В частности, когда Президент РФ Владимир Путин объявил о том, что жилищное строительство, здравоохранение, образование и агропромышленный комплекс получают статус общенациональных приоритетов, мы в очередной раз убедились в дальновидности Пимашкова-экономиста. Раньше его упрекали: мол, "возрождает плановую экономику". Сегодня стало ясно - Красноярск не только готов, но уже выполняет поручение президента. Еще в 1998 году по инициативе главы города была разработана и утверждена антикризисная программа: стратегические направления деятельности администрации города, где приоритет отдавался направлениям, признанным в настоящее время стратегическими в общероссийском масштабе. Накануне своей поездки в Новосибирск для участия в первом заседании экономического совета СФО Петр Пимашков дал интервью главному редактору еженедельника "Первый ряд" и журнала "Реноме" Андрею Вану и обозревателю Ольге Гацко.
"Реноме": Петр Иванович, у вас есть "идеал" города? На ваш взгляд, на какой город Красноярску нужно равняться?
Петр Пимашков: Конечно, я бы хотел, чтобы Красноярск стал Москвой в миниатюре. Почему нет? У нас есть для этого все возможности. Меня расстраивает, когда я замечаю в людях - в своих земляках - симптомы так называемого комплекса провинциалов. Когда на любое новшество реагируют: " А у нас-то зачем это делать?". Сегодня у Красноярска появилось новое яркое лицо, и горожане высоко ценят эти перемены к лучшему. Им приятно жить в приветливом ухоженном городе. Красноярск, несмотря на свое географическое положение, все ближе к европейским градостроительным стандартам. Когда же мне в очередной раз говорят: "Зачем нам это надо?", я сразу вспоминаю анекдот "из жизни". Один депутат Государственной думы здорово критиковал нас за пресловутые фонтаны, брусчатку и прочие "излишества", а потом взял и уехал жить в Москву. Почему? Да потому, что там этих фонтанов еще больше, как и других приятных "мелочей", которые вроде практической ценности не имеют. Но именно такие "мелочи" и определяют качество жизни.
"Р": Значит, ставка на красоту, на качество городской среды, сделанная вами, вполне оправдала себя?
П.П.: Качество городской среды - очень важная вещь. С одной стороны, красноярцы своими руками строят город, ведут здесь созидательную жизнь, с другой - город формирует человека. Среда оказывает влияние на личность. Красноярец отличается от новосибирца или питерца. Это очевидно. Но - это же не значит, что все рабочее время я отдаю только благоустройству. Проблема качества городской среды - системная, и она решается вкупе со всеми остальными. Есть другие - масштабные - проблемы, без решения которых город не мог бы ступить и шагу вперед. Когда я только стал главой столицы края, я был удручен положением, в котором находился жилищно-коммунальный комплекс: 80% износа всех инженерных коммуникаций. В муниципальную собственность перешло большинство ведомственных котельных, которые находились в ужасающем состоянии. Без оздоровления этой, кровеносной, системы города нам грозила катастрофа. Мы стали изыскивать средства, привлекать инвестиции. Мы принимали соответствующие целевые городские программы, переходили на новые энергосберегающие технологии... В результате прошлый год мы прожили тихо и спокойно - уже без дефицита тепла. Это - большой успех.
"Р":В городе Красноярске раньше никогда не строилось более 500 тысяч квадратных метров жилья. Сегодня - строится:
П.П.: Да, город очень быстро строится. Кстати, по этой позиции в стране мы уступаем только Казани.
Думаю, к будущему году мы возведем не менее 600 тысяч квадратных метров жилья! Инфраструктура города сегодня к этому готова. Ранее нам удалось найти действенные механизмы создания инфраструктуры под будущее строительство. По кредиту Международного банка реконструкции и развития в микрорайоне Взлетка были полностью подготовлены 13 строительных площадок. Кроме того, у нас действует уникальная программа муниципального займа. Приобретая городские жилищные облигации, красноярцы сегодня имеют возможность покупать квартиры на 20-25% дешевле, чем у частных застройщиков. Уже несколько лет в Красноярске действует программа приобретения жилья для бюджетников - "50 на 50". С 2000 года по такой схеме предоставлено более двухсот квартир. В 2005 году заработал еще один проект: "Молодой красноярской семье - доступное жилье". Финансовое участие муниципалитета в схеме кредитования позволяет на 8-9% снизить ставки по банковским кредитам.
"Р": На красноярских улицах пробки, конечно, не такие, как в Москве, но - проблема перегруженности улиц транспортом есть. Как она будет решаться?
П.П.: Город - живой организм. Больше строим домов, больше рожаем, больше покупаем машин... Растем. Действительно, центральные улицы у нас перегружены автотранспортом. Что самое неприятное, реконструировать наши узкие дороги очень сложно. К примеру, в следующем году мы планируем реконструкцию улицы Игарской. Представляете, сколько неудобств это причинит горожанам?! Нет у нас пока "запасных" объездных путей. Транспортная схема, конечно, будет меняться. Так, будет построена объездная дорога, которая выведет за пределы Красноярска 30% транспорта: такова доля транзита. В планах - строительство четвертого городского моста через Енисей. Сегодня разрешение на строительство торговых комплексов выдается только в том случае, если хозяин "обеспечивает" его парковкой на 100-200 машин... Скоро в центре города будет построена многоярусная парковка. Мы стараемся использовать все возможности для решения этой проблемы.
"Р": Все же, сравнивая Красноярск с Москвой, мы не слишком высоко замахиваемся?
П.П.: Красноярцы работают не хуже москвичей. Столица края для меня - не замшелая провинция. Это один из самых перспективных, динамично развивающихся городов России. К слову, здесь можно вспомнить историю Америки. В Соединенных Штатах во времена Великой депрессии было выделено 40 городов страны, которым оказывалась максимальная помощь и поддержка. Города эти совершили мощный рывок в развитии и стали опорными индустриальными центрами США. Думаю, нечто подобное происходит сегодня в Европе.