О предварительных результатах организации системы проектной деятельности и перспективах этой деятельности, а также об инвестиционной политике в регионе и роли Красноярского экономического форума в контексте этих вопросов беседуем с губернатором Красноярского края Виктором Толоконским.
— Виктор Александрович, по вашей инициативе создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, каковы его основные задачи?
— Первое заседание Совета при губернаторе Красноярского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам состоялось в феврале этого года. Я считаю создание этого совещательного органа очень важным шагом к системному освоению проектного подхода в постановке и решении управленческих задач. Как следует из названия, он будет определять основные направления стратегического развития региона, приоритетные для нас проекты и программы. Безусловно, в своей работе члены совета должны опираться на ключевой, базовый документ — Стратегию социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. В его подготовке участвовали эксперты из разных областей, многие общественные деятели. И совет должен стать значимой экспертной площадкой для разработки и принятия комплексных, стратегически важных решений, которые определят направления и темпы развития региона в ближайшие годы.
Сегодня мы активно занимаемся всеми процессами развития, и кое-что уже удается сделать. Мы обновили приоритеты развития и приняли новые программы инфраструктурного развития, нашли резервы роста экономики, роста производительных сил, как в базовых сферах, так и в новых наукоемких инновационных сферах развития. Нам удалось серьезно укрепить бюджет края, за счет дополнительных бюджетных ресурсов увеличить расходы как на социальную сферу, так и на развитие инфраструктуры. Мы смогли приступить к масштабным и бюджетоемким проектам, таким как развитие Енисейска в связи с 400-летием его образования, подготовка к проведению Всемирной зимней универсиады 2019 года, создание территорий опережающего развития, новое освоение Арктического севера нашего края и ряд других проектов.
Мы смогли также содержательно определить приоритет в развитии науки, образования и культуры, потому что для Красноярского края принципиально важен рост социальной привлекательности, повышение качества жизни. Сегодня у нас есть все ресурсы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность, но необходимы иные, более благоприятные условия жизнедеятельности. Очевидно, что эффективность и качество процесса развития может быть адекватным только при обновлении многих управленческих подходов, изменении структуры и механизмов управления процессом развития.
Одним из базовых направлений совершенствования управленческой практики становится умение формировать приоритетные цели, проектный подход к решению важнейших задач развития. На это нацелены органы власти края. К этому мы призываем экспертное и научное сообщество. В этом заинтересованы сами граждане, бизнес, все общественные силы края. И системообразующая задача вновь образованного совета как раз и заключается в том, чтобы обеспечить координацию и организационно-политическое руководство процессом повышения эффективности управления. Президиум совета под руководством председателя правительства края будет утверждать перечни и паспорта приоритетных проектов, формировать предложения для совета, а потом и для правительства, и для Законодательного собрания края по бюджетным ассигнованиям на реализацию тех или иных проектов.
Сегодня в портфеле программ развития региона три группы проектов. Первая — это приоритеты, заявленные президентом и Правительством России. Их 11, и каждый ответственный орган исполнительной власти в рамках этих приоритетов формирует свой набор проектов. Некоторые из них уже объявлены, некоторые находятся в стадии реализации. По ряду федеральных приоритетных проектов мы подписали соглашения и получили свою квоту. Это касается развития санитарной авиации, системы охраны здоровья, строительства новых школ.
Вторая группа — это проекты общего системного повышения эффективности управления в крае и создания более качественной среды, в которой это развитие происходит. Сюда относятся и организационные меры перестройки структуры органов власти, и создание специальных институтов, которые будут заниматься проектной деятельностью, проектным управлением. Первые шаги мы уже сделали, создав проектное управление.
Мы также формируем планы развития особых территорий — зон опережающего развития. К ним относятся проекты нового освоения Арктического севера, повышения инвестиционной привлекательности региона, создания лучших условий для предпринимателей и целый ряд других, включая, конечно, такие крупные, как Универсиада 2019 года и подготовка к 400-летию Енисейска.
Самая большая группа проектов — отраслевые. Каждая отрасль будет защищать на президиуме совета проекты, максимально способствующие развитию той или иной сферы жизнедеятельности, повышающие эффективность с позиций комплексного освоения территории края, создания новых рабочих мест, роста занятости, налоговой отдачи. Здесь очень важным критерием будет междисциплинарность, межотраслевые подходы. На уровне региональных и отраслевых разработок нам предстоит освоить новую структуру управления. Этими проектами будет управлять специальный постоянно действующий орган — либо правительственная комиссия, либо специальная проектная группа, которая сможет заниматься данными вопросами постоянно, содержательно и предметно.
Конечно, необходимы и проекты муниципального значения, которые важны для всего края. Например, быстрое и недорогое строительство культурных центров на муниципальном уровне или целый ряд коммунальных программ: «Чистая вода», модернизация котельных. Такие приоритеты мы должны определить как безу-словные для развития на муниципальном уровне. Мне также очень хочется, чтобы родилась идея проекта для самоорганизации и самоуправления граждан в жилых домах и комплексах, чтобы функция эксплуатации жилищного фонда была по максимуму передана самим гражданам. А главный проект этого года, как я уже сказал, — наше организационно-структурное обновление. Приоритетом должно стать повышение качества управления!
— Вы также поставили задачу перед правительством края резко повысить инвестиционный рейтинг региона. Предпринимаемых усилий недостаточно?
— Привлекать в наш край инвесторов несложно. У нас все есть — и природные ресурсы, и энергетические мощности. Поэтому нельзя сказать, что региону надо постоянно доказывать свои инвестиционные возможности. Красноярскому краю вообще грех жаловаться: ежегодный уровень инвестиций в размере 400 млрд рублей не сокращается, что, безусловно, задает нам будущую динамику развития. Это очень хороший показатель, который составляет 25% от валового регионального продукта. Тем не менее потенциальные возможности края гораздо больше. И так как я всегда настроен ставить максимальные задачи по росту экономики, бюджета и инвестиций, то считаю важным достичь уровня инвестиций в 30% от валового регионального продукта — это вполне достижимая величина.
Наша задача — войти в первую десятку регионов в российском рейтинге по поддержке делового предпринимательства и деловой активности. В 2015 году федеральное правительство утвердило Стандарт развития конкуренции. Речь идет о новых механизмах, о новых стимулах развития тех или иных сфер производства, услуг, бизнеса с очевидным сформировавшимся спросом, запросами, параметрами этих рынков. И мы по требованиям стандарта, изучив мнения населения и бизнеса, сформировали свой перечень приоритетных и социально значимых рынков региона. В него вошли технологическое обеспечение добычи и переработки топливно-энергетических полезных ископаемых, транспортировка нефти и газа, металлургический комплекс. А в первой тройке социально значимых рынков — услуги дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, рынки медицинских услуг, перевозок, связи, социального обслуживания населения, услуг в сфере культуры, торговли. Перечислить приоритетные отрасли мало, по каждой необходимо выработать конкретные управленческие решения. В крае почти 3 млн жителей, и мы представляем их интересы.
— В апреле столица края в 14-й раз выступит площадкой для проведения Красноярского экономического форума. Каковы ваши ожидания?
— Центральной темой Красноярского экономического форума станет Стратегия устойчивого развития Российской Федерации в 2017–2025 годах. Наступивший год — ключевой в формировании социально-экономической повестки страны в новом политическом цикле. И нам очень важно, что в канун президентских выборов обсуждение Стратегии развития России состоится в Красноярском крае. Мы пригласили очень много гостей. Условно их можно разделить на три большие группы: в первой — государственные деятели, федеральные министры, представители государственных институтов; вторая большая группа — это экспертное сообщество, третья — бизнес. Нам очень нужна активная и содержательная экспертная дискуссия по всем направлениям.
Всего в рамках деловой программы КЭФ состоится около 50 мероприятий по различным отраслевым тематикам. В их числе саммит бизнес-омбудсменов Сибири и Дальнего Востока, форум торгово-промышленных палат Сибири и многое другое. Отдельное направление представляет региональная политика, и мы планируем также ряд мероприятий с участием губернаторов, руководителей муниципальных ассоциаций. Надеюсь, получим ценный опыт управленческой практики. Поскольку 2017-й объявлен президентом Годом экологии в России, большой комплекс мероприятий будет посвящен экологической проблематике.
В подготовке программы форума активно участвовали ведущие российские и международные научные и экспертные учреждения, в том числе Центр стратегических разработок, Высшая школа экономики, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Валдайский клуб, деловой совет Евразийского экономического союза, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ. Убежден, Красноярский экономический форум в этом году будет очень интересным и плодотворным для всех участников!