О главных достижениях и приоритетных задачах рассказывает Татьяна Федорова, главный врач КГБУЗ «Красноярская краевая больница №2».
— Потребности общества стимулируют развитие новых направлений в медицине. Каждый год вписывает свою страницу в летопись больницы, оставляя определенный отпечаток в ее облике. Совершенствуются виды медицинской помощи, укрепляется материальная база, растет профессионализм сотрудников. Обобщая все эти факторы, можно сказать, что главной задачей для персонала больницы является постоянное повышение доступности и качества медицинской помощи. В связи с недостаточной укомплектованностью штата врачебными кадрами первичного звена, задача обеспечения доступности медицинской помощи становится важнейшей.
Три года назад в поликлинике организован кабинет приема неотложной медицинской помощи, где работает врач-терапевт высшей категории. Неотложная помощь оказывается безотлагательно, все необходимые сведения о том или ином пациенте в течение суток передаются участковому врачу для последующего наблюдения за состоянием здоровья больного и назначения ему необходимого обследования и лечения. В кабинет могут обращаться пациенты, почувствовавшие внезапную острую боль, высокую температуру, головокружение или другие недомогания. Их осмотрят, назначат лечение и обследование и направят к нужному специалисту.
В поликлиническом отделении для регулирования потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции, организован кабинет доврачебного приема. В кабинете выписываются льготные рецепты, выдаются направления на лабораторные и другие исследования, проводятся доврачебные манипуляции. За один день специалисты успевают принять до 60 человек. Сегодня решается вопрос о необходимости открыть еще один такой кабинет.
Кроме того, усилена работа смотровых кабинетов. Сегодня специалисты делают упор на проведение профилактического осмотра мужчин и женщин с целью раннего выявления злокачественных опухолей и предопухолевых заболеваний. Профилактический осмотр включает в себя оценку состояния кожных покровов и видимых слизистых оболочек, пальпацию и другие процедуры. При выявлении патологии больного направляют к соответствующему специалисту для уточнения диагноза и организации лечения.
— Как в поликлинике проходит диспансеризация, удается ли добиться нужной активности от пациентов?
— Отмечу, что понимание полезности диспансеризации у населения растет. Все больше людей сегодня осознает, что это возможность предотвратить заболевания, своевременно выявить их и начинать лечить. Диспансеризация в текущем году стартовала активно — на сегодня обследовано уже 68% пациентов от годового плана. Такие обследования помогают преду-
преждать обострения хронических заболеваний, ухудшения состояния здоровья, а также способствуют сохранению и укреплению положительного тонуса в здоровье пациентов. Регулярная диспансеризация в значительной степени уменьшает вероятность развития наиболее опасных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и смертности населения, а также помогает выявлять их на ранней стадии развития, когда лечение наиболее эффективно.
— Насколько технологичными сейчас стали виды медицинской помощи?
— В прошлом году в учреждении появилось новое оборудование: ультразвуковой аппарат экспертного класса, современнейшие эндоскопические аппараты — видео-стойка с гастроскопом и видеостойка с колоноскопом. Благодаря такому оборудованию качество обследований увеличивается в разы.
На протяжении нескольких лет проводится информатизация учреждения: внедрена электронная система по ведению историй болезни и амбулаторных карт. Программа дает возможность не только систематизировать и архивировать данные о каждом пациенте, предотвращая их потерю, но и позволяет проводить различные аналитические выкладки для решения организационных задач, улучшающих своевременность и доступность медицинской помощи. Кроме того, в работу активно внедряется PACS-система — электронный ресурс, предназначенный для хранения и передачи медицинских цифровых диагностических изображений и связанной с ними медицинской информации.
— Какие особенности в организации работы краевой больницы №2 вы бы отметили?
— Одним из преимуществ работы больницы является преемственность между функциональными подразделениями скорой помощи, поликлиники и стационаров. Это существенно повышает качество наблюдения за пациентами, продляет им жизнь. Сегодня 45% от общего числа пациентов больницы составляют люди нетрудоспособного возраста, более одной тысячи человек — в возрасте старше 80 лет, 109 человек — перешагнувшие 90-летний рубеж. С годами их количество возрастает. Поэтому в ближайшем будущем мы намерены развивать гериатрическую службу. Старение населения — закономерный процесс, связанный со снижением смертности. Начиная с 2007 года в нашей стране значительно выросла продолжительность жизни граждан. А в стареющем обществе медико-социальные проблемы выходят на первый план. У пожилых людей обнаруживается множество различных хронических заболеваний, в лечении которых нужны особые подходы.
— Легко ли коллектив учреждения подстраивается под новые методики и технологии в медицине?
— Каждый специалист вносит свой вклад. Тысячи людей, чьи судьбы связаны с жизнью больницы, своим ежедневным добросовестным трудом, а также профессиональной подготовкой, энтузиазмом формируют в обществе уважительное отношение как к врачебной профессии в целом, так и конкретно к нашему учреждению. Профессионализм, безопасность, милосердие — это традиции больницы, которым мы стараемся никогда не изменять.
Квалификация любого врача обусловлена не только его образованием и практическими навыками, но и опытом, приобретенным во время общения с другими специалистами. Сотрудники клиники своевременно повышают квалификацию, перенимают передовые технологии и новые методики лечения. Сегодня, например, цикл дистанционного обучения по направлению раннего определения онкозаболеваний проходят участковые врачи. Вместе с коллективом мы работаем над улучшением доступности первичной медико-санитарной и амбулаторной помощи. Стараемся соблюдать график своевременных приемов пациентов, чтобы минимизировать время ожидания у кабинета врача.
Наш коллектив — единая сплоченная команда. И это подтверждается не только в организации рабочего процесса, но и общими спортивными достижениями. В частности, женская сборная команда больницы на протяжении нескольких лет неизменно остается лидером в подгруппе учреждений здравоохранения с численностью коллектива от 500 до 700 человек. Считаю, что забота о состоянии здоровья сотрудников — в числе важных направлений в работе. Ведь представители сферы здравоохранения, на мой взгляд, просто обязаны вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.