просмотры: 806

Вопрос экологии остался открытым

Текст: Александр Белов
В апреле проблемы экологии обсудили в Красноярске на публичных слушаниях. В течение трех часов участники мероприятия искали виновных и оценивали наносимый ими ущерб, но конкретного плана по выходу из экологического кризиса так и не появилось.
Впрочем, красноярцев заверили, что это далеко не последние общественные слушания, посвященные данной проблеме.

— Это только начало, будут экспертные обсуждения, будет масса широких обсуждений, поэтому поводов говорить, что кому-то не дадут слова на красноярской площадке, нет, все будет хорошо! — подчеркнул председатель Заксобрания края Александр Усс.


Очевидно, что решить вопрос с наскока не удастся: слишком долго его оставляли без внимания. Сегодня, по мнению экспертов, экологическая ситуация в краевом центре не просто сложная, но по-настоящему критическая. Показательно, что сами красноярцы оценивают ее как крайне неблагоприятную. Эксперты портала Domofond.ru опросили жителей разных городов России об их отношении к обстановке в том месте, где они живут, и составили рейтинг из 100 крупнейших населенных пунктов страны. Красноярск был признан одним из самых неблагоприятных в экологическом плане — город оказался на восьмой строчке антирейтинга.


Переломный момент, заставивший даже самых равнодушных обратить внимание на экологическую проблему, произошел 11 января: впервые Гидрометцентр установил режим неблагоприятных метеорологических условий второй степени опасности. Активисты начали сбор подписей под обращением, адресованным главам города и региона, с просьбой вмешаться. А вслед за этим была создана еще одна петиция с предложением уменьшить стоимость проезда в автобусах до 16 рублей в те дни, когда в городе действует режим неблагоприятных метеоусловий.


С каждым годом суммарное количество дней, в период которых действует режим НМУ, стабильно растет, отмечают специалисты ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Это видно по данным статистики, собранным за последние пять лет: в 2010 году дней с режимом НМУ было зафиксировано 16,5 из 365, в 2011-м — 34,5 суток, в 2012-м — 44. Исключение составил 2013 год, когда красноярцы жили под «черным небом» всего 27 дней. Однако в 2014-м снова наметился рост — 40 суток с НМУ, в 2015-м — 67. А в первые три месяца 2016 года режим НМУ действовал в общей сложности более 30 дней.


Правда, в докладах чиновников, выступавших с докладами на общественных слушаниях, фигурировали совсем иные цифры, исходя из которых можно сделать вывод о том, что никакой экологической катастрофы в городе не наблюдается — более того, ситуация год от года улучшается. В частности, об этом заявил заместитель председателя правительства Красноярского края Юрий Лапшин:


— В Красноярске выбросы загрязняющих веществ в атмосферу осуществляет 221 предприятие федерального и регионального значения. Согласно государственному докладу РФ в 2014 году в атмосферу города поступило более 194 тыс. тонн загрязняющих веществ. Из них почти 130 тыс. тонн, или 67%, — от стационарных источников предприятий города. За период с 2005-го по 2014 год наблюдается динамика по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Зафиксировано снижение выбросов на 22%, или почти на 55 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников — на 50 тыс. тонн.


Если не промышленные предприятия, то кто же виноват в неблагополучной экологии в городе? Юрий Лапшин высказал мнение, что тому есть объективные причины: роза ветров, сбиваемая высотными зданиями, и северный антициклон, который не дает рассеиваться вредным веществам.


— Процессы, происходящие в атмосфере, изменились по сравнению с теми, что происходили два-три года назад. Преобладают вертикальные воздушные потоки, они прижимают выбросы, которые должны были бы рассеиваться. Очень часто случаются периоды безветрия, — напомнил участникам слушаний зампредседателя краевого правительства.


Однако истинных виновников «черного неба» все жители города знают, что называется, в лицо. Ранее заместитель руководителя Росприроднадзора по краю Валерий Суяргулов в своем выступлении на телевидении уже озвучивал этот список: на первом месте — КрАЗ, на втором — ТГК-13 (три городские ТЭЦ), на третьем — автомобильный транспорт. В свою очередь, у промышленников свое видение проблемы.


— Мы переводим весь электролиз на экологический содерберг — это позволит еще на 10% снизить все выбросы в атмосферу и достичь ПДВ. Завод работает в соответствии с законодательством РФ, выполняет все свои программы, у завода большое будущее, — заявил на общественных слушаниях 7 апреля управляющий директор КрАЗа Леонид Рагозин.


Несмотря на столь оптимистичные заявления, горожане неоднократно задумывались над возможностью переноса алюминиевого завода за пределы Красноярска. Например, Сергей Шахматов, еще будучи чиновником министерства природных ресурсов и экологии края, не раз получал подобные предложения.


— Сколько стоит перенести КрАЗ за черту не просто города, а санитарно-защитной зоны — на 15 км, и реально ли после этого Советский район вздохнет? Это вопрос нескольких сотен миллионов долларов. Нужно фактически построить новый завод. Готов пойти собственник сегодня на это или не готов — это скорее вопрос риторический, — считает руководитель регионального отделения всероссийского движения «Зеленая Россия» Сергей Шахматов.


Прозвучала во время слушаний и тема лояльного отношения властей города к предприятиям, которые не соблюдают планы снижения выбросов в атмосферу. Практически все докладчики сошлись во мнении: штрафы для нарушителей необходимо увеличить, а систему мониторинга за выбросами — усилить.


— Если посмотреть объекты поменьше, сотни мелких котельных, транспорт, высотная застройка вдоль берегов Енисея — как все эти факторы взаимодействуют друг с другом? Мы вынуждены признать: убедительной и надежной картины происходящего у нас нет, — резюмировал Александр Усс.


Экологи соглашаются: мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в городе осуществляют стационарные посты, оборудование на которых давно устарело. К тому же забор атмосферного воздуха они делают всего четыре раза в сутки лишь по 17 веществам, при этом предельно допустимые концентрации установлены более чем для 600 веществ. Руководитель Росприроднадзора по краю Андрей Калинин предложил создать экологическую полицию для «выявления, пресечения и предупреждения нарушений в области охраны окружающей среды».


Зампредседателя комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания края Иван Ребрик (который также является директором департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности РУСАЛа)
в ходе своего выступления провозгласил лозунг: «Каждой трубе — круглосуточный онлайн-мониторинг!» Он подчеркнул, что целью экологического оздоровления должно стать снижение уровня выбросов до такой степени, чтобы к 2025 году превышений не было вовсе, а для этого, по словам Ребрика, нужна комплексная программа. Казалось бы, самое время озвучить несколько пунктов из нее. Депутат ограничился двумя: «нужна борьба с городской пылью и полная ликвидация городских свалок». Тема ликвидации свалок активного развития в ходе слушаний не получила. Что же касается пыли, то, по мнению некоторых специалистов-экологов, она наносит куда больший вред здоровью, чем трубы предприятий, поскольку абсорбирует выхлопные газы автотранспорта и держится как раз на уровне легких человека. В связи с этим московских экспертов удивило, что на красноярских улицах нет машин, моющих асфальт.


— Все просохло вокруг, и меня очень поразило вот что: где хоть одна поливальная машина? Эта пыль, это зимние загрязнения — мы ими дышим, их надо срочно смывать! — призвал директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.


Тему ответственности промышленных предприятий озвучили многие из выступавших на слушаниях докладчиков. Так, депутат Горсовета Александр Коропачинский сообщил, что лично все просчитал: выбросы ТЭЦ и КрАЗа в город не попадают, их относит в другую сторону. По мнению парламентария, все дело в автомобильных выхлопах. Коропачинский посоветовал либо сделать платным проезд по основным дорогам, либо пересадить красноярцев на общественный транспорт и такси.


— Никто не умаляет долю автотранспорта в загрязнении города, но нельзя спихивать все только на это, — считает Сергей Шахматов. — Нужно учитывать и стационарные загрязнители, не только крупные предприятия, но и мелкие. Есть три главных вопроса. Проявит ли в полной мере политическую волю законодательная и исполнительная власть? Многие базовые моменты находятся в зоне отношений краевой власти и основных загрязнителей. Второе: готовы ли сами загрязнители идти навстречу и усиливать модернизационные экологические программы? Третье: выделят ли деньги на мероприятия, которые будут рекомендованы после слушаний? На эти вопросы не было дано ответов.


Впечатлением от слушаний поделился с губернатором Александр Колотов, директор красноярской экологической организации «Плотина»:


— Я вспомнил недавние публичные слушания в Законодательном собрании края — сказал, что и там заметна тенденция отдать всю борьбу с «черным небом» Красноярска на откуп ученым, чиновникам и промышленникам, без полноценного общественного экологического контроля. Сказал, что мы все знаем крупнейших загрязнителей города и края, и что давно пора, чтобы они устраивали дни открытых дверей для всех желающих ознакомиться с работой их очистного оборудования. И что совершенно необходимо основать традицию регулярных публичных экологических отчетов предприятий, на которых горожане могли бы задавать все волнующие их вопросы и получать ответы от компетентных сотрудников.


В ответ губернатор пообещал устроить отдельную встречу с экологической общественностью, чтобы обсудить все насущные вопросы. А тем временем подготовленную по итогам слушаний резолюцию на 12 страницах депутатам Заксобрания предстоит доработать и принять на одном из ближайших заседаний сессии. Будет ли итоговый документ содержать конкретные мероприятия, и насколько эффект от них окажется ощутимым для жителей краевого центра?

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®