АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 06 (110) 2015 (07.07.2015)

В интересах развития экономики края

Текст: Александр Белов Фото: архив пресс-службы правительства Красноярского края
Немногим более года прошло с того момента, как Виктор Толоконский возглавил управленческую команду Красноярского края. Что изменилось за это время? Чего удалось достичь, несмотря на кризисные сценарии, и что станет основными приоритетами в ближайшие годы? Отвечая на эти вопросы и подводя итоги, губернатор региона рассказывает о стратегических резервах региональной экономики, в том числе связанных с освоением Арктики, о налоговых маневрах и сокращении дефицита в бюджете.

— Виктор Александрович, что стало главным открытием за первый год работы в должности губернатора Красноярского края?

— Это было время знакомства с новыми людьми, которые делились своим видением будущего территорий, региона в целом. Радует, что я не видел равнодушного отношения к судьбе края — наоборот, повсюду встречал желание что-то предложить, подсказать. Отмечу, что у Красноярья есть существенное отличие от других регионов, в том числе Новосибирской области, где можно условно выделить два уклада жизни: городской и сельский. В нашем крае, помимо городов и сел, отдельное место занимает Север с его совершенно особыми видами занятости населения, а также моногорода, ЗАТО, формирующиеся вокруг одного мощного промышленного центра, — все это обуславливает специфику региона и создает дополнительные направления для его развития. Осмыслить эти возможности и сразу же ответить на имеющиеся вызовы оперативными действиями — вот что было важно для меня в этот год.

— Вам досталось непростое наследство — многомиллионный дефицит бюджета, в чем видите пути решения этой проблемы? 

— Необходимо было с первых дней работы доказать коллегам, что край не может и не должен работать с таким дефицитом бюджета. Причем настроить всех, что это наша задача и нельзя надеяться только на помощь из федерального центра. Красноярский край располагает уникальным промышленным, производственным потенциалом, который может и должен давать дополнительные доходы. Убедить, что мы сильны не только природными богатствами, — у края уникальные возможности для развития высокотехнологичной экономики. При этом в регионе явно не достает дорог, коммунальной инфраструктуры, жилья. Поэтому сразу же настаивал, что обеспечивающие развитие этих направлений отрасли должны добавить объемов, а следовательно, и налоговой отдачи. Мы ставим цель увеличить доходы бюджета края практически на 20 млрд рублей, что требует решения большого числа конкретных управленческих задач. За пять месяцев 2015 года отмечен прирост доходов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, и эта динамика должна нарастать.

— Как вы сработались с управленческой командой региона, и насколько высоко оцениваете ее эффективность?  

— Все, чего удалось добиться: рост доходов, строительство объектов, ввод новых производственных мощностей, решения по развитию социальной сферы, — все это, конечно, результат работы команды. И речь не только о заместителях губернатора, министрах и чиновниках. Депутаты Законодательного Собрания края, органы местного самоуправления, руководители общественных образований, ректоры вузов, директора школ — многие включены в этот процесс. Если говорить о работе коллег в правительстве и министерствах края, то я убежден, что правильное построение системы управления многое значит для достижения поставленных целей. Меньше ненужных отчетов, формальных проверок, не оправданных делом расходов. Нужно видеть результат и понимать, что у представляемого нами государства нет ресурсов, которые можно неэффективно вкладывать. Надо получать большую отдачу от того, что имеем. Находить решения больших задач по дальнейшему развитию края необходимо каждый день.

— У большого края должны быть долгосрочные планы развития, что вы считаете стратегически важными целями?

— Красноярский край традиционно развивался как промышленный регион, и сегодня именно с этим связаны ресурсы экономического подъема. Один из приоритетов — дальнейшее развитие металлургической промышленности. Полагаю, можно говорить о том, что алюминий в соединении с нанотехнологиями — многообещающее направление. Добывающая отрасль также должна приносить краю большую отдачу. Новые точки роста мы связываем со стимулированием развития «Ванкорнефти», где готовятся к освоению новые месторождения. Строится нефтепровод из Эвенкии, мощность которого рассчитана на 15 млн тонн. В дальнейшем объект позволит увеличить прирост налогов в краевой бюджет. Есть стратегические цели по нефтегазовой переработке и расширению неф-техимических производств. Не исключено, что появятся уникальные нефтяные материалы для металлургии. И, разумеется, надо понимать, что развитие экономики сегодня — это не только наращивание производственных мощностей, но также количество и качество рабочих мест. В стратегии развития края очень важен приоритет развития науки. На данном этапе один из приоритетов — формирование мощного научно-образовательного, исследовательского и внедренческого комплекса. Вокруг каждого университета должен действовать такой инновационный блок. Для этого потребуется поднять уровень и профессионального, и общего образования.

— Освоение Арктики — один из национальных приоритетов, что это дает региону, жителям северных территорий?  

— Красноярский край занимает особое место в работе государственной комиссии по вопросам развития Арктики, поскольку имеет большой удельный вес в развитии российского Севера. Сейчас наиболее эффективен Норильский промышленный район, однако наша задача — существенно повысить продуктивность экономики всех северных территорий, что невозможно без огромных вложений в инфраструктуру, в человеческий капитал. Геологические изыскания и научные прогнозы подтверждают колоссальный потенциал северных территорий края по запасам углеводородов, угля, золота, редких металлов, алмазов и других полезным ископаемых. Добавьте к этому перспективы освоения морского шельфа и развитие Северного морского пути. Параллельно будут расширяться программы, связанные с дополнительным пенсионным обеспечением, санаторно-курортным лечением работников, строительством социальных объектов, улучшением экологической ситуации, благоустройством промрайонов. Для власти важен не только налоговый эффект реализации стратегии, направленной на освоение богатств Севера, но и социальные инвестиции, которые позволят улучшить качество жизни людей.

— А если все-таки говорить о налогах, которые уходят в федеральный центр, можно ли вернуть часть их в край?

— Я не скажу, что нет резервов повышения качества налоговой политики в стране — они есть. Но и когда говорят, что у нас слишком много налогов уходит в федеральный центр, — это не слишком продуктивная позиция. Не все регионы имеют такие природные богатства, между тем мы все работаем в одной системе. С другой стороны, на территории края реализуются крупные инвестиционные проекты, действуют структуры безопасности, финансируется большое число госуниверситетов, научных организаций — все это расходы федерального бюджета. И тем не менее мы все выиграем, если часть налоговой отдачи, например, в форме налога на добычу полезных ископаемых, будет возвращаться в край. Если эти средства целевым образом направить на укрепление инфраструктуры, то в дальнейшем такой подход даст увеличение производственных мощностей, а значит, и доли налогов. Благодаря подобным маневрам мы сможем обеспечить реальный рост экономики. Это не будет серьезно сказываться на общих доходах федерального бюджета, формирующихся на территории региона, а краю даст мощный импульс для развития инфраструктуры.

 

СПРАВКА

В I квартале 2015 года среднедушевые денежные доходы населения Красноярского края увеличились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Однако реальные денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен, по сравнению с первыми тремя месяцами прошлого года уменьшились на 7,2%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата сотрудников организаций Красноярского края составила в среднем 33 тыс. рублей и с учетом роста цен уменьшилась на 8,4%. По данным на апрель 2015 года, средний размер назначенных пенсий в регионе составил немногим более 13 тыс. рублей и в реальном соотношении уменьшился на 2,3%. Величина прожиточного минимума на одного жителя края в I квартале 2015 года составила 10 675 рублей в месяц, в том числе для трудоспособного населения — 11,3 тыс. руб-лей, а для пенсионеров — 8,4 тыс. По сравнению с I кварталом 2014 года этот показатель вырос на 25,9%. Среднедушевой денежный доход населения превысил величину прожиточного минимума в 2,2 раза, а среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника обеспечила 2,9 величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом средний размер назначенных ежемесячных пенсий выше прожиточного минимума пенсионера на 55,7%.

просмотры: 1421
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске