просмотры: 255

Время перемен

Текст: Анна Кирякина Фото: архив «Лицей № 9»
Весной 2020 года все учебные учреждения столкнулись с необходимостью дистанционной работы и потребностью изменить сложившуюся систему. «Лицей № 9 «Лидер» воспринял эти перемены в качестве мотивации к дальнейшему развитию, рассмотрев ситуацию в актуальном свете.

 


В беседе с Ириной Осетровой, директором муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 9 «Лидер» презентуем современные формы обучения и их актуальность для школьников.

— Ирина Геннадьевна, расскажите, как лицей справился с работой в дистанционном режиме, как данная вынужденная мера отразилась на итогах года?


— Начало пандемии, продление мартовских каникул в прошлом учебном году и переход на удаленный режим работы в нашем лицее не вызвал паники. Мы оперативно смогли решить с педагогами, как будем продолжать обучение своих детей в этих условиях, чтобы были достигнуты поставленные цели и получены образовательные результаты. Ведь дистанционные технологии в образовательном процессе нами использовались уже давно. Например во время сильных морозов, когда большая часть детей находились дома, а еще старшеклассники по некоторым базовым предметам у нас обучаются с использованием дистанционных технологий, в том числе онлайн. Мы определили для себя оптимальный набор цифровых инструментов, уже опробованных и на наш взгляд эффективных: «ЭлЖур», Учи.ру, «Яндекс. Учебник», «Фоксфорд», РЭШ, «ЯКласс», «Интернет Урок», Onlinetestpad, Uzetest.ru, «ВиртуЛаб», «ГлобалЛаб», Neznaika.info, engsecrets.ru, Quizlet, Clickmeeting, Skype, YouTube, Classtime, Classroom, LearningApps.


Для работы онлайн в основном мы использовали бесплатную версию Zoom. Все уроки стояли в расписании, на работу онлайн по рекомендациям Роспотребнадзора время было ограничено, не более 30 минут. И вообще в день таких уроков было не более двух, на них отрабатывались самые сложные темы. Остальное время было дано на самостоятельное выполнение заданий. Практически ежедневно мы обсуждали с учителями в Zoom, какие проблемы возникают при обучении, чтобы их оперативно решать.


Особый подход к организации удаленного обучения и лишний месяц подготовки к государственной итоговой аттестации хорошо сказались как на общих по лицею результатах, так и на результатах ЕГЭ. Выше, чем в прошлом году, результаты ЕГЭ по математике, русскому языку, литературе, информатике, физике, истории, причем по истории есть 100 баллов. Среди 84 выпускников 11-х классов у нас 19 медалистов, то есть почти каждый четвертый. Надо сказать, что практически все они подтвердили свои медали результатами ЕГЭ. Так что пандемия оказалась нам на руку.


— Расскажите о формах обучения, которые сегодня практикуются в лицее, особенностях учебных методик? 


— Совершенно очевидно, что дети после пандемии стали другими, а это значит, что подходы необходимо было менять. Еще летом мы начали разрабатывать модель смешанного обучения. Это ни в коем случае не означает только дистант. Смешанное обучение — это интеграция технологий, способов, методов и форм организации образовательной деятельности: оффлайн — проведение занятий, событий в здании лицея, на территории организаций-партнеров, в городской и природной среде, расшколивание — новая форма обучения, прочно вошедшая в образование с начала прошлого учебного года, обучение по самоорганизованному плану или самостоятельное обучение, сетевые формы образования, модель «перевернутый класс» и другие форматы.


— Что конкретно предполагает смешанная модель обучения? Приведите практический пример.


— Режим обучения в смешанной модели включает живое оффлайн-общение в лицее или во внешкольном пространстве, онлайн-общение, когда в назначенный час учитель организует видеоконференцию, общение в чате с учащимися; обучение, растянутое во времени, когда используя определенные цифровые инструменты, учитель создает платформу для самостоятельного обучения при своем активном опосредованном участии (контроль при таком обучении полностью ложится на родителей ученика и его сознательность); совместная работа учащихся при сетевом взаимодействии. При этом используются современные цифровые технологии. Чтобы сформировать у наших детей такое важное качество, как самостоятельность, с начала учебного года мы ввели флеш-сессию. Один день в неделю параллель с 5-го по 11-й класс не приходят в школу. Они самостоятельно выполняют задания, полученные накануне. Эти задания готовятся нами в течение недели заранее. Результатом флеш-сессии должен быть продукт, который связывает все предметы, вынесенные на этот день, в каждой параллели разный набор предметов. Это могут быть разные продукты: видеоролик в «Тик-ток», буклет, рекламный ролик, проект преобразования пришкольного участка, майнд-карта, макет с описанием, сценарий какого-либо события или экскурсии. Список продуктов должен быть избыточным, дети заранее выбирают, что они будут делать, объединяются в группы или работают индивидуально. Задача учителей — оценить продукт и вычленить образовательные результаты по своему предмету. Все продукты должны иметь публичный характер, то есть быть опубликованными в цифровой среде. Ведь цифровой след ребенка — это его биография.


— Над какими проектами на данный момент работает лицей, на какие задачи они направлены?


— В целях персонификации образования мы создаем цифровую платформу «Сетевая школа «Лидер+», которая начала работать еще в январе 2020 года для учащихся 10 школ, лицеев, гимназий Красноярска, ставших участниками Сетевой школы старшеклассников «Лидер+» еще в сентябре 2018 г.


Сетевая школа «Лидер+» для дистанционного обучения создана на платформе Moodle. В настоящее время сайт работает в тестовом режиме, на нем зарегистрировались около 150 учащихся из красноярских школ. В апреле нами разработан сетевой проект, направленный на расширение, во-первых, географии сетевой школы (мы приглашаем школы Красноярского края). Во-вторых, контент наполняется предметными модулями, такими как «У тебя есть вопрос — тебе нужен ответ?» (видеоролики, записанные нашими педагогами по проблемным темам, предметные курсы «За пределами школьной программы» и надпредметные курсы. Необходимо дать возможность учащимся 5-х — 11-х классов вне зависимости от места их проживания и обучения решать свои проблемы в обучении, во-вторых, усиливать сильное, то есть расширять свои компетентности в предметных и межпредметных областях. Проект стал победителем краевого конкурса по отбору общеобразовательных организаций (школ) для проведения мероприятий по пополнению фондов школьных библиотек и созданию школьных информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям. В рамках этой задачи в лицее создаются новые пространства, оборудованные современными техническими устройствами, дающими возможность проводить качественно вебинары с участниками сети, а учащимся получать образование в дистанционном режиме (встречи с мастерами-профессионалами, учителями из других школ).


— Трансформация образования в лицее начинается с самых маленьких, расскажите подробнее о работе с детьми дошкольного возраста.


— В прошлом году к учебному процессу в лицее присоединились два детских сада (№ 177 и № 178), теперь это наше структурное подразделение «Детский сад «Маленькая страна». Сразу же педагоги, работающие с дошкольниками, включились в инновационную деятельность лицея, принимают активное участие в преобразовании среды детского сада, стали участниками всероссийского проекта «Полилингвальность в детском саду». Что это означает? Это погружение детей в среду, в которой они общаются с носителями разных языков, в настоящее время — английского и китайского. Это не занятия по изучению языка, общение происходит в игровой форме и во время занятий других педагогов, во время еды, на прогулке. При этом у детей постепенно накапливается словарный запас, они понимают языковую основу, им становится легче усваивать языки при дальнейшем обучении в школе. Так, первые выпускники нашего детского сада, пришедшие к нам в 1-й класс, более быстрыми темпами осваивают эти языки, уже на более серьезном уровне. Образовательная программа дошкольного образования, разработанная педагогами, высоко оценена экспертами, неоднократно представлена педагогическому сообществу в рамках всероссийских онлайн-семинаров и конференций под руководством научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» А. И. Адамского.


— Новый учебный год успешно стартовал, будем надеяться на его течение в привычном классическом формате, с чем связываете перспективы? 


— Лицей определен школой с высокими образовательными результатами в рамках регионального проекта «Повышение качества образования в школах с низкими результатами Красноярского края».


В августе 2020 года мы приняли участие в открытом конкурсе на предоставление в 2020 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управлением системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В ближайшей перспективе планируем на сайте Сетевой школы создать обучающий курс для детей и их родителей, для которых русский язык не является родным.

 

Ирина Осетрова, директор МАОУ «Лицей № 9 «Лидер»: 
— Уважаемые коллеги! От все души поздравляю вас с профессиональным праздником днем учителя! Труд учителя, почетный и уважаемый во все времена, является не-оценимым для будущего страны. Именно мы воспитываем и учим молодое поколение, открываем ему новые горизонты, прививаем лучшие человеческие качества. Желаю, несмотря ни на какие трудности, уверенно двигаться вперед, ведь проблемы, которые мы встречаем на своем пути, только закаляют и развивают. Удачи и успехов всем, новых идей, новых проектов, новых достижений! И продуктивного учебного года, пусть все  задуманное обязательно исполнится!

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®