Об успешности технологичных подходов в сфере поставок ресурсов, сборов коммунальных платежей, а также о набирающей популярность практике заключения прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и потребителями говорим с директором Красноярского филиала «Сибирской теплосбытовой компании» группы СГК Евгением Понятиным.
— Евгений Николаевич, мы беседуем в преддверии Дня энергетика. Каковы отраслевые задачи в работе теплосбытового подразделения?
— Вновь созданные теплосбытовые подразделения группы СГК приступили к операционной деятельности в апреле 2015 года. Это позволило сформировать и реализовать общие принципы, единые подходы в области сбыта коммунальных ресурсов. По существу, теплосбытовое подразделение — это структура, осуществляющая в качестве представителя ресурсоснабжающих организаций функции начисления и сбора платежей за тепловую энергию, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, а также ведущая работу по заключению договоров и взысканию задолженностей.
— Насколько комфортны, практичны в условиях современной экономики внедряемые механизмы сотрудничества РСО и потребителей?
— Прежде всего в городах присутствия Сибирской генерирующей компании, включая Красноярск, созданы специализированные центры по обслуживанию клиентов, где оформление и выдача необходимых документов, в том числе при заключении договоров о поставках ресурсов, производится по принципу «одного окна». Таким образом, обратившийся в центр потребитель, будь это юридическое или физическое лицо, не затрачивает лишних усилий и экономит свое время. Для ресурсоснабжающих организаций подобная форма документооборота удобна не в меньшей степени. Вместе с тем в муниципалитетах сформированы call-центры, благодаря которым клиенты могут по телефону задать интересующий вопрос, получить в режиме онлайн исчерпывающую консультацию либо, к примеру, передавать текущие показания приборов учета. Номера телефонов call-центров указываются в документах об оплате коммунальных ресурсов.
А так как мы живем в эпоху развития цифровой экономики, планируем в ближайшее время в полной мере задействовать и интернет-ресурс — на официальном сайте компании пользователь может создать личный кабинет с мобильным приложением. Такой электронный сервис позволит потребителю всегда быть в курсе актуальных отраслевых новостей, получать полезные оповещения от своей ресурсо-
снабжающей организации — например об истечении сроков поверки индивидуальных приборов учета или задолженностях (если такие есть). Также с помощью данного ресурса можно будет передавать показания счетчиков, производить оплату за использованные ресурсы, направлять предназначенные для ресурсоснабжающих организаций (РСО) документы.
— Сегодня в стране актуальна проблема с неплатежами за ЖКУ. Насколько успешно она решается в Красноярске?
— К сожалению, полностью исключить из повестки дня вопрос о наличии должников по оплате коммунальных ресурсов пока не удается. В отношении юридических лиц, а в подавляющем большинстве должниками являются жилищные организации — управляющие компании и ТСЖ — технологии взыскания отработаны и реализуются на плановой основе: мы обращаемся в судебные инстанции. Только в текущем году в суды подано более 1200 исков на общую сумму в 2,3 млрд руб. Если исковое заявление не принуждает должника начинать рассчитываться за ресурсы, то дальше подключается служба судебных приставов. Кроме того, на регулярной основе ведется работа по инициированию процедур банкротства должников. К примеру, лишь в этом году мы подали 72 таких заявления. Для руководителей недобросовестных жилищных организаций предусмотрена ответственность, вплоть до возбуждения уголовных дел.
Значимым шагом к решению проблемы неплатежей жилищников за ресурсы стало принятие в этом году поправок к Жилищному кодексу, которые разрешили собственникам напрямую заключать договоры с ресурсниками.
— Расскажите об оплате коммунальных ресурсов напрямую в РСО. Этот механизм эффективнее?
— Люди активно пользуются возможностью оплачивать ресурсы напрямую поставщикам, минуя жилищную организацию. Работу, которая обеспечивает комфортные условия для заключения прямых договоров, мы ведем с прошлого года. Новшество популярно: к примеру, только по Красноярску сейчас заключено около 60 тыс. прямых договоров с Сибирской генерирующей компанией, и, судя по тенденциям, есть все основания ожидать, что уже в следующем году это число кратно увеличится. Таким образом, подавляющее большинство собственников жилья в краевом центре перейдет к прямым договорам на поставку коммунальных ресурсов.
Подчеркну, предлагаемые возможности в немалой степени способствуют эффективности партнерства потребителей и РСО, в том числе в области собираемости коммунальных платежей.
— А находятся ли среди граждан, перешедших на прямые договоры, те, кто также уклоняются от обязанности оплаты коммунальных ресурсов?
— В связи с серьезным увеличением количества потребителей из числа физических лиц мы проводим изменения в технологиях взыскания и с таких должников. В частности стремимся, чтобы под пристальным вниманием находились не только должники с крупными суммами, а все неплательщики, допустившие просрочки.
Только за 10 месяцев 2018 года в Красноярске возбуждено свыше 20 тыс. исполнительных производств на общую сумму около 1 млрд руб. Вынесено 6,4 тыс. исполнительных постановлений на доходы и средства в банках, почти 900 жителей города лишились права на выезд за границу. Наложен арест на 13 автомобилей. В общей сложности с должников среди физических лиц по результатам нашей работы получено более 365 млн руб.
При этом, каждая «плохая история» рассматривается индивидуально, с должниками ведется плотная досудебная работа — в телефонном режиме выясняются причины неплатежей, при необходимости потребителям предлагаются мягкие и приемлемые для обеих сторон решения, включая графики реструктуризации задолженностей. Но если должник настойчиво уклоняется от конструктивного диалога, приходится взыскивать долги через суд и с помощью судебных приставов.
Основная цель такой работы — донести до жильца-должника в первую очередь словом, а в случае необходимости и делом, простую истину: коммунальные услуги проще, удобнее и дешевле оплачивать вовремя и в полном объеме.
— Сибирская генерирующая компания продолжает совершенствовать профильные технологии. Какие задачи в приоритете?
— В числе ключевых тем на ближайшую перспективу — развитие сервиса по диспетчеризации дистанционно снимаемых показателей общедомовых приборов учета ресурсов, а также дальнейшее тиражирование успешной практики по заключению прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями, распространение прочих удобных для потребителей операционных сервисов.
Технологии не стоят на месте, и мы в своей деятельности выдерживаем твердую стратегию в русле эффективных новшеств, стимулирующих динамичное развитие отечественного рынка коммунальных ресурсов и услуг.