просмотры: 184

Учитель, которого ждут

Текст: Мария Кармакова Фото: архив Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького
Профессиональные конкурсы способствуют продвижению молодых перспективных специалистов, которые готовы в соревновательной форме продемонстрировать уровень владения современными компетенциями. Для будущих педагогов края такую возможность предоставляет конкурс «Учитель, которого ждут!»

 


В первые конкурс был организован в 2000 году в Ачинском педагогическом колледже как внутренний — для студентов выпускных групп образовательного учреждения. Проводился он ежегодно. Интерес к мероприятию проявили другие педагогические колледжи края, и в 2003 году при поддержке управления образования администрации Красноярского края конкурс получил статус регионального. Со временем его география значительно расширилась: в 2007 году к будущим молодым педагогам Красноярского края присоединились студенты Норильского и Таймырского колледжей, в 2008 году — учащиеся Братского педколледжа. А в 2010 году впервые участниками конкурса стали студенты вуза — Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

По традиции каждый последующий конкурс проходит на территории учебного заведения, чей участник стал победителем в предыдущем состязании. В 2018 году победу одержала Светлана Погарская, студентка Красноярского педагогического колледжа № 1, и поэтому 16-й по счету конкурс состоялся на базе данного образовательного учреждения. Красноярск представляли учащиеся педколледжа № 2, Сибирского федерального университета и государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Также участниками соревнования стали студенты Ачинского, Енисейского, Канского, Минусинского, Норильского и Таймырского колледжей.


Стоит отметить, что образовательное учреждение, которое принимает право провести мероприятие, не только предоставляет площадку и необходимое оборудование, но и разрабатывает конкурсные задания, подготавливает культурную программу для гостей. Таким образом, с каждым годом состязание будущих педагогов становится все более творческим, ярким и зрелищным. Команда Красноярского педколледжа № 1 впервые решила расширить формат открытого общения студентов на профессиональные темы и привлечь к диалогу представителей сферы педагогики и потенциальных работодателей. С этой целью третий, завершающий, день конкурса был посвящен деловой программе «Молодые учителя в красноярском образовании: перспективы профессионального роста».


— Конкурс «Учитель, которого ждут!» неизменно привлекает довольно сильных в профессиональном отношении участников — педагогические ссузы и вузы направляют своих лучших студентов. А вместе с ними в качестве команд поддержки приезжают их однокурсники. И нам хотелось сделать так, чтобы на нашей площадке они могли не только побороться за звание лучшего, продемонстрировать свои профессиональные компетенции, обменяться опытом, но и познакомиться с потенциальными работодателями и теми организациями, которые могут помочь им адаптироваться в профессии, — рассказывает директор Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького Татьяна Алексеева. — Поэтому участниками деловой программы стали представители общеобразовательных школ, министерство образования края, общественной организации «Творческий Союз Учителей», Красноярской территориальной организации Профсоюзов работников народного образования и науки РФ, Красноярского методического центра. Нашей целью было сделать так, чтобы в рамках мероприятия налаживались связи, чтобы здесь и сейчас руководители образовательных организаций увидели именно тех молодых педагогов, в которых они нуждаются. А выпускники в свою очередь могли оценивать те возможности, которые им предоставляют потенциальные работодатели, и выбрали учреждения, которые их устраивают. Была ли эта цель достигнута? Отчасти да. Мы не увидели, чтобы в ходе деловой программы заключались договоры. Но школы и выпускники смогли высказать свои потребности и пожелания в адрес друг друга, состоялся диалог будущих работников и потенциальных работодателей, и это большой шаг вперед.


Такой результат полностью соответствует основной миссии конкурса — выявлять и поддерживать талантливых студентов педагогических специальностей, повышать престиж учительского труда и распространять инновационные идеи в педагогике. Тот же посыл содержался и в конкурсных заданиях, которых в этом году было четыре. Первое — «Читательская грамотность», в котором участникам предстояло продемонстрировать умение работать с текстами. Такой формат задания стал еще одним новшеством конкурса, и все без исключения участники отметили, что выполнять его было интересно. Татьяна Алексеева подчеркивает: идея принадлежит педагогам и методистам Красноярского педколледжа № 1, а материалы для задания по их заказу разработали специалисты Центра оценки качества образования. Они же выступили в роли ведущих на данном этапе конкурса. Сделано это было для того, чтобы обеспечить участникам равные условия.


В ходе второго задания студентам предстояло проявить свою коммуникативную компетентность — качество, очень важное для педагога, ведь ему приходится выстраивать взаимодействие не только со своими учениками, но и их родителями, а также другими школьниками. Для обсуждения конкурсантам предлагались темы, касающиеся актуальных вопросов современного образования. А с кем им предстоит выстраивать диалог, определялось в ходе жеребьевки. Так, с четвероклассниками обсуждалось, какой они видят школу будущего, а со старшеклассниками — профессии будущего и как к ним подготовиться. Легче всего, по мнению Татьяны Алексеевой, студентам далось общение с учащимися 10–11-х классов, которые ближе им по возрасту, поэтому особенности взаимодействия более понятны.


Второй день конкурса был посвящен проверке методической грамотности будущих педагогов. Им предстояло провести урок, но не обычный, а в условиях индивидуального обучения, когда учитель работает не с целым классом, а один на один с учеником. На первый взгляд, это намного проще, чем удерживать внимание целой группы школьников, однако данный формат имеет свои сложности.


— Студенты педагогических ссузов и вузов в основном ориентированы на взаимодействие с классом, поскольку это традиционная форма обучения. Однако в современной школе все чаще встречаются ситуации, когда учитель должен выстраивать урок для одного ученика. Например, если ребенок болеет и находится на домашнем обучении или юный спортсмен уезжает на сборы, занятия проводятся в режиме онлайн, чаще всего по «Скайпу». Именно такая ситуация была воссоздана в ходе конкурсного задания. Правда, использование электронных технологий не являлось обязательным условием — провести занятие можно было и в очной форме. Лучше всего с этим заданием справились участники из нашего колледжа и Канска, причем оба проводили урок в начальной школе, — подчеркивает Татьяна Алексеева. — Отмечу, что условия были максимально приближены к реальным: свои уроки конкурсанты проводили для учеников лицея № 7, на базе которого проходило соревнование во второй день конкурса.


В завершение участники должны были продемонстрировать навыки организации внеурочной деятельности учащихся. Это давало возможность максимально проявить свой творческий потенциал. Студентка Красноярского педколледжа № 1 Юлия Смычкова в своем занятии задействовала электронные средства обучения, что, безусловно, добавило ей баллов, поскольку курс на цифровизацию является одним из ключевых векторов развития современного образования. Кроме того, были использованы элементы драматизации: ученикам предлагалось разыграть небольшой спектакль, снять его на камеру и смонтировать мини-фильм. Что они успешно и сделали, уложившись во временной лимит — на выступление каждого конкурсанта отводилось всего 30 минут.


Результаты заданий второго дня конкурса имели наибольший вес при формировании итогового рейтинга участников. И именно за них Юлия получила высшие баллы среди всех конкурсантов, что позволило ей с хорошим отрывом одержать победу. Второе и третье места заняли студенты Енисейского и Норильского педколледжей, причем разрыв между ними составил всего один балл. Церемония награждения призеров и лауреатов конкурса состоялась в большом концертном зале в рамках торжества, посвященного Дню учителя. Благодаря этому имена и лица будущих молодых учителей — самых инициативных, самых перспективных — стали известны всему краевому педагогическому сообществу.


Но прежде чем победители получили свои призы, организаторы конкурса провели общую рефлексию по поводу того, как прошло мероприятие. Возможность высказаться, поделиться своими впечатлениями получили и конкурсанты, и гости, и члены жюри.


— В состав конкурсной комиссии мы включили победителей краевого профессионального конкурса «Учитель года Красноярского края» разных лет, — рассказывает директор Красноярского педколледжа № 1. — И в ходе обсуждения они выступали не только и не столько с критикой в адрес участников соревнования, сколько давали им советы и напутствия. Получилась своего рода профессиональная консультация, передача опыта от поколения к поколению, ведь в зале в этот момент присутствовали не только конкурсанты, но и приехавшие их поддержать сокурсники. Уверена, те рекомендации, которые выдали им более опытные коллеги, значительно обогатили их методическую копилку. Остается надеяться, что этот багаж знаний будущие педагоги сумеют грамотно применить на практике и каждый из них станет отличным учителем — учителем, которого ждут!

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®