АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 09 (125) 2016 (11.10.2016)

Управление изменениями

Текст: Александр Белов
За пять лет система образования края на всех уровнях претерпела большие изменения. Как управлять ею для получения новых образовательных результатов, обсудили участники августовского педсовета.
В этом году в мероприятии, которое является традиционным для всей региональной системы образования, приняли участие более 1,5 тысячи человек: педагоги и директора школ, главы муниципальных образований и их заместители, курирующие вопросы образования, руководители муниципальных органов управления образованием. Первый день был посвящен анализу реализации задач, оформленных в резолюции педсовета 2015 года, приоритетов 2016 года, а также презентации новых проектов, лучших практик, результатов исследований и диагностик в образовании.

— Тема августовского педагогического совета в этом году — «Управление изменениями: новые образовательные результаты». С одной стороны, государство, общественность, родители оценивают эффективность системы образования по тем результатам, которые мы получаем, с другой — мы много времени, сил, ресурсов в предыдущие годы тратили на создание условий для получения новых образовательных результатов. Чтобы сделать следующий шаг, мы должны подвести промежуточные итоги и вместе ответить на вопрос: что в итоге получилось и как нам дальше двигаться, какие действия предпринимать, — отметила на открытии педсовета министр образования Красноярского края Светлана Маковская.

В своем выступлении она рассказала о том, каких результатов на сегодняшний день удалось достичь на различных ступенях обучения. Так, в системе дошкольного образования в соответствии с указом президента продолжается развитие инфраструктуры: за год в крае построено 27 зданий, в которых открылись новые детские сады, всего же в 2012–2015 годах введено более 35,5 тыс. мест. Кроме того, решается задача по приведению образовательной деятельности в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В 2013–2015 годах в рамках краевого проекта «Управление качеством образования» введение ФГОС ДО осуществлялось в пилотном режиме в 45 дошкольных образовательных организациях 15 муниципалитетов: точками роста стали города Красноярск, Енисейск, Зеленогорск, Ачинск, Сосновоборск, Бородино, Березовский и Шушенский районы. В настоящее время продолжается работа по овладению педагогами профессиональными компетентностями, которые требует ФГОС дошкольного образования. Следующим этапом работы в этом направлении станет проведение экспертизы образовательных программ и реализуемых практик введения федерального стандарта в дошкольные учреждения, а также тиражирование наиболее успешных из них.

В начальной школе приоритетным направлением является создание возможности грамотного управления качеством образования посредством реализации соответствующего краевого проекта и выстроенной оценочной системы.

— Для нас важным остается становление в образовательных учреждениях идеологии поддерживающего оценивания, где результаты образования ученика оцениваются не столько для отметки в журнале, сколько для его собственного продвижения, — подчеркнула Светлана Маковская. — Именно такая технология оценивания результатов учеников позволит учителю выстроить индивидуальную образовательную траекторию продвижения каждого ребенка в становлении учебных умений и компетенций. Поддерживающее оценивание стало уже нормой в ряде школ края, однако в большинстве учреждений такая практика пока не является доминирующей. У педагогов по-прежнему продолжает работать стереотип использования оценки для контроля, а не для развития.

Актуальным и важным направлением деятельности краевой системы образования является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участие в мероприятиях государственной программы «Доступная среда» позволило привлечь в край около 100 млн рублей. Объем софинансирования из бюджета края составил 48 млн рублей. Это дало возможность создать универсальную безбарьерную среду для инклюзивного образования детей с ОВЗ и школьников, не имеющих нарушений развития, в 362 школах края (22% от общего количества школ). В результате в прошедшем учебном году все учащиеся с ограниченными возможностями здоровья впервые были вовлечены в образовательный процесс. В этом году 1 сентября в первые классы общеобразовательных школ края пришли более тысячи детей с ОВЗ (3% от общего числа первоклассников), и задача педагогов — организовать их обучение в соответствии с ФГОС ОВЗ. С этой целью за прошедший год почти 32% учителей начальной школы (около 2 тыс. человек) прошли повышение квалификации. Методическое сопровождение их деятельности осуществляет вновь созданный ресурсный центр по вопросам введения ФГОС.

— Начальная школа дает нам важный задел, позволяющий осознанно двигаться по развитию поддерживающего оценивания как идеологии оценивания в основной школе. Но если в начальной школе определен перечень результатов, то для основной и старшей нам еще предстоит это сделать, — подчеркнула министр образования края. — Нам необходимо приступить к решению долгосрочной задачи по созданию краевой системы оценки качества основного общего, а затем и среднего общего образования, единых инструментов для оценки новых образовательных результатов. Определяя ключевые результаты в подростковой и старшей ступени обучения, мы должны учитывать основные положения новых концепций преподавания предметов. Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить реализацию этих концепций за счет результатов деятельности сетевых методических объединений педагогов.

Одной из основных проблем, решаемых в рамках создания новых концепций преподавания предметов, является модернизация содержания и технологий обучения в соответствии с новым федеральным образовательным стандартом.

— Определяя основные результаты подростковой и старшей школы, необходимо помнить, что целый блок результатов должен быть связан с процессами самоопределения, в том числе профессионального. Поэтому еще одной задачей для этого уровня образования становится создание условий для формирования технологической компетенции через распространение профильного обучения, организацию профессиональных проб, интеграцию общего и профессионального образования, создание новых институтов неформального технологического образования, — отметила Светлана Маковская.

Министр напомнила, что одно из ключевых направлений краевой образовательной политики — кадровое обеспечение социально-экономического развития края. В соответствии с этим сегодня в крае реализуется ряд крупных федеральных проектов по обеспечению нового качества подготовки специалистов в соответствии с профессиональными и корпоративными стандартами: участие студентов в конкурсах профмастерства по международным стандартам WorldSkills, апробация дуального обучения при участии предприятий машиностроительной отрасли и другие. При этом не все профессиональные образовательные организации готовы обеспечить высокие результаты: так, из 140 реализуемых в крае профессий только 28 соответствуют международным требованиям, по которым и проводятся краевые чемпионаты профессионального мастерства.

Вывести подготовку кадров на уровень действительно высоких стандартов можно за счет расширения кооперации, взаимодействия с ведущими предприятиями и организациями. В регионе уже есть примеры успешных практик совместного выстраивания профессионального будущего сельской молодежи. В частности, эту задачу решает созданный в восточной территории края образовательно-производственный кластер. В предстоящем году министерству образования региона совместно с Агентством стратегических инициатив в составе 20 пилотных территорий предстоит осуществить разработку и апробацию «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста».

В заключение Светлана Маковская напомнила участникам педсовета, что по общей численности обучающихся среди всех регионов РФ наш край занимает 11-е место:

— Всего в регионе в общем образовании обучается более 300 тыс. человек, что почти в два раза превышает среднее по стране значение — 170 тыс. С этим связана сложность и масштабность задач, которые приходится решать при управлении изменениями в краевой системе образования. Ключевая проблема настоящего момента связана с несоответствием существующих массовых практик управления на разных уровнях (в образовательных организациях, муниципалитетах, крае) требованиям к современной управленческой деятельности, которая должна обеспечивать достижение новых образовательных результатов. Таким образом, для школ сегодня актуальная задача — выстраивание систем оценки качества образования и квалификаций педагога на основе работы с результатами оценочных процедур, для муниципалитетов — введение муниципальных мониторингов качества образования, а для всего региона — реализация проектов, обеспечивающих управление изменениями в масштабах краевой системы образования.

просмотры: 1638
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске