Богатая и насыщенная история региональной Госавтоинспекции насчитывает множество различных мероприятий, кампаний и акций, направленных на снижение аварийности на дорогах края. О самых успешных из них, а также об основных итогах деятельности дорожных полицейских и опыте иностранных коллег рассказывает начальник УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Валерий Кускашев.
— Валерий Михайлович, какие мероприятия по обеспечению безопасности на дорогах стали наиболее эффективными?
— Самыми эффективными можно назвать те, в которых вместе с нами принимают участие общественные организации, объединения, группы, журналисты и простые люди. Например, в ночных мероприятиях «Нетрезвый водитель» систематически участвуют представители организации «АнтиДилер», которые по-своему общаются с пьяными автолюбителями, снимают их поведение, порой неадекватное, и размещают видео в соцсетях, тем самым выражая непримиримое отношение к пьянству за рулем. Журналисты по итогам участия в рейдах готовят проблемные сюжеты и статьи, призывая общество не оставаться равнодушным и сообщать о нетрезвых водителях за рулем. В апреле в нашем регионе проходила федеральная социальная кампания «Держи дистанцию», в рамках которой были организованы интересные и полезные мероприятия в школах, детских садах, вузах, торговых центрах, на АЗС, в автошколах. И каждое было направлено повышение автограмотности, привитие культуры поведения на дороге и умения выбрать наиболее безопасный маршрут. В завершение кампании состоялся необычный автомобильный флешмоб: на набережной Енисея в районе краеведческого музея появилась огромная надпись из машин «Держи дистанцию». Участники инициативно поддержали идею мероприятия, узнав о нем в соцсетях. В прошлом году службы ГИБДД проводили акцию «Урок под открытым небом», в ходе которой инспекторы еженедельно выезжали в разные районы города и разъясняли красноярцам, как правильно действовать в той или иной дорожной ситуации. Акция стала очень популярной и получила массу положительных отзывов от жителей города.
Год назад в соцсети «ВКонтакте» была создана страница «ГИБДД24», у которой на сегодняшний день более 6400 подписчиков. В интернет-ресурсе идет прямое общение с гражданами о наиболее актуальных проблемах дорожного движения. Жители Красноярска и края присылают не только вопросы, но и видеозаписи нарушений ПДД, в том числе совершенных водителями автобусов, по вине которых количество ДТП за последние несколько лет выросло: если в 2012 году было зафиксировано 76 таких происшествий, то в прошлом — уже 109. Дорожная полиция всегда старается быстро реагировать на запросы и давать объективные ответы. Многие блогеры, которые высказывали негативные мнения о деятельности ГИБДД, изменили свое отношение после появления служебной открытой страницы в положительную сторону.
— Какой опыт иностранных коллег в области обеспечения дорожной безопасности может быть использован в крае?
— Мы применяем опыт Германии: «Шагающий автобус» — акция, направленная на формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, ознакомление школьников с безопасным маршрутом в образовательное учреждение, кружок или спортивную секцию, акцентирование внимания на наиболее опасных участках дорог. Такие акции сегодня проходят во всех регионах России. В Красноярском крае дорожные полицейские обычно организуют их в начале учебного года: сотрудник ГИБДД берет класс и водит его по микрорайону, где расположены школа или детский сад. Во время экскурсии инспектор показывает и разъясняет детям дорожные знаки, рассказывает об опасностях, которые могут встретиться им во дворах, дорожные «ловушки» и т. д. В нашем регионе такие «Шагающие автобусы» возглавляют не только сотрудники ГИБДД, но и депутаты, актеры, священнослужители, известные политические деятели и другие представители общественности. Детский травматизм — это проблема всего общества, и решать ее нужно сообща.
Другой опыт развитых стран, который мы используем, — популяризация световозвращающих элементов. Первыми одежду с такими элементами использовали сотрудники дорожных служб, аэропортов и железной дороги. В европейских странах польза ярких и световозвращающих деталей в одежде неоднократно становилась темой пропагандистских кампаний по безопасности дорожного движения. Внимание, уделяемое данному аспекту воспитания населения, за рубежом столь велико, что пропаганда световозвращающих элементов вошла в Программу обеспечения безопасности дорожного движения Европейского союза. Световозвращатели стали непременным атрибутом пешеходов во многих странах, например, в Финляндии, Эстонии, Латвии.
Практически во всем цивилизованном мире родители обязаны снабжать своих детей светоотражающими элементами. Так, в Финляндии, где законом определено каждому ребенку на верхней одежде иметь не менее трех таких деталей, после принятия данного закона наезды на детей сократились на 76%. В скандинавских странах эту способность световозвращателей сохранять взрослые и детские жизни используют уже около 30 лет и имеют удачный опыт, подтвержденный статистикой. Доказано: применение этих элементов снижает риск наезда автомобиля на пешехода в темное время суток на 85%, то есть более чем в 6,5 раза.
Наличие у водителей защитных жилетов обязательно во многих европейских странах, например в Италии и Испании с 2004 года, Австрии и Португалии — с 2005-го, Хорватии — с 2006-го, Бельгии, Болгарии, Норвегии — с 2007-го, Люксембурге и Венгрии — с 2008-го. В России лишь с 1 июля 2015 года за данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 500 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ «Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения». Согласно п. 4.1 ПДД РФ при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется (а вне населенных пунктов пешеходы обязаны) иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Госавтоинспекция — единственная на данный момент организация, которая популяризирует световозвращающие элементы. Более 100 различных акций, в том числе «Засветись!», флешмобов «Стань заметней!», конкурсов и викторин было организовано сотрудниками ГИБДД во всех районах края для взрослых и детей с привлечением различных организаций и ведомств. В феврале текущего года ГПКК «КрайДЭО» приобрело около тысячи светоотражающих жилетов для учащихся начальных классов Рыбинского района. А Краевое общество по защите прав автовладельцев периодически совместно с дорожной полицией проводит пропагандистские акции с раздачей световозвращающих браслетов.
— Подводя итоги в преддверии юбилея, как вы оцениваете результаты работы УГИБДД МВД России по краю?
— В целом количество ДТП в регионе снизилось на 6%. Также уменьшилось число пострадавших на 5%, по вине пьяных водителей — на 6% по сравнению с предыдущим годом. Одним из ключевых факторов, характеризующих дорожную обстановку, является количество людей, погибших в результате аварий. В 2015 году зафиксировано на 32 погибших меньше, чем в 2014-м, — для нашего региона это достаточно значимый показатель. Мы стремимся к тому, чтобы его улучшить. Так, одним из результатов реализации федеральной целевой программы по снижению смертности в дорожных авариях, рассчитанной до 2020 года, должно стать уменьшение количества погибших на 20%. Планы амбициозные, но выполнимые.
Безопасность дорожного движения — очень сложная проблема, и подходить к ее решению всегда нужно комплексно. Необходимо вкладывать средства в улучшение состояния дорог, повышать уровень подготовки будущих водителей, вести разъяснительную работу в школьных и дошкольных учебных заведениях. Ужесточение законодательства, работа судебных приставов, дорожных полицейских — масштабная деятельность по всем направлениям в совокупности дает положительный результат. Красноярский край отличается от многих регионов России: во-первых, мы занимаем второе место в стране по площади, во-вторых, у нас почти 50 тыс. км автодорог при количестве населения более 3 млн человек и почти 1,2 млн транспортных средств. При таких составляющих для обеспечения безопасности дорожного движения инспекторов ГИБДД физически не хватает. Очень большой вклад в решение этой проблемы вносит автоматическая фиксация: в местах большого скопления автомобилей для профилактики нарушений хватает и камеры. Водители о ней знают, поэтому в подобных местах мы практически уже не фиксируем ДТП. К 2017 году ожидается увеличение количества видеокамер, начнется новый этап для Красноярска в автоматической фиксации. Наша основная задача — не собрать как можно больше штрафов, Госавтоинспекция обязана в первую очередь контролировать ситуацию на дороге. Это своего рода сервисная служба, призванная помогать водителям, следить за порядком, вести пропаганду соблюдения ПДД и способствовать снижению аварийности на дорогах.