— Виктор Александрович, какие достижения в жизни края в прошедшем году вы бы отметили как наиболее знаковые?
— Я не очень люблю отвечать на этот вопрос, поскольку результатов много, и ранжировать их непросто. Могу высказать свои личные ощущения, но это будет не совсем правильно, поскольку мне интересно одно, а читателям, возможно, совсем другое. Тем не менее я назову несколько принципиальных моментов, которые имели значение для всех жителей края. Первый из них — то, что нам удалось преодолеть трудности, с которыми мы столкнулись в начале 2016-го. Край достаточно результативно завершил 2015 год: на 21 млрд рублей увеличился бюджет, это позволило повысить расходы в самых разных сферах — социальной, инвестиционной и других. Однако из-за достаточно заметного падения рубля, которое произошло в конце декабря, в январе у наших самых крупных налогоплательщиков состоялся перерасчет валютных кредитов, сформировались убытки, и, следовательно, по налоговым отчислениям образовалась переплата. У большинства регионов зависимость от налогов значительно ниже, тогда как в Красноярском крае налог на прибыль формирует около 40% бюджета. Кроме того, в январе цены на нашу экспортируемую продукцию были крайне низкими.
Все это потребовало от нас жестких решений в части сокращения расходов, и это оказалось психологически сложно — вводить ограничения после успешного 2015 года, по сути, перестраивая с большим трудом налаженную экономическую политику. Однако в результате мы преодолели кризис, о чем свидетельствует увеличение уровня бюджетных доходов по итогам года: относительно 2015-го рост составил около 16 млрд рублей. Таким образом, за последние два года нам удалось поднять доходы краевого бюджета на 40 млрд. Кроме того, в 2016 году мы впервые выполнили все обязательства по соглашению с Минфином по бюджетным кредитам. В результате 2017 год мы начинаем с гораздо лучшими результатами, чем планировали.
В крае не снижается активность инвестиционного процесса, как это отмечается в целом по России. Уровень инвестиций сохранился примерно на уровне 2015 года и составил около 100 млрд рублей. Это порядка 25% по отношению к валовому регио-нальному продукту — соотношение очень благоприятное. Мы стремимся повысить этот показатель до 28%, тогда как по России он составляет 17%. Продолжая социальную тему, отмечу, что количество родившихся детей в 2016-м немного уменьшилось, однако за счет снижения коэффициента смертности прирост населения сохранился на том же уровне, что и в предыдущие несколько лет, — в районе 40 тыс. В сочетании с миграционным приростом это дало нам около 100 тыс. человек нового населения края.
Безусловным приоритетом является развитие науки и образования. Мы хотим, чтобы молодежь хотела учиться в Красноярске, а для этого необходимо, чтобы росла его социальная привлекательность. Мы многое обновили в работе школ, как общеобразовательных, так и спортивных. Хорошо работают спецклассы, принято решение об открытии детского технопарка. С созданием опорного университета окончательно сложилась система высшего образования, и молодые люди теперь могут выбирать себе практически любое направление подготовки по любой специальности здесь, у нас, в Красноярске.
Эта спокойная, устойчивая траектория роста повлияла и на политические настроения, поэтому выборы в крае прошли в целом с прирастающей поддержкой населения. И в целом главной тенденцией прошедшего года я могу назвать устойчивую, позитивную динамику роста с сохранением инвестиционного процесса, то есть с заделом на будущее.
— В крае продолжается подготовка к проведению Универсиады, как обстоят дела в этой сфере?
— Это еще один непростой по психологическому напряжению вопрос. В 2015 году мы провели конкурсные процедуры, началось проектирование объектов Универсиады, и на начало 2016-го мы были спокойны, зная, что в январе-феврале эта работа будет завершена. Однако в начале года начались сложности с прохождением экспертиз, связанные зачастую с формальными замечаниями, а также с появлением новых требований. Все это стало причиной переноса сроков, что вызывало определенную нервозность, поскольку времени на подготовку остается мало. Ситуацию осложнило и вступление в силу нового правила о проведении подрядных торгов в электронной форме. Фактически это означало, что у нас не было понимания, какая фирма выиграла, есть ли у нее необходимые ресурсы и опыт. Преодоление этой ситуации пришлось на середину года — массовый выход на строительные площадки фактически состоялся в июле-августе.
Все эти проблемы нам удалось преодолеть, и сегодня я с уверенностью заявляю, что по итогам 2016 года Красноярск готов к проведению Универсиады. Все объекты строятся с опережением технологического графика, некоторые из них будут введены уже в 2017 году. В свете международных скандалов, связанных с отменой в России ряда мероприятий, таких как этап Кубка мира по биатлону, Чемпионат мира по бобслею и скелетону, у нас нет опасений насчет проведения Универсиады-2019. Это более общественное мероприятие с минимальным присутствием государства. До Универсиады еще два года, и я уверен, за это время международная ситуация в спортивной сфере разрядится. В любом случае все объекты мы строим в первую очередь для себя, для нашего края и его жителей. И любые сложности должны послужить аргументом для того, чтобы построить их качественно, а в рамках самих соревнований ужесточить организационный контроль.
— Вы неоднократно отмечали, что бюджет края будет ориентирован не на выживание, а на развитие. Что вам видится источником такого роста?
— Источником роста в крае может быть только внутренняя экономика. Красноярский край — регион-донор, и донор очень сильный: по отдаче в федеральный бюджет мы занимаем пятое-шестое место среди субъектов РФ. В любой территории есть отрасли, которые являются точками роста, и отрасли, которые выживают. Однако у нас, как я уже отметил, рост отмечается по всем направлениям. Так, в прошедшем году запущено новое месторождение — Сузунское, которое будет давать около 1,5 млн тонн нефти в год. Завершено строительство нефтепровода Куюмба — Тайшет, и в связи с этим мы планируем повышать уровень добычи нефти до 30 млн тонн в год (сегодня Ванкор дает нам около 22 млн тонн). Есть успехи и в металлургии: если обычно выпуск алюминия составлял порядка 1 млн 40 тыс. тонн, то по итогам 2016 года вырос до 1 млн 160 тыс. за счет мощностей Богучанского комбината. Красноярская и Богучанская ГЭС также увеличили объемы выработки электроэнергии. Наши аграрии обеспечили рост производства мяса почти в 1,5 раза, получили рекордные объемы зерна. Мы находимся в самом начале пути по развитию добычи и переработки полиметаллов, которые крайне востребованы на рынке. Огромный рост отмечается в машиностроении, в том числе в производстве космических аппаратов — ИСС им. Решетнева загружено заказами на десятилетия вперед. И такие перспективные проекты есть без исключения во всех сферах.
Отмечается мощный инфраструктурный рост. В Норильске ведется реконструкция аэропорта Алыкель, в Красноярске продолжается возведение нового терминала в Емельяново. Всю прилегающую к аэропорту территорию планируется выделить как особую зону, где будет осуществляться развитие логистических, производственных и транспортных функций. В частности, от ряда зарубежных компаний есть предложения развернуть здесь сборочные производства. Это позволит нам увеличивать количество полетов, наращивать грузопоток и развивать сопутствующие отрасли.
Наряду с этим существует целый ряд задач, которые нам не решить без вложения бюджетных средств. А между тем решать их необходимо срочно. Прежде всего это транспортные коммуникации: в Красноярском крае большие расстояния и неразвитость транспортной системы создает серьезные ограничения. Нам нужны новые дороги, новые аэродромы и самолеты, более сильные мощности водной навигации. Еще один проблемный аспект, решение которого потребует бюджетных вливаний, — износ социальной инфраструктуры. В крае более 30 аварийных школ, которые необходимо ликвидировать и построить новые. В реконструкции нуждаются еще 100 школ. В сельских территориях не хватает культурных учреждений, и сейчас мы просчитываем проект каркасного быстровозводимого модуля для таких зданий. Велик в регионе и уровень износа коммунального хозяйства. Все это требует огромных дополнительных бюджетных ресурсов.
Большая часть моего обращения к коллегам, с которого я традиционно начал работу в новом году, была посвящена проблематике качества управления. Мы не сможем обеспечивать качественное развитие региона, если не будем обновлять подходы. Пока что у нас действует старая парадигма управления, ориентированная на командно-административную экономику: поставлена задача — мы ее решаем. Однако в сегодняшних условиях необходимо выстраивать новую систему, учиться ставить задачи и работать на результат. Нужно усиливать значение бизнеса, общества, смелее проводить разгосударствление различных сфер. Мы не должны работать так, словно других источников, кроме бюджета, у нас нет. Нужно опираться на инвесторов, на бизнес, на инициативы общества.
С 2017 года мы постараемся дать большую свободу муниципальным инвестициям. Четыре отрасли — культура, образование, дороги, коммунальная сфера — будут отданы территориям, и именно местные власти будут решать, каким образом выстраивать инвестиционную политику, исходя из средств, выделенных на ближайшие шесть лет. Второе, к чему не привыкли ни чиновники, ни население, — необходимо учиться организовывать реальное местное самоуправление с активным участием общественности. Мы должны прийти к тому, что главный субъект развития — граждане, а не государство. Отсюда проистекает третий аспект: чиновникам нужно научиться слышать людей. Ко мне на прием часто приходят граждане, у которых сильна потребность в переустройстве мира, и их важно выслушать, понять и объяснить свое видение проблемы. Таких людей немного, большинство стремится решать тактические задачи, не заглядывая далеко в будущее. Однако глава региона должен мыслить стратегически. Я должен думать о будущем края, и для меня важно, чтобы об этом думали и его жители, верили в свой край, в Россию и не теряли инициативности!