АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 07 (123) 2016 (11.08.2016)

Учитель - профессия, которой учатся всю жизнь

Текст: Мария Назарова Фото: архив Канского педагогического колледжа
Канский педагогический колледж более 80 лет обеспечивает квалифицированными кадрами не только Канск, но и восточную группу районов Красноярского края, способствуя развитию сферы образования в регионе.
Созданное в 1927 году как педагогический техникум, позже преобразованное сначала в училище (1935), а затем в колледж (1995), образовательное учреждение является одним из старейших профессиональных учебных заведений Восточной Сибири, имеет богатую историю и традиции, которые действующий педагогический состав бережно хранит и передает новым поколениям учителей.

— Стратегическая цель колледжа — обеспечение высокого качества подготовки конкурентоспособных специалистов для школы инновационного типа и создание условий для расширения целевой аудитории потребителей образовательных услуг, — отмечает директор Канского педагогического колледжа Александр Андреев. — Для достижения этой цели деятельность коллектива колледжа выстраивается в соответствии с разработанной нами системой приоритетов, главный из которых — преемственность между поколениями педагогов, умение взять лучшее, самое ценное из опыта отечественной педагогики, быть благодарным за этот опыт и в то же время идти в ногу со временем, руководствуясь требованиями современности.

В рамках следования этому принципу на протяжении всей истории колледжа список специальностей, по которым ведется подготовка кадров, постоянно расширяется. Так, в течение первых 40 лет учреждение готовило учителей начальных классов. В 1970-м к этому направлению добавилось «трудовое обучение». В 1991 и 1992 годах на отделении начальных классов введены дополнительные специальности «русский язык и литература», «математика», а в 1995-м — «технологии и предпринимательство». В 2001 году открыта специальность «коррекционная педагогика в начальном образовании», в 2002-м — «иностранный язык (английский)», в 2008-м — «физическая культура».

Одна из самых молодых специальностей — «дошкольное образование», подготовка кадров для детских садов ведется в колледже с 2010 года. Прежде чем открыть набор абитуриентов по данному направлению, преподаватели Канского педагогического колледжа в 2008 году запустили образовательный проект «Академия детства». Первый в Канске центр дошкольного развития, ориентированный на работу с детьми старшего дошкольного возраста, доказал актуальность и перспективность этого направления. Новым шагом в его развитии стало включение в 2016 году в региональный чемпионат WorldSkills Russia отдельной компетенции «Дошкольное воспитание». По результатам состязания представительница Канского педколледжа заняла второе место, показав самый высокий результат среди студентов педагогических колледжей края.

Для качественной подготовки квалифицированных специалистов в учреждении создана обширная современная материально-техническая база: в учебном корпусе оборудованы лекционные аудитории, учебно-лабораторные помещения, оснащенные автоматизированными рабочими местами для преподавателей с выходом в интернет, учебные мастерские, а также стационарные и мобильные компьютерные классы.

— Большинство наших студентов — выпускники сельских школ, и на момент поступления в колледж лишь немногие из них обладают навыками работы с компьютерной техникой. Однако за время обу-чения, имея постоянный свободный доступ к техническим и интернет-ресурсам, они осваивают их и начинают воспринимать как естественный и непременный элемент современной образовательной среды. При этом мы понимаем, что цифровые ресурсы — важный, но далеко не единственный инструмент для обеспечения продуктивного учебного процесса, — рассказывает Светлана Науменко, заместитель директора колледжа по научно-методической работе. — У нас оборудована библиотека, где имеется богатый выбор периодических изданий, все необходимые методические пособия, причем не только от классиков педагогической науки, таких как Мария Монтессори, но и от новаторов — в частности, развивающие игры московского методиста Вячеслава Воскобовича. Будущие учителя и воспитатели должны иметь возможность не только познакомиться с этими ресурсами в первом приближении, но и научиться работать с ними, применять на практике с максимальным положительным эффектом.

Педагоги и методисты колледжа внимательно отслеживают все новые веяния в сфере образования и в числе первых внедряют их в рабочий процесс. Первым опытом такого рода можно считать инициативу преподавателя Канского педагогического колледжа Виктора Кирюшкина, который в 60-х годах начал работу над новым букварем. В 1969 году был создан первый экспериментальный вариант учебника. Всероссийская апробация букваря заняла более 10 лет, в течение которых велась его массовая и лабораторная проверка в городских и сельских школах различных областей Российской Федерации, в том числе на базе образовательных учреждений Канска. В 1980 году букварь Кирюшкина стал действующим, по нему учились тысячи первоклассников.

В настоящее время Канский педколледж является территориальным координатором внедрения новых государственных стандартов дошкольного и начального образования в детских садах и школах восточной группы районов края. В сотрудничестве с краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования специалисты колледжа осуществляют методическую поддержку детских садов и школ, которые стали пилотными площадками по апробации новых стандартов. За образовательным учреждением закреплены детские сады в Бородино и Зеленогорске. Для педагогического коллектива это не первый опыт такой работы: ранее колледж был выбран в качестве территориального координатора федерального проекта «Информатизация системы образования». Результатом этой работы стало открытие на его базе межшкольного методического центра расширенной комплектации для работников учреждений общего и начального профессионального образования города и Канского района. Центр стал своеобразной точкой роста местных образовательных учреждений в области использования информационных и коммуникационных технологий.

— Процесс поиска — для нас естественное состояние. Мы постоянно внедряем новые стандарты, ежегодно обновляем учебные программы, ищем новые решения и разрабатываем перспективные методики, — рассказывает Александр Андреев. — Например, в этом году организован набор абитуриентов на новую специальность «прикладная информатика в образовании», выпускники которой смогут работать как в области информационных технологий, так и в области образования.

Еще одно нововведение в организации образовательного процесса — методический обмен между студентами, педагогами колледжа и их коллегами из учреждений городской системы образования. Одной из форм этого обмена является проект «Школа молодого педагога», в рамках которого выпускники проходят повышение квалификации, знакомятся с лучшими социально-культурными практиками, накопленными учителями Канска и района за последнее время. Таким образом, выстраивается прямой контакт между будущими молодыми педагогами и их потенциальными работодателями.

Выпускники педколледжа неизменно востребованы в образовательных учреждениях края. На сегодняшний день они составляют около половины учителей Канска и порядка 85% педагогов Канского района. В текущем году был опробован опыт заключения целевых договоров на обучение молодых специалистов для конкретных школ и детских садов на территориях региона. В ходе обучения студенты проходят практику непосредственно в тех образовательных учреждениях, где им предстоит работать.

Важный аспект подготовки квалифицированного учителя — реализация его научного потенциала. Для этого в колледже также созданы все условия, причем научной деятельностью одинаково активно занимаются как педагоги, так и студенты.

— Педагог учит прежде всего своим личным жизненным примером. Кроме того, особенность этой профессии в том, что ее представители продолжают обучение на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Получение диплома — это не финальная точка, а лишь одна из вех на пути становления учителя, и для многих это путь длиною в жизнь, — подчеркивает Александр Андреев. — Это хорошо можно проследить на примере нашего колледжа, где учатся представители самых разных поколений: начиная с детей двухлетнего возраста, посещающих занятия в нашем центре дошкольного развития «Академия детства», и заканчивая опытными учителями, которые, закончив колледж 30-40 лет назад, приезжают к нам вновь, чтобы пройти обучение на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Педагоги колледжа, среди которых около половины составляют наши выпускники, также постоянно находятся в процессе обучения: поступают в аспирантуру, участвуют в научных конференциях и форумах, различных конкурсах профессионального мастерства. Руководство колледжа поддерживает их в этом, обеспечивая не только информационную, но и материальную поддержку: все оргвзносы, почтовые и прочие сопутствующие расходы оплачиваются из внебюджетных средств. Студенты, вдохновленные их примером, также стремятся реализовать свой научный потенциал, и мы их поощряем в этом, способствуя участию в различных мероприятиях как на городском, районном, так и на краевом, и даже всероссийском уровнях. Благодаря этому ребята получают дополнительный навык: умение преломлять педагогический опыт прошлого в контексте собственного опыта. Все это имеет важное значение для становления будущего педагога, поскольку развивает навыки анализа, в том числе применительно к собственной профессиональной деятельности. Это работа на долгосрочную перспективу.

Представить результаты своей научно-изыскательской деятельности будущие педагоги могут, даже не выезжая из города: на базе колледжа на протяжении 12 лет проводятся чтения молодых исследователей, посвященные памяти В. И. Даля. Организованные впервые как краевые, сегодня чтения имеют статус всероссийских с международным участием. Стоит отметить, что развитию международных связей в педколледже уделяется большое внимание: учреждение выступает организатором мероприятий научной, образовательной и культурной направленности, участниками которых становятся студенты иностранных вузов, изучающие русский язык. Самое яркое из них — Дни русской культуры, которые позволяют зарубежным гостям на несколько дней погрузиться в особую атмосферу, узнать обычаи и традиции россиян, а также в рамках культурного обмена поделиться информацией о своих родных странах. Кроме того, это отличная возможность для студентов проявить свои способности к творчеству, что также является немаловажной составляющей труда педагога. В колледже организованы эстрадная, телевизионная, хореографическая и театральная студии. Студенты, занимающиеся в одной или нескольких из них на постоянной основе в течение трех лет, вместе с дипломом получают документ, который подтверждает их творческие навыки. А это является существенным бонусом при трудоустройстве. Ведь на учителей школ и воспитателей детских садов возлагаются обязанности по организации детского досуга, внеурочных занятий и праздничных мероприятий. Учащиеся колледжа получают этот опыт организационной деятельности в ходе участия в творческих проектах, таких как «Битва хоров», где они с нуля учатся правилам формирования хора, подбора репертуара, проведения репетиций и подготовки к выступлениям.

В небольших городах и в особенности сельских поселениях школа до сих пор сохраняет статус центра культурной и социальной жизни, а учитель выступает носителем ключевых ценностей: честности и справедливости, гражданственности и патриотизма, здорового образа жизни. Поэтому на этапе подготовки к будущему профессиональному поприщу важно обеспечить воспитание социальной ответственности у молодых педагогов. С этой целью программа мероприятий колледжа включает различные общественные акции, направленные на поддержку социально незащищенных категорий населения, встречи с ветеранами и почетными жителями города. В образовательном учреждении создан социальный фонд, средства из которого регулярно выделяются для оказания материальной помощи ветеранам Канска, а также на ремонт памятников. Ведь когда речь идет о значимости Победы в Великой Отечественной войне и подвиге ее героев, можно сколько угодно рассказывать об этом на словах, но вид полуразрушенных памятников неизбежно порождает двойственное ощущение по отношению к этому празднику. А для педагога практика двойных стандартов неприемлема. И здесь значение приобретают даже мелочи вроде аккуратных клумб во дворе и пластиковых стеклопакетов в общежитии, которые рождают у студентов совершенно иное, отличное от прежнего, восприятие окружающего мира.

В системе приоритетов, в соответствии с которыми строится деятельность Канского педагогического колледжа, социальное партнерство занимает одну из первоочередных позиций. Причем понимается оно достаточно широко: это не только ответственность перед студентами и педагогами учреждения, но и перед всеми участниками системы образования. Это и профориентационная работа, в результате которой у выпускника школы появляется возможность приобрести перспективную, востребованную и стабильно оплачиваемую профессию. Все усилия педагогического коллектива колледжа направлены на то, чтобы студентами образовательного учреждения становились ребята, мотивированные на успешное обучение и дальнейшую работу по специальности.

Специалисты колледжа рассматривают свою деятельность не автономно от новых практик, нормативных документов и стандартов, но в их контексте, и в результате ощущают себя включенными в единую образовательную цепь, из которой нельзя исключить ни одного звена. Ведь если это произойдет, система образования не получит того учителя или воспитателя, в котором нуждается: активного, целеустремленного, обладающего необходимыми компетенциями, способного разрабатывать и внедрять современные стандарты, обучать и воспитывать новое поколение жителей нашего края и страны.

просмотры: 2634
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске