АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 09 (113) 2015 (05.10.2015)

Учитель: мотивация выбора

Текст: Мария Кузнецова Фото: архив ИД «Реноме»
Новый учебный год начался, однако немало учительских вакансий по всей стране остались незанятыми. По данным Минобразования России, в школах не хватает около 4 тыс. педагогов, и острее всего дефицит кадров ощущается на селе. В Красноярском крае, как и во многих других субъектах Федерации, недостаточно учителей иностранных языков, велик спрос и на педагогов некоторых других специальностей. При этом выпускники педвузов и профильных ссузов зачастую связывают свою дальнейшую судьбу не со школой. И это их выбор, повлиять на который можно лишь системно повышая престиж профессии, например, за счет мотивирующих программ поддержки для начинающих профессиональную деятельность учителей. Речь не только о жилье и подъемных, но и о помощи в адаптации. А значит, важно создавать и привлекать молодых педагогов в среду «высокого творческого напряжения», в которой хотелось бы расти и достигать высот.
Выпускников педагогических вузов, дипломированных преподавателей сегодня можно встретить в самых разных организациях: они работают в банках и турагентствах, ищут себя в компаниях по продаже недвижимости, в сферах менеджмента и дизайна — этот список можно продолжать почти до бесконечности. По официальной статистике, в российских школах только один из 10 педагогов — молодой специалист. Как удержать и заинтересовать перспективную молодежь? Сегодня этот процесс начинается еще на студенческой скамье или в учебной аудитории профильного колледжа, а затем встраивается в стратегическую линию мотивации учителей, делающих первые шаги в профессии.

— Огромную роль в создании условий для самореализации, кроме образования, конечно же, играют экономические условия, субъекты, структуры гражданского общества, процессы инновационного и технологического обновления, создающие среду для использования этих возможностей, — отметила, выступая на августовской педагогической конференции, министр образования и науки Красноярского края Светлана Маковская. — Исходя из вышесказанного, мы стремимся выстроить образовательную политику региона на последовательной кооперации с общественными организациями, работодателями, муниципалитетами. Учитывая, что образование вносит существенный вклад в развитие человеческого капитала, необходимо в новой стратегии социально-экономического развития края до 2030 года определить развитие системы образования, исходя из признания образования как приоритетного направления социально-экономического развития региона. Конкретным проявлением такой новой позиции красноярского образования может быть то, что для молодежи станет престижно оставаться учиться и работать в крае.

Во многих территориях страны местными органами управления предоставляются дополнительные льготы для молодежи, выразившей желание работать в селах, деревнях и поселках. Это выплаты единовременного пособия при оформлении на работу (подъемные), повышенный оклад в течение года или первых 2–3 лет, получение премий по итогам первых трех лет, льготный проезд в междугороднем транспорте. Предусмотрены различные меры поддержки для молодых специалистов, приезжающих работать в сельские школы, и в нашем крае. Это немаловажно, ведь 63% школ региона расположены в сельской местности. Действует программа, в рамках которой предусмотрены денежные выплаты учителям в возрасте до 35 лет, на конкурсной основе заключающим договоры замещения вакансий в сельских школах региона сроком не менее чем на три года. По итогам конкурса формируется список победителей, каждый из которых получает 350 тыс. рублей двумя траншами — в первый и второй годы работы. В этом году поддержку получили 50 молодых педагогов. По условиям данной программы муниципальное образование также имеет свои обязательства: учителю, приехавшему на работу, должны дать учебную нагрузку в объеме не менее 18 часов, обеспечить жильем и, возможно, предложить иные бонусы.

В рамках другой программы в муниципальные бюджеты направляются субсидии на предоставление грантов тем общеобразовательным организациям, где разработали и собираются реализовать проект подготовки педагогов через заключение целевого договора на обучение со студентами 3–5-х курсов вузов. Сумма каждого гранта — 26 тыс. рублей, которые могут быть израсходованы на выплату студенту стипендии, на оплату обучения (если это не бюджетная форма) или проживания во время учебы.  В 2015 году будет выплачено 25 таких грантов.

На территории региона действует ассоциация молодых педагогов — постоянный партнер министерства образования и науки в реализации многих мероприятий. В рамках одного из них в краевом бюджете предусмотрена поддержка проектных инициатив молодых учителей в объеме от 1,5 млн руб-лей ежегодно. В этом году было подано более 20 заявок, и эксперты рекомендовали поддержать около 15 из них. Кроме того, в крае успешно работают летние школы для молодых педагогов «Тепсей» и «Парус». Подобная школа действует и на базе ТИМ «Бирюса». Еще один проект, который реализуется с молодежью, называется «Краевые молодежные педагогические игры». Его высоко оценивают и участники, и экспертное сообщество. Кроме того, с этого года стартует программа сопровождения молодых учителей, по которой будут обучать их будущих менторов. Авторами и разработчиками являются специалисты Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького. Почему такая программа необходима? Потому что она предлагает новые, современные форматы работы наставников по передаче опыта, что будет способствовать быстрой адаптации молодых педагогов в конкретном образовательном учреждении.

Трудности молодых педагогов зачастую связаны с теми высокими стандартами, которым им необходимо соответствовать. Именно педагоги в сельской местности зачастую становятся главными интеллектуальными аккумуляторами, инициаторами инноваций, авторитетными экспертами, преобразующими реальность. Практика постоянно ставит каждого из них в условия, когда нужно проявлять себя как разностороннюю сильную личность. И молодые педагоги должны уметь не только транслировать знания, но и проектировать собственную деятельность в соответствии с задачами социума.

— Сегодня мы столкнулись с необходимостью решения проблемы острой нехватки учителей в районах края. Для ребят, которые приезжают учиться из села, колледж становится своего рода социальным лифтом, поскольку, получив образование, они стараются остаться жить и работать в краевом центре, — рассказывает Татьяна Алексеева, директор Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького. — Не так давно в России всю политику в деревне определяли несколько человек: учитель, врач, культурный работник, агроном, инженер. И в этом смысле предназначение учителя на селе всегда было несколько шире, чем просто специалиста, транслирующего знания и навыки, — он выступал носителем высоких идей, нравственности, был центром культуры. Это высокая планка, не только профессиональная, но и личностная. Именно в таком ключе мы строим обучение в нашем колледже. Наши выпускники — учителя начальных классов и учителя музыки — получают практикоориентированное, востребованное на краевом рынке труда образование. Действуют на базе колледжа и различные программы повышения квалификации и переподготовки для учителей края. При всем том дефицит кадров по нашим специальностям, согласно данным статистических прогнозов, будет сохраняться до 2020 года. Что же необходимо сделать, чтобы молодые учителя возвращались в село? Конечно, нужно создавать для них стимулы. Министерством образования Красноярского края проводится конкурс (и наши выпускники успешно участвуют) на замещение вакантных должностей учителей остродефицитных специальностей в сельских школах Красноярского края, предусматривающий выплату подъемных в размере 350 тыс. рублей. Мы также включились в реализацию модели целевого обучения студентов, учитывая интересы выпускника и дефициты села. Но чтобы полномасштабно решить проблему нехватки учителей, необходимо выстраивать межведомственное взаимодействие. Нам всем нужно понять и договориться  о том, как воссоздать культурное пространство села и изыскать средства для реализации целевых программ, направленных на привлечение молодежи.

Наиболее востребованы в крае учителя английского языка. По данным на 2015 год, не занято около 118 вакансий. Одним из выходов в этой ситуации стала программа, в рамках которой уже работающие учителя могут пройти профессиональную переподготовку по этой специальности на базе регионального Института повышения квалификации учителей. Программа рассчитана на полтора года (1300 часов). В настоящее время обучаются 50 специалистов, которые получат диплом установленной формы, дающий право преподавать английский язык в школе. Участвуют и городские, и сельские школы. Свои дополнительные программы в этом направлении предлагают и колледжи, главная особенность образовательного процесса в которых связана с большей ориентированностью на практическую деятельность.

— Накопленный опыт и эффективный подход позволяют нашему колледжу оказывать существенное влияние на образовательную политику Приенисейского территориального округа. Мы ведем подготовку по четырем специальностям: «преподавание в начальных классах», «изобразительное искусство и черчение», «педагогика дополнительного образования в физкультурно-оздоровительной области деятельности» и «дошкольное образование», — поясняет директор Енисейского педагогического колледжа Елена Погорельская. — Преимущество профобразования для учителей — прежде всего в его ориентированности на практическую деятельность, большее, чем в вузе, число часов, отведенных на нее. Мы используем различные возможности, чтобы усилить профессиональный багаж молодых специалистов. В частности, это удается сделать благодаря реализации модулей дополнительного образования, объем которых может варьироваться от 32 до 150 часов. В каждом семестре студент вправе выбрать несколько таких модулей и в конце обучения получить соответствующие сертификаты. Скажем, будущие специалисты дошкольного образования в рамках модулей охотно осваивают техники бумагопластики, росписи по ткани и другие, которые будут полезны в их дальнейшей работе. Мы наращиваем потенциал будущих учителей начальных классов изучением объемного блока иностранного языка и методики его преподавания. И регулярный мониторинг показывает, что это повышает конкурентоспособность наших выпускников — они востребованы и успешно работают в сельских школах. Многие из них продолжают свое образование в вузах. Этому способствует ряд договоренностей и программ, реализуемых во взаимодействии с Лесосибирским педагогическим институтом, СФУ, КГПУ им. Астафьева. Немалое число ребят, получивших диплом колледжа, работают по специальности и одновременно продолжают свое образование в заочной форме. Было бы здорово, если бы такая двухступенчатая подготовка получила официальный статус в рамках региональных программ формирования кадрового потенциала школ сельских территорий, как это было раньше. К реализации подобной программы можно было бы подключить муниципалитеты и заинтересованных работодателей. Уже сегодня в рамках отдельных договоренностей мы готовим учителей под конкретный заказ: выпускники, отучившись, возвращаются в село, где для них есть адресные социальные гарантии, например, представляется жилье.

Именно педагогические колледжи во многих территориях края являются базовым образовательным ресурсом для подготовки будущих учителей сельских школ. Поэтому столь значима деятельность, которая в профильных ссузах направлена на профориентацию, работу со школами. Действительно актуально формирование системы подготовки педагогов под конкретное рабочее место, чтобы у выпускников вузов была обязанность перед работодателем в течение нескольких лет отработать на этом месте.

— Ежегодно в сельские школы трудоустраиваются до 87% наших выпускников. Они не боятся работать на селе, ведь многие — около 96% студентов колледжа — сами оттуда родом, — подчеркивает Александр Андреев, директор Канского педагогического колледжа, доктор философских наук, профессор. — Мы понимаем, что у того, кто родился и вырос в сельской местности, окончил там школу, более вероятно возникнет желание вернуться, чем у горожанина, который, скорее всего, не захочет отказываться от благ городской жизни. Поэтому мы активно сотрудничаем с образовательными учреждениями в деревнях и поселках различных районов края, проводим мероприятия в рамках обширной программы профориентации. В сельские школы отправляются целые делегации, причем об особенностях профессии учителя, преимуществах обучения в Канском педагогическом колледже и перспективах трудоустройства школьникам рассказывают не только педагоги, но и сами студенты, уже успевшие погрузиться в особую образовательную среду, созданную в колледже, и почувствовать вкус к педагогической деятельности, пройдя первые профессиональные пробы. Важной составляющей подготовки будущего учителя является формирование культурной и эстетической компетенции, развитие организаторских умений, овладение различными технологиями воспитательной работы и формами внеклассной деятельности. Ведь на селе школа является своеобразным культурным центром, и педагог должен уметь организовать досуг детей во вне-учебное время. У наших студентов в период обучения есть возможность принимать участие в самых разных мероприятиях, проводимых как в стенах колледжа, так и за его пределами. Реализовать свой научный и творческий потенциал они могут, выступая на районных, краевых и даже всероссийских конференциях и конкурсах, что способствует их личностному и профессиональному развитию. Качество подготовки наших выпускников высоко ценится работодателями, так что у молодых педагогов есть возможность выбора. Причем у многих из них достаточно высокие требования к будущему месту работы, в том числе по уровню технического оснащения, которому в колледже уделяется большое внимание. Это становится своеобразным толчком к развитию сельских школ — если директора хотят видеть в своем коллективе молодых и перспективных педагогов, они должны предоставить им возможность реализовать свой потенциал, сделать их рабочие условия комфортными.

Очевидно, что повышение качества образования и его результативности напрямую зависит от того, насколько эффективной будет подготовка самих педагогов, и прежде всего молодых специалистов, которым предстоит реализовывать стратегию развития регионального образования до 2030 года. Почти две трети школ в Красноярском крае — сельские. Правда, число учеников в них год от года неуклонно снижается: в этом году всего 25% школьников края учатся в деревне, а сколько, получив диплом, вернутся домой? Кадровый голод становится одним из барьерных факторов в развитии агропромышленного комплекса края. И роль учителей сельских школ в решении задачи по возвращению молодежи в село трудно переоценить, ведь именно им на начальном этапе предстоит воспитывать интерес к культуре сельского образа жизни. Учить этому будущих педагогов — миссия сложная, но, как показывает практика работы многих профильных вузов и ссузов, выполнимая.

просмотры: 2305
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске