просмотры: 214

В интересах экологии родного края

Текст: Мария Кармакова Фото: архив Канского педагогического колледжа
Воспитание молодого поколения эффективно в случае, если оно строится на личных примерах и адресуется прежде всего к самым юным аудиториям. Именно таким принципам коллектив Канского педагогического колледжа следует и в экологическом воспитании молодежи.

 


Напомним, основная цель законодательной инициативы Госдумы РФ при реализации «мусорной реформы» — уменьшение объемов отходов, подлежащих утилизации, а также ликвидация несанкционированных свалок. С начала действия реформы прошло почти полгода, и за это время проявилось немало проблем, затрудняющих ее реализацию. В их числе сложности, связанные с несовершенством отраслевого законодательства, отсутствием необходимой инфраструктуры, а главное — с неприятием нововведений со стороны населения. К примеру, практику раздельного сбора мусора многие граждане воспринимают как докучную повинность, нарушающую привычный уклад жизни. Не стал исключением и Красноярский край: собираемость платежей за вывоз мусора в нашем регионе одна из самых низких в стране, а контейнеры для раздельного сбора мусора многие жители края попросту игнорируют.

Коллектив Канского педколледжа одним из первых подключился к реализации реформы, причем как на бытовом уровне, так и с опорой на науку. Здесь не просто ввели систему раздельного сбора мусора, но и разработали программу экологического воспитания дошкольников. О первых результатах нововведений рассказывает директор Канского педагогического колледжа Александр Андреев.


— Александр Львович, с чего началось ваше знакомство с «мусорной реформой», как вы отнеслись к этой инициативе? 


— Когда законопроект только обсуждался на федеральном уровне, я ознакомился с предварительными требованиями и тарифами, которые предполагалось ввести для населения и организаций. Уже тогда стало понятно, что платить за вывоз мусора нам придется намного больше, чем прежде, — фактически платеж увеличился бы в три раза. Вместе с тем наш колледж является автономным учреждением, и в связи с этим перед нами стоит задача не увеличивать объем расходов на содержание учебного заведения, а обеспечить максимальную экономию краевого бюджетного финансирования колледжа за счет внебюджетных доходов и посредством рационального хозяйствования. Зарабатываемые средства хотелось бы приоритетно направлять на развитие образовательного учреждения, а не наращивать коммунальные расходы. При том что повышению качества жизни наших преподавателей и студентов, для которых колледж на несколько лет становится в буквальном смысле вторым домом, мы также уделяем большое внимание.


Как раз в то время, когда решался вопрос об усилении эффективности работ по утилизации бытовых отходов в новых условиях, одна из моих заместителей Светлана Науменко как участница образовательной программы Губернаторского управленческого резерва работала над проектом, посвященном «мусорной проблеме». И так случилось, что на него обратило внимание руководство группы компаний «Кашалот», осуществляющей сбор, перевозку, сортировку и переработку мусора во многих городах края.


— Как отнеслись студенты к нововведению? И удалось ли получить заметный экономический эффект? 


— Отвечу сразу на второй вопрос: достигнут ощутимый экономический результат. К примеру, если в мае прошлого года только в одном из наших общежитий было собрано 19,5 куб. м мусора, то в мае этого года, когда действовал механизм раздельного сбора отходов, — всего 6 куб. м. И это, еще раз подчеркну, показатели только по одному общежитию! В целом же по первому полугодию экономия составит 700 тыс. Согласитесь, весомая сумма.


Что же касается отношения студентов к данной инициативе, то здесь следует отметить, что среди наших учащихся равнодушных просто нет. Все они — ребята активные, целеустремленные, амбициозные и охотно откликаются на созидательные предложения. Так случилось и на этот раз. Ребята позитивно восприняли новшество. В настоящее время для того, чтобы сформировать и закрепить у студенческой молодежи понимание важности мусорной реформы, работа с подрастающим поколением ведется в рамках междисциплинарного курса «Теория и методика экологического образования».


В результате всех мероприятий мы получили такую схему: пластиковые, бумажные и металлические отходы собираются в отдельные контейнеры и утилизируются специализированными фирмами. Пищевых отходов у нас нет — все забирают канские фермеры для подкорма животных. Остальной мусор мы, как и раньше, складываем в общий контейнер, который по нашей заявке (по мере наполнения контейнера) забирает региональный оператор, действующий на территории Канска.


— Каковы, на ваш взгляд, возможные перспективы тиражирования реализованного в колледже механизма — в Канске и крае в целом? 


— Более масштабное воплощение отработанной колледжем схемы раздельного сбора мусора, считаю, — вполне реализуемая задача. Хотя не могу сказать, что это будет слишком просто. Когда я знакомился с проектом «мусорной реформы», у меня перед глазами был пример европейских стран, где я неоднократно бывал и видел, как там решается вопрос утилизации отходов — есть с чем сравнивать. И могу отметить, мы в этом смысле крайне расточительны. В России мусор — это всего лишь мусор, а для европейцев — это ресурс, которым они стремятся рационально распоряжаться. Отрадно, что краевое правительство работает над созданием благоприятных условий для реализации проектов по раздельному сбору бытовых отходов, но в то же время очевидно, что такие вещи не делаются за один день по указанию свыше. На то, чтобы привить россиянам привычку отделять пластик, стекло, бумагу и другие перерабатываемые отходы от неперерабатываемых, может уйти немало времени. Реформа тогда даст результат, когда все мы будем выполнять ее условия осознанно, понимая и экономическую целесообразность, и важность экологической составляющей.


Как педагог я не могу не осознавать, что взрослого человека научить чему-либо гораздо сложнее, чем юного. Поэтому мы с коллегами приняли решение внести свой вклад в популяризацию рационального подхода к утилизации бытовых отходов не только личным примером, но и через нашу основную деятельность — педагогическую. Методист колледжа отделения «Дошкольное образование».льга Рассыпчук подготовила дополнительную общеразвивающую программу для дошкольников — «Разделим мусор вместе». Мы рассчитываем, что ее реализация в дошкольных образовательных организациях позволит привлечь внимание детей и их родителей к экологическому состоянию города Канска и всего нашего региона.


— На какой возраст рассчитана программа, в какой форме предполагается знакомить ребят с проблемой утилизации отходов? 


— Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста, срок ее реализации — один учебный год (с октября по май) с периодичностью занятий раз в две недели. В учебно-тематическом плане представлены мероприятия теоретической и практической направленности, в организации которых предполагается участие как детей, так и их родителей. Отмечу, что в подготовке этого проекта принимали участие не только педагоги, но и студенты колледжа: учебно-методический комплект мероприятий был разработан студентами второго и третьего курсов отделения «Дошкольное образование».


Сегодня в реализации программы участвуют дошкольники старшего возраста центра дошкольного развития «Академия детства» Канского педагогического колледжа. Также в детских садах Канска студенты второго курса отделения «Дошкольное образование» на производственной практике провели занятия в игровой форме, направленные на ознакомление дошкольников с принципами разделения бытовых отходов, с включением практической деятельности по сортировке мусора.


Одна из студенток третьего курса отделения «Дошкольное образование» в рамках выпускной квалификационной работы подготовила и провела природоохранную акцию «Сортируем мусор». Благодаря ей дети старшего дошкольного возраста и их родители получили много новой информации о раздельном сборе мусора и о том вредном воздействии, который он оказывает на окружающую среду. Участники акции изготовили урны для раздельного сбора отходов в своей группе детского сада. Мы очень надеемся, что данная практика приживется в детских садах Канска и в дальнейшем получит распространение в быту дошкольников.


— Какой отклик вы получили от работников детских садов, участвующих в реализации программы? 


— Отзывы только положительные. В апреле этого года данная программа была представлена на презентационной площадке, посвященной результатам реализации взаимодействия колледжа и дошкольных образовательных учреждений Канска по вопросам реализации национально-регионального компонента. Программа была включена в раздел «Природа города Канска и Канского района» парциальной программы «Мой любимый город Канск». Этот раздел предполагает формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе и экологии родного края, об основах безопасного поведения в природе. Мы увидели повышенный интерес педагогов детских садов к нашему проекту.


Также не могу не упомянуть, что программа «Разделим мусор вместе» заняла второе место в VIII Международном интеллектуальном конкурсе студентов, аспирантов, докторантов Discovery Science: University — 2019. На этапе представления проекта на краевом уровне эксперты высказали пожелание организовать работу по реализации программы раздельного сбора мусора и в учебных заведениях, для того чтобы студенты как будущие преподаватели понимали важность этого процесса.


Уверен, совместными усилиями мы сможем претворить в жизнь идею рациональной утилизации отходов. Ведь мы своим примером доказали, что эта задача выполнима. Для нас это уже не эксперимент, а реальность, в которой мы существуем. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®