АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 09 сентябрь (01.09.2006)

Высшая миссия педагогического университета

Елена Есаулова
Здоровье общества складывается не просто из физического состояния людей, поэтому им занимаются не только врачи. Вырастить новое поколение россиян высокоинтеллектуальным и высоконравственным – прямая задача учителей всех уровней – от воспитателей детских садов до профессоров.

Красноярский педагогический университет играет особую роль в образовании не только потому, что там учат педагогов 45 специальностей для общего образования, а в аспирантуре готовят будущих ученых и педагогов для вузов. Направленность университета, его лицо во многом определяет ректор. А руководит КГПУ им. Астафьева личность легендарная – всемирно известный археолог, депутат Законодательного собрания, доктор исторических наук, профессор Николай Дроздов, который имеет свою точку зрения на подготовку учителей. Он уверен, что выпускник педагогического университета должен не только нести свет знаний, но и оказывать позитивное влияние на нравственную атмосферу в обществе.

– Николай Иванович, в чем, по-вашему, состоит главная миссия педагогического университета и, главное, выполнима ли она?

– Если говорить о нравственном здоровье общества, то я оцениваю его как критическое, потому что воспитание молодежи отдано на откуп крайне агрессивным воздействиям средств массовой информации. Все, от рекламных роликов и новостей до художественных фильмов, пропитано негативом. Вспомните последнюю российскую экранизацию великого романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и скажите, к чему там такие откровенные эротические сцены? Даже в американской версии нет такого разгула низких страстей. Конечно, жизнь есть жизнь, но зачем привносить в экранизацию классики настоящий разврат? В сегодняшнем обществе нравственных ориентиров почти не существует, и молодежи очень трудно понять, что хорошо, а что дурно. Школьный учитель всегда был носителем вечных ценностей. Что такое разумное, доброе, вечное? Это и здоровый образ жизни, и позитивное мышление, и умение прощать, делать добрые дела. Я думаю, что миссия нашего вуза – хранить нравственные устои общества. Поэтому воспитанию будущих учителей мы уделяем особое внимание. И в этом мелочей нет. Например, когда я вступил в должность, то первым делом запретил курить и продавать пиво на территории университета.

– Мне кажется, студенческая жизнь бесшабашная, и пиво-сигареты – просто атрибут тусовки и приятного общения. Так сказать, повод собраться вместе...

– У общения должна быть какая-то цель. А какая цель у совместного распития пива – пустой треп? Университет очень много средств выделяет на то, чтобы дать возможность для развития личности каждого студента. Для учебы у нас есть ресурсные центры и свободный доступ в интернет не только в здании вуза, но и в студенческих общежитиях. Чтобы студент не болтался без дела, а был занят интересным делом вне занятий, в КГПУ есть различные танцевальные ансамбли, спортивные секции, ребята играют в КВН, проводят туристические слеты, организуют фестивали бардовской песни. Наши студенты живут полнокровной, интересной жизнью. Я часто лично встречаюсь со студентами, вникаю в их проблемы. Наши ребята хорошие, но к каждому нужен индивидуальный подход. В непосредственном каждодневном общении учителя и ученика и заключается настоящее воспитание. И здесь наши педагоги не жалеют своего времени. Ведь, раскрывая в молодом человеке личность, мы уверены, что в будущем он сам будет воспитывать такие же яркие личности.

 

Педагогика становится вновь престижной

– Николай Иванович, почему вы, человек, посвятивший большую часть жизни науке, решились стать ректором? Ведь руководителю приходится решать все текущие проблемы, включая кадровые, финансовые и хозяйственные.

– Хочу уточнить, что я стал не просто ректором, а ректором педагогического университета. Я решил связать свою судьбу с педагогикой с самого раннего детства, потому что первыми героями для меня были мои школьные учителя. Я ведь родом из деревни, а там учитель всегда был самым уважаемым человеком, с ним советовались по всем вопросам не только школьники, но и родители. Они учили нас грамоте и арифметике, показывали, как нужно выполнять все работы по хозяйству. Наши учителя проводили с учениками все свое свободное время и старались вырастить из нас хороших людей. Поэтому для себя я выбрал профессию педагога. Долгое время я преподавал в нашем пединституте, возил студентов в экспедиции. И с годами приходило все более глубокое понимание, что у ректора есть больше возможностей принести пользы для педагогики.

– Удалось?

– Не мне об этом судить. Скажу одно – все эти годы мы старались добиться увеличения приема студентов на бюджетные места. Ведь наш контингент – дети интеллигенции и в основном интеллигенции сельской, рабочих и крестьян. У нас учатся 50% иногородних студентов, из них около 40 % из села.

За последние годы, согласно требованиям времени, мы значительно расширили круг специальностей. Теперь у нас есть отделения социальной работы, лингвистики, политологии, религиоведения и очень редкая специальность – геоэкология.

Об успешности работы вуза говорит конкурс. Из года в год практически на все факультеты он у нас стабильно высокий. В этом году конкурс на филфак побил все рекорды, всегда «аншлаг» на факультетах физвоспитания и дошкольного воспитания, на начфаке, истфаке, в институте психологии и педагогики.

За границей хорошо, а учиться лучше дома

– Николай Иванович, говорят, что у КГПУ хорошие связи с заграницей?

– Сегодня у нас более двадцати договоров с разными странами. Наши историки – этнографы и археологи – работают в Монголии и Туве. У нас хорошие отношения с университетами Китая, Турции, Японии, Кореи, США, Германии; планируем обмен студентами с Израилем, с университетом Хайфы. У нас проходят стажировку монгольские преподаватели. Англичанин и кореец поступили в аспирантуру, есть преподаватель-француз. По результатам олимпиады по французскому языку – наши студенты лучшие в России.

– У вашего университета пять филиалов по краю, сейчас есть представительство и в Туве. Это тоже веление времени?

– Плюсы образования «ближе к дому» очевидны. Ведь жизнь в Красноярске дорогая. На питание, проезд, одежду и аренду квартиры родители должны выложить ежемесячно минимум шесть тысяч рублей. Не каждая семья может позволить себе такие траты. А филиальное образование позволяет обучить ребенка без серьезного ущерба для родительского кошелька и ближе к дому, с которым связан незримой пуповиной – значит, вернется в свою школу.

Наши выпускники вернутся в школы!

– Николай Иванович, не секрет, что не все выпускники педуниверситета связывают свою трудовую деятельность со сферой образования. Как вы к этому относитесь?

– Для меня это вопрос очень болезненный. По закону заставить выпускников работать в школе мы не можем. Сейчас нет так называемого государственного распределения. С другой стороны, основная масса наших выпускников из тех, кто не идет работать в школы, все равно работает на благо государства. Ребята идут работать в силовые структуры, на таможню, в паспортно-визовую службу, администрацию городов и т.д. А это свидетельствует о том, что наше образование дает очень широкий спектр возможностей устройства на работу, и наш выпускник успешно адаптируется в современном обществе. Но те, у кого есть призвание к учительскому делу, все-таки идут в школы. Я радуюсь, когда встречаю своих выпускников среди работников образования. Я учу уже внуков своих первых учеников, а среди них есть и директора школ, и заведующие районо, и заслуженные учителя. Думаю, сейчас больше наших выпускников будут иметь возможность работать по выбранной специальности. Тем, кто пойдет работать в сельские школы, мы готовы оказать всяческую поддержку, предоставить научно-методическое сопровождение, консультации, повышение квалификации. Но главное, сейчас учителя получают неплохую зарплату, особенно в сельской местности. За это мы должны поблагодарить президента России В.В. Путина, который сделал образование приоритетным национальным проектом.

просмотры: 2081
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске