фонда развития и поддержки молодежных инициатив «Южные Горизонты», 2,8 млн — проект «Дом дружбы»: создание позитивных информационных поводов для освещения в СМИ миграционной темы, а также темы межнациональных отношений негосударственной «Школы «Ин.яз.». А самую большую поддержку — 4,8 млн рублей — выделят Сибирской гражданской школе «Енисей» на «стимулирование активной гражданской позиции у жителей края». А давайте посчитаем, скольким детям с ДЦП или инвалидам-колясочникам можно помочь на эти деньги, или подумаем о том, что у нас нет хосписа для пожилых одиноких людей. Такие проблемы можно решить только сообща, объединяя усилия благотворителей, волонтеров, чиновников. Консолидировать усилия необходимо, но это сложный процесс, который от каждого требует активных действий. Вдумайтесь в это слово: участвовать — значит быть частью, в нашем контексте — частью городского сообщества.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

Решение задач в комплексе!
В ассоциацию «Дорожники Красноярья», созданную в 2015 году с целью объединения инициатив и профессионального потенциала предприятий дорожно-строительной отрасли Красноярского края, входит восемь сильнейших профильных организаций региона: АО «КрайДЭО», АО «Ачинское ДРСУ», АО «Балахтинское ДРСУ», АО «ДРСУ-10», группа компаний «БРИЗ», АО «Каратузское ДРСУ», АО «Лесосибирск-Автодор», АО «Большемуртинское ДРСУ».