В этом году в мероприятии, которое является традиционным для всей региональной системы образования, приняли участие более 1,5 тысячи человек: педагоги и директора школ, главы муниципальных образований и их заместители, курирующие вопросы образования, руководители муниципальных органов управления образованием. Первый день был посвящен анализу реализации задач, оформленных в резолюции педсовета 2015 года, приоритетов 2016 года, а также презентации новых проектов, лучших практик, результатов исследований и диагностик в образовании.
— Тема августовского педагогического совета в этом году — «Управление изменениями: новые образовательные результаты». С одной стороны, государство, общественность, родители оценивают эффективность системы образования по тем результатам, которые мы получаем, с другой — мы много времени, сил, ресурсов в предыдущие годы тратили на создание условий для получения новых образовательных результатов. Чтобы сделать следующий шаг, мы должны подвести промежуточные итоги и вместе ответить на вопрос: что в итоге получилось и как нам дальше двигаться, какие действия предпринимать, — отметила на открытии педсовета министр образования Красноярского края Светлана Маковская.
В своем выступлении она рассказала о том, каких результатов на сегодняшний день удалось достичь на различных ступенях обучения. Так, в системе дошкольного образования в соответствии с указом президента продолжается развитие инфраструктуры: за год в крае построено 27 зданий, в которых открылись новые детские сады, всего же в 2012–2015 годах введено более 35,5 тыс. мест. Кроме того, решается задача по приведению образовательной деятельности в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В 2013–2015 годах в рамках краевого проекта «Управление качеством образования» введение ФГОС ДО осуществлялось в пилотном режиме в 45 дошкольных образовательных организациях 15 муниципалитетов: точками роста стали города Красноярск, Енисейск, Зеленогорск, Ачинск, Сосновоборск, Бородино, Березовский и Шушенский районы. В настоящее время продолжается работа по овладению педагогами профессиональными компетентностями, которые требует ФГОС дошкольного образования. Следующим этапом работы в этом направлении станет проведение экспертизы образовательных программ и реализуемых практик введения федерального стандарта в дошкольные учреждения, а также тиражирование наиболее успешных из них.
В начальной школе приоритетным направлением является создание возможности грамотного управления качеством образования посредством реализации соответствующего краевого проекта и выстроенной оценочной системы.
— Для нас важным остается становление в образовательных учреждениях идеологии поддерживающего оценивания, где результаты образования ученика оцениваются не столько для отметки в журнале, сколько для его собственного продвижения, — подчеркнула Светлана Маковская. — Именно такая технология оценивания результатов учеников позволит учителю выстроить индивидуальную образовательную траекторию продвижения каждого ребенка в становлении учебных умений и компетенций. Поддерживающее оценивание стало уже нормой в ряде школ края, однако в большинстве учреждений такая практика пока не является доминирующей. У педагогов по-прежнему продолжает работать стереотип использования оценки для контроля, а не для развития.
Актуальным и важным направлением деятельности краевой системы образования является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участие в мероприятиях государственной программы «Доступная среда» позволило привлечь в край около 100 млн рублей. Объем софинансирования из бюджета края составил 48 млн рублей. Это дало возможность создать универсальную безбарьерную среду для инклюзивного образования детей с ОВЗ и школьников, не имеющих нарушений развития, в 362 школах края (22% от общего количества школ). В результате в прошедшем учебном году все учащиеся с ограниченными возможностями здоровья впервые были вовлечены в образовательный процесс. В этом году 1 сентября в первые классы общеобразовательных школ края пришли более тысячи детей с ОВЗ (3% от общего числа первоклассников), и задача педагогов — организовать их обучение в соответствии с ФГОС ОВЗ. С этой целью за прошедший год почти 32% учителей начальной школы (около 2 тыс. человек) прошли повышение квалификации. Методическое сопровождение их деятельности осуществляет вновь созданный ресурсный центр по вопросам введения ФГОС.
— Начальная школа дает нам важный задел, позволяющий осознанно двигаться по развитию поддерживающего оценивания как идеологии оценивания в основной школе. Но если в начальной школе определен перечень результатов, то для основной и старшей нам еще предстоит это сделать, — подчеркнула министр образования края. — Нам необходимо приступить к решению долгосрочной задачи по созданию краевой системы оценки качества основного общего, а затем и среднего общего образования, единых инструментов для оценки новых образовательных результатов. Определяя ключевые результаты в подростковой и старшей ступени обучения, мы должны учитывать основные положения новых концепций преподавания предметов. Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить реализацию этих концепций за счет результатов деятельности сетевых методических объединений педагогов.
Одной из основных проблем, решаемых в рамках создания новых концепций преподавания предметов, является модернизация содержания и технологий обучения в соответствии с новым федеральным образовательным стандартом.
— Определяя основные результаты подростковой и старшей школы, необходимо помнить, что целый блок результатов должен быть связан с процессами самоопределения, в том числе профессионального. Поэтому еще одной задачей для этого уровня образования становится создание условий для формирования технологической компетенции через распространение профильного обучения, организацию профессиональных проб, интеграцию общего и профессионального образования, создание новых институтов неформального технологического образования, — отметила Светлана Маковская.
Министр напомнила, что одно из ключевых направлений краевой образовательной политики — кадровое обеспечение социально-экономического развития края. В соответствии с этим сегодня в крае реализуется ряд крупных федеральных проектов по обеспечению нового качества подготовки специалистов в соответствии с профессиональными и корпоративными стандартами: участие студентов в конкурсах профмастерства по международным стандартам WorldSkills, апробация дуального обучения при участии предприятий машиностроительной отрасли и другие. При этом не все профессиональные образовательные организации готовы обеспечить высокие результаты: так, из 140 реализуемых в крае профессий только 28 соответствуют международным требованиям, по которым и проводятся краевые чемпионаты профессионального мастерства.
Вывести подготовку кадров на уровень действительно высоких стандартов можно за счет расширения кооперации, взаимодействия с ведущими предприятиями и организациями. В регионе уже есть примеры успешных практик совместного выстраивания профессионального будущего сельской молодежи. В частности, эту задачу решает созданный в восточной территории края образовательно-производственный кластер. В предстоящем году министерству образования региона совместно с Агентством стратегических инициатив в составе 20 пилотных территорий предстоит осуществить разработку и апробацию «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста».
В заключение Светлана Маковская напомнила участникам педсовета, что по общей численности обучающихся среди всех регионов РФ наш край занимает 11-е место:
— Всего в регионе в общем образовании обучается более 300 тыс. человек, что почти в два раза превышает среднее по стране значение — 170 тыс. С этим связана сложность и масштабность задач, которые приходится решать при управлении изменениями в краевой системе образования. Ключевая проблема настоящего момента связана с несоответствием существующих массовых практик управления на разных уровнях (в образовательных организациях, муниципалитетах, крае) требованиям к современной управленческой деятельности, которая должна обеспечивать достижение новых образовательных результатов. Таким образом, для школ сегодня актуальная задача — выстраивание систем оценки качества образования и квалификаций педагога на основе работы с результатами оценочных процедур, для муниципалитетов — введение муниципальных мониторингов качества образования, а для всего региона — реализация проектов, обеспечивающих управление изменениями в масштабах краевой системы образования.