J концепции модернизации российского образования, роли чемпионатного движения WorldSkills в повышении стандартов профессии учителя, прикладных направлениях наставничества говорим с директором КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» Татьяной Алексеевой.
— Татьяна Александровна, какую роль играет чемпионат WorldSkills в повышении качества образования?
— Целью международного движения WorldSkills является развитие стандартов профессиональной подготовки, поэтому участие в чемпионате — это развитие студента как будущего специалиста, учреждения, которое готовило этого студента, это развитие отрасли, и, конечно, это развитие региона.
Наш колледж — разработчик компетенции «Преподавание музыки в школе» — удерживает лидерство в национальном чемпионате вот уже 5 лет. Командой профессионалов-единомышленников проделана большая работа по распространению компетенции на территории Российской федерации. Около 30 регионов вовлечены в чемпионатную деятельность по компетенции. Сегодня мы задаем тон образовательной политике Российской Федерации в части музыкального образования в школе. На площадках чемпионатов соревнуются и взрослые, и дети, создано большое экспертное сообщество. С гордостью могу сказать, что наш Красноярский край, лидер чемпионатов, каждый год демонстрирует высочайшие достижения стандартов WorldSkills, и, конечно, ценным для нас является приведение в соответствие этих стандартов со стандартами подготовки по специальности. Совместно с Академией WorldSkills реализуются программы дополнительного профессионального образования в рамках федеральных проектов «Навыки мудрых» и «Содействие занятости» национального проекта «Демография», а также программа повышения квалификации преподавателей СПО и мастеров производственного обучения «5000 мастеров».
Компетенция «Преподавание музыки в школе» раскрывает таланты, потенциал будущих учителей музыки, позволяет молодым специалистам увидеть зону своего развития и найти применение на рынке труда, является площадкой для профессиональных проб и общения в среде единомышленников.
— Как в этом году прошли итоговые соревнования национального чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «Преподавание музыки в школе»?
— Соревнования проходили в четыре этапа — три потока участников основной возрастной группы и состязания юниоров. В них приняли участие победители региональных чемпионатов WorldSkills Russia из 26 регионов страны. От Красноярского края выступали студенты нашего колледжа Маргарита Яновская и Маргарита Кузнецова, ученик средней школы № 154 Глеб Амосов и ученица школы № 94 Анастасия Щербина.
Основная возрастная группа соревновалась по пяти модулям. Сначала ребятам нужно было создать видеоклип с помощью специальных программ, второй модуль представлял из себя творческий баттл, где участники должны были проявить креативность и представить сольное исполнительское выступление. Третий модуль предусматривал создание и исполнение ритмической импровизации с помощью перкуссионных инструментов, перестроения и хореографии, четвертый модуль — учебное занятие по музыке, пятый — аранжировка. Как видите, задания были сложными и разноплановыми, участники должны были продемонстрировать как навыки в работе с профессиональным оборудованием (умение владеть цифровыми программами, создавать мультимедиапродукты), так и коммуникативные навыки при проведении занятий. Состязания юниоров проходили по сокращенной программе, всего три модуля: создание видеоклипа, творческий баттл и фрагмент учебного занятия по музыке.
В оценке конкурсантов принимали участие три сертифицированных эксперта — из Бурятии, Татарстана и Красноярского края. Педагогический колледж № 1 как организатор соревновательной площадки в очередной раз получил самые высокие оценки со стороны профессионального сообщества и Агентства профмастерстваWorldSkills.
— Педагогический колледж № 1 известен инновационными методами подготовки специалистов для начального образования, в том числе большое внимание уделяется наставничеству, расскажите об этом подробнее.
— В этом году в Красноярском педагогическом колледже начал свою деятельность региональный ресурсный центр наставничества, который принял на себя роль основного оператора этого движения в крае. Деятельность центра не ограничивается организационными моментами в построении системы наставничества, он является разработчиком, совместно с министерством образования Красноярского края, региональной целевой модели наставничества. Открытию ресурсного центра предшествовала большая работа по организации пилотных проектов в общеобразовательных учреждениях региона. Итоги этой работы подводились на форуме «PROнаставничество», опыт пилотных площадок изучается и обобщается ресурсным центром. Таким образом к существующим сегодня практикам присоединяются новые модели наставничества, которые работают на закрепление молодых педагогов в образовательных организациях Красноярского края в первые годы своей работы.
Как эффективную площадку для распространения опыта и моделей наставничества ресурсный центр использует в том числе форумы, конференции и семинары, на которых раскрываются сущность, смысл и идеи педагогического наставничества, его методологические основания, определяются задачи, стоящие перед движением и выстраивается стратегия для дальнейшего разворачивания наставничества в крае. В рамках всероссийской научно-методической онлайн-конференции «Современная дидактика и качество образования» региональный центр наставничества в феврале организовал и провел площадку «Каким должно быть содержание персонализированной программы наставничества молодого педагога?».Фокусом мероприятия являлась персонализированная программа наставничества молодого педагога: какой она должна быть, ее формат, содержательное наполнение и способы реализации. К дискуссии подключилось 70 участников, что подтверждает актуальность и востребованность темы наставничества в современной школе.
Еще одна возможность посмотреть на существующие модели наставничества с разных сторон, определить траектории развития этого направления в регионе, опробовать предложенные сценарии в дальнейшей работе была предоставлена специалистам на площадках, организованных региональным центром наставничества в рамках XXIX всероссийской конференции «Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании» в апреле.
— Концепция модернизации российского образования предполагает повышенные требования к квалификации педагогов, что нужно сделать для роста компетенции кадров?
— Повышение качества подготовки педагогов зависит в первую очередь от содержания образовательных программ, их практико-ориентированной и психолого-педагогической составляющих. Вторым непременным условием подготовки современного учителя является создание условий для его непрерывного образования, профессионального и личностного роста, формирования soft skills и sаfеty skills, так называемых мягких навыков, которые позволяют человеку быть коммуникативно состоятельным, адаптивным к ситуации. Без развитого эмоционального интеллекта нет педагога. Необходимо также поддерживать растущий в настоящее время интерес к профессии педагога, работать над повышением престижа учителя среди молодежи. Эти задачи успешно решает педагогический коллектив колледжа, все выше поднимая планку качества подготовки специалистов. Не только учить, но и обучаться самим — этот принцип позволяет постоянно совершенствовать мастерство студентов и преподавателей.