АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (105) 2015 (01.01.2015)

Время раскрыть потенциал

Мария Кузнецова
Сложившиеся политико-экономические условия ставят перед регионом сложные задачи: сохранить объем социальных программ, укрепить и защитить позиции местных производителей. Эти проблемы в центре внимания парламентариев края наряду с теми, что имеют больший масштаб и дальний стратегический "прицел". Каким образом раскрыть промышленный потенциал региона? Какие механизмы помогут обеспечить его поступательное развитие? Во многом ответы на эти вопросы дает региональный закон о промышленной политике, проект которого разработан в 2014 году в рамках деятельности Комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения краевого парламента.

Сейчас этот законопроект проходит экспертную оценку. Активную роль в его создании сыграл Александр Дьяков, генеральный директор компании "Магнат-РД", депутат Законодательного Собрания края V созыва. Мы попросили Александра Александровича рассказать, что заложено в новеллах нового законопроекта, поделиться экспертным мнением о роли среднего и малого бизнеса в регионе и о том, какие форматы господдержки предпринимательских инициатив, по его мнению, наиболее эффективны.

- Александр Александрович, как обстановка в стране отразилась на региональной экономике, бюджетных параметрах?

- В настоящее время мы занимаемся оптимизацией бюджета, и первоочередная задача - сохранить возможности для реализации социальных программ, прежде всего "майских" указов. И, разумеется, приоритетное направление - обеспечить поступательное движение в тех планах, которые приняты на ближайшее время по развитию региона. Как добиться этого в сложившихся непростых условиях? Президент РФ, определяя общий курс, ссылается на 2008 год, когда достаточно эффективно проводились решения, позволившие найти внутренние ресурсы и для реализации соцпрограмм, и для решения вопросов по крупным инфраструктурным проектам. Тогда это сработало. Сегодня задачи перед нами ставятся те же, но решения должны проводиться более жесткие. И требования к ответственным чиновникам должны быть соответствующими. Только четкий курс на рациональное использование бюджетных средств обеспечит потенциал для дальнейшего роста. Пришло время, когда мы обязаны создать такие механизмы, чтобы бюджетные деньги работали эффективно, и мы реально видели, на каком уровне идет отдача от вложений. На встречах с избирателями от них часто приходится слышать: "Есть мы - народ, а есть власть - "небожители". Сейчас это далеко не так - руководители Красноярского края мыслят реальными категориями и действуют в логике антикризисных мер.

- 2014 год уже назвали периодом экономических "антирекордов", и в перспективе - жесткие сценарии, готовы ли мы к этому?

- Как верно заметил патриарх Кирилл, мы не должны ориентироваться только на курс, поскольку помимо него есть понятие "цена" - внутренний регулятор наших взаимоотношений. И важно четко понимать, что предпринять, если мы хотим жить в ценообразовании, которое позволяют иметь реальные доходы населения. Возьмем в качестве примера вопросы продовольственной безопасности. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости привести показатели среднестатистической потребительской корзины к европейскому уровню. Я лично убедился во время недавней поездки в Германию, что набор продуктов для праздничного стола, накрытого в Сочельник для четырех человек, в немецком супермаркете в переводе с евро по курсу декабря обошелся всего в 2680 рублей. А в крупных торговых сетях Красноярска за ту же продуктовую корзину в декабре 2014 года пришлось бы заплатить 10-12 тыс. рублей. И это наглядная демонстрация плодов европейской экспансии на Восток.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть господдержка среднего и малого бизнеса в текущих экономических условиях?

- Сегодня средний и малый бизнес - реальный и эффективный сектор отечественной экономики. Его потеря будет невосполнима, поэтому так важно на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - поднимать вопрос о мерах государственной поддержки предпринимателей. Здесь мы имеем поле для законодательных инициатив, но некоторые аспекты требуют срочных решений. Не секрет, что значительная часть нашей экономики сегодня ориентирована на импорт. И огульно обвинять малый и средний бизнес в том, что предприятия повышают цены на услуги и продукты производства, не следует. Ведь они сами являются "заложниками" ситуации и связаны контрактами по уже реализуемым проектам. Особенно если речь идет о расходных материалах, средствах производства, которые в настоящее время у импортных производителей приходится закупать по существенно более высоким ценам. Нельзя бросать эту часть производственной деятельности на произвол судьбы, иначе последует череда банкротств, что негативно скажется на экономике в целом. Необходимо в срочном порядке отреагировать и помочь - возможно, в какой-то части компенсировать затраты. И это, по моему мнению, очень серьезная и ответственная задача, которую нужно решать незамедлительно.

- Вспоминая 2009 год, мы видим немало примеров, как выделенные государством "антикризисные подъемные" не работали?

- В 2009-м Правительство РФ приняло решение выделить из федерального бюджета средства на поддержку крупных корпораций и банковской сферы. Это дало определенный эффект, однако ряд крупных корпораций разместил полученные тогда "антикризисные" средства на зарубежных валютных счетах, вместо того чтобы решать бизнес-задачи в России, которые до этого выработали совместно с правительством РФ, чтобы получить субсидии. Таких примеров много. В Германии в тот же период к этому подошли иначе. Проанализировали бизнес-среду, посчитали, сколько за 10 лет малый и средний бизнес заплатил в виде налогов. Затем этот объем средств вернули в виде субсидий под реальные проекты, которые по оценкам экспертов были перспективны для развития экономики. В итоге страна быстро и эффективно решила свои проблемы с торможением рынка в период кризиса и добилась показателя прироста ВВП на уровне 4,5%. Причем результат мог быть и более позитивным, но Германия, являясь локомотивом всей Европы, взяла на себя нагрузку выравнивания экономики стран Старого света, где дела шли не столь успешно.

А что происходит в России сейчас, например, в части либерализации государственной политики в отношении среднего и малого предпринимательства? Напомню, о значимости либерализации госполитики по отношению к этому сектору бизнеса говорил Президент России в ежегодном послании к Федеральному Собранию. И в то же время ответственные чиновники уже через две недели после его выступления делают заявление о том, что в 2015 году либерализации не потребуется. А ведь это - та основа, без которой не будет дальнейшего развития.

- Если говорить о защите прав предпринимателей, как избавить их от множества административных барьеров?

- С января у нас начал действовать ряд федеральных законов, связанных с этим направлением. В частности, бизнес-сообщество связывает возможность позитивных сдвигов с изменениями, внесенными в федеральный закон от 26 декабря 2008 г. ? 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Регламент взаимоотношений бизнеса и контролирующих органов должен стать более прозрачным и понятным. В частности, регламент проведения плановых и внеплановых проверок в новой редакции прописан более четко. Допускается преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замена (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции. Также расширена сфера применения закона за счет включения в нее муниципального контроля.

Тем не менее, вопрос о преодолении административных барьеров на старте реализации предпринимательских инициатив, в том числе касающихся инновационной деятельности, остается в числе самых злобо-дневных. Не так давно мне довелось побывать на инновационном форуме в Томске, где я имел возможность изучить опыт создания инновационного кластера на основе израильских технологий. Как это было реализовано? При поддержке муниципальных властей выделили участок в 200 гектар, определили, какие перерабатывающие производства войдут в кластер, привлекли ряд научных предприятий, которые должны были помогать адаптировать и разрабатывать технологии. В итоге за пять лет кластер увеличил стартовые финансовые вложения в его реализацию в 4,2 раза и стал генерировать доходы. Очень важен вопрос сроков окупаемости - они не должны затягиваться на период свыше 4-5 лет. На территории Красноярского края можно было бы организовать кластер в сфере лесопереработки с центром в Лесосибирске. При этом не надо изобретать велосипед - за основу можно взять японские технологии организации безотходных производств.

- Это одно из направлений развития промышленности, а если говорить о промышленной политике в регионе в целом?

- Являясь членом комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения, я принимал активное участие в разработке закона о промышленной политике. Этот закон на сегодняшний день проходит экспертизу. Я бы отметил как преимущество, что в разработанном нами законопроекте предельно конкретно сформулированы понятия "промышленного производства" и "промышленной деятельности". И если в федеральном законе, регламентирующем эти вопросы, данное понятие в первую очередь отнесено к разработке месторождений, недропользованию и переработке сырья, то в проработанном нами региональном документе акценты расставлены иначе. Мы говорим о создании средств производства и предметов потребления - именно на развитие этой сферы направлен закон. Если далее провести параллели, то ФЗ раскрывает понятие и механизм формирования Координационного совета по промышленной политике, председателем которого является Президент РФ. Мы в свою очередь сформировали представление о региональном Координационном совете, главой которого станет губернатор Красноярского края, а в состав войдут председатель правительства, профильные министры, представители контролирующих органов, руководители крупнейших промышленных предприятий (в общей сложности не более 20 человек). Этот орган, заседания которого будут проводиться ежемесячно, позволит инвесторам и предпринимателям, минуя административные барьеры, подавать заявки на реализацию своих проектов на срочное рассмотрение. Совет определит приоритетность и даст заключение, если же возникнут дополнительные вопросы, не придется ждать аудиенции у чиновников в течение длительного срока. Кроме того, функция регионального Координационного совета - экспертная оценка эффективности деятельности представителей муниципальной и региональной власти (вплоть до самого высокого ранга - министр, председатель правительства), направленной на развитие промышленного потенциала.

Иными словами, создан рычаг целевого управления конкретными вопросами, касающимися развития промышленного производства в крае. А для региона сегодня это ключевая задача и, конечно, работа не одного дня. В целом свою деятельность в краевом парламенте оцениваю с точки зрения эффективности - и в работе с населением, и в профильных комитетах. Будучи неосвобожденным депутатом, я, тем не менее, оперирую большим объемом, нагрузка велика. Многие вопросы удалось решить положительно.

- А если говорить о бизнес-задачах, которые стоят в 2015 году перед компанией "Магнат-РД"?

- В условиях, которые в 2013-2014 годах диктовали федеральное правительство и контролирующие?организации, работать было сложно. Госкомпании сегодня нацелены на вытеснение частных структур, поэтому задачи наши прежние - остаться в числе крепких игроков отраслевого рынка. Кроме того, политико-экономический контекст в стране и мире диктует свои сценарии. В настоящем это, в первую очередь, оптимизация бизнес-процессов. В 2008 году руководство ООО "Магнат-РД" уже имело подобный опыт. Тогда коллектив компании действовал исходя из следующей установки: "Кризис не в стране, он, прежде всего, в головах людей". И в 2015 году наши приоритеты не меняются - вести агрессивную политику на рынке, стараться добиться максимального результата вне зависимости от курса иностранной валюты и других условий. И у нас есть все возможности оставаться в числе лидеров.

Депутатский корпус

Дьяков Александр Александрович

Лесосибирский одномандатный избирательный округ ? 20

Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (КПРФ)

Входит в состав комитетов: комитет по промышленности и вопросам жизнеобеспечения; комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов

Год рождения: 1962

Образование: высшее профессиональное

Трудовая деятельность: 1979-1980 - Красноярский машиностроительный завод, электромонтер по обслуживанию оборудования; 1982-1992 - УВД Красноярского крайисполкома; 1992-1999 - ООО "ОГАРД", генеральный директор; 1999-н.в. - ООО "Магнат РД", генеральный директор

Награды и звания: медаль "За безупречную службу"

Общественная приемная: г. Лесосибирск, ул. Южная, 2б, тел. (391) 453-33-55

E-mail: dyakov@sobranie.info

Справка

Выдержки из Федерального закона Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. ? 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации": промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных, образовательных, информационных, социально-инфраструктурных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации; промышленная деятельность - определяемая на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к обрабатывающему производству; субъекты промышленной деятельности - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие промышленную деятельность на территории Российской Федерации; отрасль промышленности - совокупность видов экономической деятельности в рамках одной классификационной группы одного класса видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, за исключением деятельности по производству подакцизных товаров; промышленная продукция - товары, работы и услуги, производимые в результате осуществления промышленной деятельности; уполномоченный орган Российской Федерации в сфере промышленной политики - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов; меры стимулирования промышленной деятельности - действия органов государственной власти и органов местного самоуправления правового, организационного и экономического характера, осуществляемые в целях роста производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и повышения ее конкурентоспособности.

Справка

Выдержки из Федерального закона Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. ? 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации": промышленная инфраструктура - совокупность объектов недвижимого имущества (земельные участки, здания и сооружения) и сетей (электрических, газораспределительных, тепловых, водоотведения, канализационных), необходимых для осуществления промышленной деятельности; инфраструктура поддержки субъектов промышленной деятельности - совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, которые участвуют в осуществлении мер стимулирования промышленной деятельности; промышленная продукция, не имеющая аналогов, производимых в Российской Федерации, - промышленная продукция, которая не может быть заменена на произведенную на территории Российской Федерации продукцию со схожими характеристиками, позволяющими выполнять одинаковые функции и быть коммерчески взаимозаменяемой, и которая отвечает признакам, установленным Правительством Российской Федерации; освоение производства - комплекс мероприятий, обеспечивающий подготовку субъекта (субъектов) промышленной деятельности к выпуску ранее не производимой им промышленной продукции, включающий отработку и проверку подготовленного технологического процесса, и овладение практическими приемами изготовления промышленной продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме; внедрение результатов интеллектуальной деятельности - комплекс мероприятий, направленных на использование результата интеллектуальной деятельности для производства промышленной продукции; специальный инвестиционный контракт - соглашение о реализации инвестиционного проекта, заключаемое между Российской Федерацией и инвестором (инвесторами), предусматривающее установление для инвестора (инвесторов) изъятий стимулирующего характера при условии принятия ими обязательств, направленных на развитие производства промышленной продукции в Российской Федерации.

просмотры: 2022
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске